Японский мостик (Мостик в саду Моне)
Клод Моне (1840 - 1926)
Французский живописец, один из основоположников импрессионизма.
Импрессионизм (впечатление) - одно из основных направлений в живописи, зародившееся во Франции во второй половине XIX века. Импрессионизм – двойная революция в живописи: в видении мира и в живописной технике. В живописи импрессионизм – движущийся, эфемерный, ускользающий мир, поэтому акцент на уходящее мгновение, и на текущий момент настоящего. Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию.
Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже. Но юность он провел в Гавре, где его отец в компании со своим шурином владел бакалейной лавкой.
Клод проводил больше времени в воде и на скалах, чем в классе, школа всегда казалась ему тюрьмой. Он развлекался, разрисовывая обложки тетрадей, используя их для портретов своих учителей, сделанных в весьма непочтительной, карикатурной манере. В этой забаве он вскоре достиг совершенства. В пятнадцать лет Моне был известным всему Гавру карикатуристом.
Однажды Клод Моне познакомился с пейзажистом Эженом Буденом, одним из провозвестников импрессионизма. Буден показал юному художнику некоторые приемы живописной работы с натуры.
Увлечение
живописью заставляет молодого художника отправиться в Париж. Там он с
головой уходит в богемную жизнь и завязывает многочисленные знакомства в
артистической среде. Лишенный материальной поддержки родных, Моне
вынужден идти в армию, расквартированную в Алжире. Однако спустя два
года он серьезно заболевает, и тетушке приходится внести за него деньги,
чтобы освободить от воинской повинности.
В 1862 году Моне возвращается в Париж и начинает заниматься в студии Ш. Глейра.
Его
ранние живописные работы позволяют говорить о несомненном
колористическом даровании живописца, о его умении скомпоновать картину и
об увлечении иллюзионистическими эффектами.
В 1865 году Моне начинает работу над композицией «Завтрак на траве», картину большого масштаба – полотно более шести метров в ширину.
Природа и пробивающийся сквозь зеленую
листву солнечный свет, фокусирующийся на белом пятне скатерти, а также
прозрачные голубоватые тени здесь гораздо важнее всего остального. Это
полотно словно предсказывает будущее в направлении и развитии творчества
Клода Моне, главы новой складывающейся импрессионистической школы. Вся
история французского импрессионизма – от его зарождения до расцвета и
постепенного угасания –
укладывается в долгую творческую биографию Моне. Клод Моне разработал
оригинальную технику: он использовал мелкие раздельные мазки, которые,
не смешиваясь, появлялись на холсте. Они отражали непосредственное
восприятие автора.
Картина «Женщины в саду»
написана в 1866 году
Моне снял дом с садом возле
железнодорожной станции в парижском предместье Севр и начал работать над
крупномасштабной картиной с людьми на открытом воздухе – этим сюжетом
Клод Моне был давно увлечен. Камилла Донсье (будущая жена художника)
стала моделью для трех женщин на создаваемой картине.
Полотно, над которым работал Моне было
настолько громоздким, что для написания верхней части художнику пришлось
опускать его в яму с помощью лебёдки с блоком. Моне писал листву только
при ярком солнечном свете, чтобы наиболее точно передать игру света и
тени. Моне не был очень заинтересован в изображении женских тел или
передаче их настроения. Женщины выглядят на картине стилизованными, что
еще больше подчеркивает тончайшие нюансы освещения. Маленькие пятнышки
света подчеркивают две фигуры в левой части полотна. Резкие тени
выделяются на одежде сидящей женщины, ее лицо освещено только голубым
отражением от платья. Контраст между освещенными и затененными областями
доведен до крайности.
Работал над картиной Моне так. Однажды
его друг увидел, что Клод Моне, ничего не делая, неподвижно сидит перед
своим полотном. « Что вы делаете? Разве можно без толку сидеть здесь,
вместо того, чтобы работать? Вам осталось так много написать». Моне
покачал головой: «Не могу. Жду солнца». И действительно, солнце скрылось
за облаком и световые рефлексы погасли. Все сделалось серым, как в
хмурый облачный день. Платье одной из женщин погрузилось в тень, а
вторая женщина с зонтиком исчезла. Надо было ждать солнца, чтобы точно
увидеть контуры.
Картина «Бульвар Капуцинок в Париже»
Написана в 1873 году
Одно из лучших импрессионистических
произведений. Художник пишет два известных парижских вида из окон ателье
фотографа Надара, расположенного на бульваре Капуцинок. Клод Моне
избирает высокую точку зрения:
сверху, из окна (или с балкона, вместе с теми персонажами, которых он
изобразил справа), зритель видит уходящую по диагонали, по направлению к
парижской Опере, перспективу бульвара, поток экипажей и пестрой толпы в
неразличимом мелькании лиц. Фигурки прохожих едва намечены белыми
мазками, фасады домов на противоположной стороне бульвара наполовину
скрыты ветвями платанов.
Клод
Моне передает в этом произведении мгновенное, чисто зрительское
впечатление от едва заметно вибрирующего воздуха, от уходящих вглубь
улицы людей и уезжающих экипажей. Он разрушает представление о плоскости
холста, создавая иллюзию пространства и наполняя его светом, воздухом и
движением. Глаз устремляется в бесконечность, и нет предельной точки,
где бы он мог остановиться.
Клод Моне. "Сена у Буживаля". 1869
Холст, масло, 63 х 91 см.
Галерея Курье, Манчестер, Нью Гемпшир, США
Холст, масло, 63 х 91 см.
Галерея Курье, Манчестер, Нью Гемпшир, США
Клод Моне. "В саду". 1875
Холст, масло, 61 х 80 см.
Частное собрание
Холст, масло, 61 х 80 см.
Частное собрание
Клод Моне. Ирисы в саду Моне. 1900
Комментариев нет:
Отправить комментарий