Способности человеческого мозга
до сих пор выше, чем у многих сорвеменных компьютеров. При этом
простейший калькулятор справится с вычислениями гораздо лучше и быстрее
любого из нас.
А все потому, что мы склонны попадаться
в ловушки собственного сознания, которые то и дело заставляют нас
принимать сомнительные решения и делать ложные выводы.
Вы не виноваты в своей нерациональности. И AdMe.ru знает, почему.
Все становится хуже
Замечали, что с каждым годом все вокруг становится все хуже и хуже? Так нас заставляет думать эффект негативности.
Дело в том, что мы склонны обращать
внимание на плохие новости и не замечать хорошие. Учёные считают, что
мы подсознательно воспринимаем плохое как более важное.
Именно поэтому мы думаем, что ситуация
на планете усугубляется день ото дня. Хотя, например, писатель
и психолог Стивен Пинкер в своей книге доказывает, что преступлений,
жестокости и войн постепенно становится всё меньше и меньше.
Машиной безопаснее
Практически каждый знает, что самолет —
самый безопасный транспорт на свете, в отличие от автомобиля.
Статистически шанс погибнуть в автокатастрофе — 1/84, на самолёте —
1/5000. Но наш мозг отказывается воспринимать эту связь, и мы продолжаем
с полной уверенностью садиться за руль, но трепетать как осиновый лист
на борту самолета. Феномен пренебрежения вероятностью заставляет нас
бояться погибнуть от рук террористов и не думать о гораздо более
реальной опасности — упасть с лестницы или случайно отравиться,
например.
Я всегда прав
Мы любим соглашаться с людьми, которые
соглашаются с нами. Именно поэтому мы выбираем людей со схожими
взглядами, суждениями и предпочтениями.
Нам неприятны отдельные личности, группы
людей или сайты, которые заставляют нас сомневаться в собственной
правоте. Психолог Б. Скиннер называл это явление «когнитивным
диссонансом».
Эта избирательность и приводит
к предвзятости подтверждения — мы воспринимаем только ту информацию,
которая подтверждает наши суждения. Одновременно с этим мы игнорируем
или отвергаем всё, что конфликтует с нашей правдой и угрожает разрушить
привычный для нас образ мира. Интернет, кстати, только усиливает эту
тенденцию.
Орел или решка
Мы часто уверены, что события
из прошлого могут каким-то образом повлиять на наше настоящее. Это
явление называется ошибка игрока. Простой пример — подбрасывание
монетки. Если пять раз подряд выпадает решка, наш мозг уверен, что
в следующий раз обязательно выпадет орел. На самом деле, шансы
по-прежнему остаются 50/50.
Примерно так же работает ловушка
«позитивного ожидания», свойственная игроманам. Им кажется, что после
нескольких проигрышей удача просто должна повернуться к ним лицом, и уже
следующая игра принесёт им огромный куш.
Оно того стоило
Каждый может припомнить ситуацию, когда
совершал неоправданно дорогую или ненужную покупку. И вместо того, чтобы
нести ее обратно, вы уговорили себя, что «оно того стоило».
Так работает пост-шопинговая
рационализация — мозг запрограммирован на утешения, когда вы совершаете
какую-нибудь явную глупость. В конце концов, вы начинаете думать, что
риски были оправданы, и вы бы поступили так и во второй раз.
Чужой, поэтому плохой
Наша врождённая потребность — чувствовать себя частью коллектива.
Все дело в окситоциноме — так называемой
«молекуле любви». С одной стороны этот гормон помогает нам создавать
тесные связи друг с другом, с другой — заставляет отталкивать всех, кто
остался вне нашего «круга». Он делает нас подозрительными, внушает страх
и даже высокомерие по отношению к чужакам.
В конце концов, мы переоцениваем людей
нашей собственной группы и недооцениваем тех, о ком мы, в сущности,
не имеем никакого представления. Это — эффект внутригрупповой
пристрастности.
Почему все вокруг беременные?
Часто случается так, что мы внезапно
начинаем повсюду замечать нечто для нас новое. Нам кажется, что это
«нечто» с определённого момента стало нас преследовать, в то время как
в действительности мы просто не обращали на это внимание. Это эффект
выборочности наблюдения.
Пример: вы покупаете новую машину
и с этого момента начинаете видеть такие же автомобили кругом и всюду.
Или женщина, которая узнала о беременности, вдруг начинает замечать
вокруг себя большое количество беременных. Это может быть все, что
угодно: какая-нибудь песня или редко употребляемое выражение.
Стадное чувство
Мы обожаем двигаться вместе с толпой,
хотя можем этого и не осознавать. Когда люди вокруг нас выбирают
любимчика — будь то спортивная команда или певец, то наша
индивидуальность отключается. Мы впадаем в состояние своеобразного
«группового мышления», которое пораждается эффектом повального
увлечения.
Например, вещь, которую ваши коллеги
посчитают «крутой», скорее всего покажется «крутой» и для вас. Ну или
в спорте — если большинство из вашего окружения болеет за какую-нибудь
команду, очень сложно не поддаться всеобщему увлечению.
Молчание — знак согласия
Склонность считать, что другие люди
мыслят так же, как и мы, вызвана эффектом переноса. Например, часто
члены радикальных организаций уверены, что весь мир разделяет
их позицию. Хотя так может вовсе и не быть.
С этим эффектом связан похожий — эффект
ложного консенсуса — необоснованная уверенность, что окружающие
по умолчанию с нами согласны.
Со скидкой — значит дешево
Мы обращаем внимание на разницу между
числами, но не на их величину. Это называется «эффектом якоря» или
«ловушкой сравнения». Этим фокусом активно пользуются продавцы.
Классический пример — товар
на распродаже. Мы видим на бирке две цены и оцениваем разницу между
ними, не сами цены. Если скидка значительна, это производит на нас
впечатление, даже если товар на самом деле слишком дорогой даже
со скидкой.
Этим приёмом пользуются и рестораны —
они включают в меню непомерно дорогие блюда, чтобы цена на другие
казалась вполне разумной. По этой же причине мы чаще всего выбираем
нечто среднее — не слишком дорогое, но и не самое дешёвое.
Подумаю об этом завтра
В 1998 году провели исследование на тему
эффекта текущего момента. 74% покупателей, выбирая еду на неделю,
предпочли полезные фрукты. А когда их попросили сделать выбор на текущий
день, то 70% участников эксперимента потянулись к шоколаду.
Часто мы ведем себя легкомысленно
сегодня, не думая о завтрашнем дне. Дело в том, что подсознательно
мы перекидываем ответственность на кого-то, кем мы будем завтра. И нам
трудно понять, что это опять будем мы же.
Автор Джордж Дворский.
Перевод Светы Гоголь, адаптация AdMe.ru.
Перевод Светы Гоголь, адаптация AdMe.ru.
Комментариев нет:
Отправить комментарий