Густав Адольф Мосса (1883-1971) всю жизнь проработал куратором в Музее изящных искусств Ниццы. Писал не очень много (с 1903 по 1918 гг), а в последующие годы скрывал свои работы. Они были заново открыты только после его смерти.
С 1900 года Мосса увлекся Ар Нуво и символистским течением в литературе и искусстве. Особенно повлияли на него Густав Моро, Роппс и Бердсли. Также на его творчество сильнейшее влияние оказали художники раннего итальянского Возрождения (он увидел подлинники их картин(когда вместе с отцом ездил в Италию) и прерафаэлиты. На него оказали влияние "властители дум" той эпохи: Бодлер, Гюисманс, Ведекинд, Пшибышевский ...
"Персей"
Мосса три раза был женат: первый брак (жену звали Шарлотта-Андреа) продлился с 1908 по 1918 год и закончился разводом, второй (с Лукрецией Ру) — с 1925 по 1955, до смерти жены, а в третий раз художник женился в 1956, в возрасте 73 лет, жену звали Мари-Марсела, а Мосса переименовал ее в Виолетту.
"Давид и Вирсавия" 1906(?)
Во время Первой мировой войны в 1914 году он был мобилизован на фронт и вскоре тяжело ранен. Ещё с 1911 года он стал отходить от символизма, и возможно, то, что он испытал на войне, окончательно изменило его взгляды на жизнь и на искусство. Он продолжал рисовать пейзажи и иллюстрировать книги (например, "Иродиаду" Флобера (1927), "Севильского цирюльника" Бомарше (1931), "Задига" Вольтера и несколько произведений Анатоля Франса), делать афиши и рекламные листовки для карнавала. После смерти Мосса его ранние картины были показаны широкой публике.
"Гарпия", 1907 г.
"Бал", 1907 г.
"Плод", 1905 г.
"Поцелуй Елены", 1905 г.
"Сирена", 1905 г.
"Пьеро уходит",1906 г.
Мосса считал образ Пьеро очень близким себе и в 1905 написал одноактную пьесу "Пьеро уходит".
"Четыре евангелиста"
"Петух и жемчужное зерно", 1909.
"Bruges-La-Morte" ("Мертвый Брюгге"- название романа Жоржа Родденбаха)
"Сфинкс"
"Сафо"
"Юдифь"
"Мудрые девы" ("Les Vierges sages"). 1906. Евангельская притча о мудрых девах.
"Кифера"
"Адам и Ева"
"Мотыльки"
"Dans la penombre crepusculaire des jours" (В cумеречной полутени дней),1914
"В балете "
"Асмодей"
"Падаль"
"Слепой"
"Он"
Мосса отразил в своём творчестве почти все ключевые для искусства декаданса темы, не обошёл он стороной и андрогинность, и гомоэротизм. Этот акварельный рисунок, созданный в 1906 году, называется "Он" (по аналогии с картиной "Она).Это изображение императора Гелиогабала, готовящегося к танцу в честь сирийского солнечного бога. На рисунке есть надпись, якобы цитата из Светония: «И затем он подражал крикам и плачу девушек, которых изнасиловал (Светоний "Жизнь Гелиогабала")» Но у Светония нет жизнеописания Гелиогабала, а сама фраза навеяна жизнеописанием Нерона, про которого Светоний пишет, что он вышел замуж за некоего Дорифора, "крича и вопя, как насилуемая девушка". Кстати, Мосса изобразил другой эпизод из жизни Нерона: изнасилование весталки по имени Рубрия.
"Рубрия", 1907.
Гелиогабал вел не менее развратную жизнь, чем Нерон, имел множество любовников, три раза был женат (на женщинах), а один раз, как Нерон, сам вышел замуж. Поэтому Мосса то ли ошибся, то ли сознательно применил к нему видоизмененную фразу о Нероне. Гелиогабал на его рисунке имеет много общего и с Пьеро, и со светской дамой андрогинной внешности.
"Горгона"
"Порок"
"Соломон"
Комментариев нет:
Отправить комментарий