У всех настоящих творцов есть нечто общее — отношение к своему времени.
Нас не учили говорить «нет». «Нет» считается чем-то грубым,
практически оскорблением. Говорить нет можно только драг-дилерам
и незнакомцам, которые предлагают вам конфеты.
При этом у слова «нет» творческий заряд сильнее, чем у любых идей,
инсайтов и навыков. Отказ от лишнего увеличивает время, которое люди
могут потратить на создание чего-то нового. Математика простая: у вас
меньше времени, чем вы думаете, и вам нужно больше, чем кажется.
Люди, добившиеся успеха в творчестве, не думают, сколько это займет
времени. Дать интервью, написать письмо, посмотреть фильм, поужинать
с кем-то неинтересным. Они думают о том, сколько это отнимет творчества.
Сколько всего я еще не создам до тех пор, пока не скажу «нет»? Картину?
Параграф? Двадцать строчек кода? Ответить «да» означает создать меньше.
Потому что у нас изначально не так то много времени, как нам
хотелось бы. Нужно еще успеть заправить машину, купить продукты, уделить
время семье и основной работе.
Однажды в 1998 году в ответ на неоднократные приглашения сняться
в рекламе Apple, актер Шон Коннери написал, наконец, Стиву Джобсу письмо следующего содержания:
«Уважаемый мистер Джобс! Повторяю еще
раз. Вы ведь понимаете английский язык, не правда ли? Я не собираюсь
продавать свою душу ни Apple, ни какой-либо другой компании.
И я не заинтересован в том, чтобы „изменить мир“, как вы мне
предлагаете. И у вас нет ничего, в чем бы я нуждался и чего бы я хотел.
Вы продавец компьютеров, а я, черт побери, ДЖЕЙМС БОНД! Мне трудно
представить себе более быстрый способ разрушить свою карьеру, чем
появление в ваших дурацких рекламных материалах. Пожалуйста, больше
не обращайтесь ко мне. С наилучшими пожеланиями, Шон Коннери».
Интересный факт. Когда венгерский профессор психологии задумал
написать книгу про творческих людей, он отправил 275 запросов
на интервью. Треть просто не ответили — были настолько заняты. Треть
ответили отказом:
Писатель и консультант Питер Друкер:
«Один из моих секретов продуктивности
(в которую я верю; в „креативность“ не очень) — это огромная, нет, даже
ГИГАНТСКАЯ корзина, в которую я выкидываю все приглашения типа вашего.
В моем понимании продуктивность заключается в том, чтобы НЕ ДЕЛАТЬ того,
что хотят от меня другие люди, и посвящать все время работе, для
которой у меня есть предназначение и талант свыше».
Секретарь писателя Сола Беллоу:
«Мистер Беллоу счел нужным
проинформировать меня о том, что во второй половине своей жизни
он остается активным писателем отчасти из-за того, что не позволяет себе
отвлекаться на запросы вроде вашего».
Фотограф Ричард Аведон:
«Извините — у меня осталось слишком мало времени».
Секретарь композитора Джорджа Лигетти:
«Джордж довольно активно пишет музыку,
и как следствие этого, абсолютно перегружен работой. Он не сможет
помочь Вам в написании Вашей книги по изучению креативных людей.
Он также просил попросить прощения из-за того, что не может ответить
на Ваше письмо лично — занят написанием концерта для скрипки, который
должен быть закончен до осени».
Время — это исходный материал для творчества. Если убрать всю чушь
про «креативность», то в сухом остатке будет только практическая работа,
с помощью которой человек может находить решения проблем, процесс
мышления, раздумий, собственно, то, что и называется «созданием нового».
Творчество занимает время, целые дни, недели, 24 часа в день,
и не знает таких слов как «отпуск» или «выходные».
Создание новых продуктов, идей, произведений, это не процесс, который
можно включить и выключить по расписанию. Творческие люди тратят все
свое время на работу.
Однажды Чарльз Диккенс писал своему другу в ответ на его приглашение:
«Мне все пишут: „Это только полчаса!“, „Это займет всего лишь
один вечер“. Но они не понимают, что я не могу скомандовать себе
отвлечься на пять минут и потом сразу вернуться к работе, да и простая
встреча может взволновать меня так, что я не смогу написать ни строчки
целый день. Тот, кто занимается настоящим творчеством, должен заниматься
им постоянно, находить в этом свое призвание. Мне жалко, что
ты подозреваешь меня в том, что я не хочу тебя видеть, но я не могу тут
ничем помочь; у меня свой путь, и я буду по нему идти вне зависимости
от желаний других людей».
Иногда «нет» делает нас невежливыми, эгоистичными, антисоциальными,
одинокими. Но «нет» это то, что заставляет нас продолжать творить.
Автор: Кевин Эштон
Комментариев нет:
Отправить комментарий