Карнавал,
говорят, соответствует русской Масленице. И все-таки это скорее
натяжка, чем реальность. Карнавал – европейская традиция, Масленица –
славянская.
Первая
уходит корнями в Римские сатурналии, дионисийские загулы и мистерии,
вторая – в празднование весеннего равноденствия с проводами зимы и
встречей весны.
Но и Карнавал, и Масленица – двери, фиксирующие временную
и пространственную границу, являясь порогом одного времени года и
входом в другое. Это - народные праздники переходного времени.
И
сколько бы церковнослужители ни утверждали, что Масленица не имеет
языческих корней, это не так. Масленица отмечалась на Руси и тогда,
когда христианство как государственная религия еще не восторжествовало, а
карнавал имеет корни в древнеримской традиции праздника дураков.
Европейский
Карнавал – это, прежде всего, театрализованное зрелище с обязательным
шествием по улицам и площадям, с театрализованными сценками, насыщенным
грубо-натуралистическим народным фольклором, обыгрывающим тему
плодородия, зачатия и рождения новой жизни.
Масленица
– тоже народное веселье, но с гораздо менее выраженными эротическими
элементами, отсутствием театрализованных шествий и шутовства:
скоморошество в России вырезалось огнем и мечом, а театр и актерство
считались делом греховным.
Западноевропейский
карнавал это - смех, радость, дурачество, шутовство, танцы и веселье,
раскрепощение плоти с ее естественными потребностями: обжорством,
любовными утехами, пьянством, площадной руганью и непристойными шутками.
В
городах Европы прямо на площадях разыгрывались сценки битвы Карнавала и
Поста, излюбленным действом в жирный вторник, последний день перед
постом. В этот день принято было есть жирную свиную голову или жирную
курицу. Эти действия не вызывали негативной реакции ни со стороны
властей, ни со стороны Церкви, все были вовлечены в народный хоровод.
Карнавал
ассоциируются у меня с именами Бахтина, Рабле, Иеронима Босха, Питера
Брейгеля Старшего и других. Босх и Брейгель написали картины с
одинаковым названием «Битва Карнавала и Поста». Художников объединяет не
только манера письма и особый, отстраненный взгляд на человека и мир,
но и загадочность их жизней, наполненных легендами и мистическими
совпадениями.
Босх
– последний средневековый художник, Брейгель, его последователь и
ученик, первый художник Ренессанса. Но преемственность между ними видна
даже не столько в манере письма и цветовой гамме, что не может не
бросаться в глаза, сколько в восприятии мира и человека в
философско-иронической и несколько отстраненной манере.
Босха
называют лучшим знатоком внутреннего мира человека с его грехами,
страстями и причудливыми желаниями, Брейгеля – лучшим знатоком народной
жизни, смотрящим на человеческое сообщество скорее как биолог, изучающий
человеческий муравейник с космической высоты.
Героем
почти всех картин Брейгеля Старшего является народ, в котором теряется
отдельная личность и индивидуальность, а если и появляется, то скорее
как маска. Этим он отличается от художников эпохи Возрождения с их
вниманием к личности и индивидуальности.
Брейгель
никогда не писал обнаженную натуру и портреты, свой интерес он находил в
изучении и изображении народа, в котором вырос, который знал и понимал.
Многие элементы его картин взяты из его собственной жизни и
наблюдений. Картину «Битва Карнавала и Поста» называют энциклопедией
народной жизни, так тщательно и точно в ней отражены традиции карнавала.
Некоторые
исследователи говорят, что на его взгляды и творчество существенно
повлиял Николай Коперник, сделавший центром Вселенной Солнце, указав
Земле ее истинное место. Это давало право Брейгелю говорить, что
человек живет, не зная, что за ним наблюдают.
И
действительно, мелкие и многочисленные фигурки людей, населяющие
полотна Брейгеля, создают впечатление какого-то огромного человеческого
муравейника, в котором все снуют и суетятся и где не сразу разберешь,
кто есть кто, где настоящая святость, а где зло. Иисус Христос, Дева
Мария и Иуда живут вместе и рядом.
Но
изображая народную жизнь, Брейгель видит ее добрыми и любящими глазами,
привнося в нее элементы комического и иронического, в них нет злого
сарказма. Художник смотрит на народ как на играющих детей с их
слабостями и детской непосредственностью.
«Битва
Поста и Карнавала» разделена на левую и правую сторону, на зло и добро.
На одной стороне - обжорство, пьянство, любовные игры, смех и азартные
игры, на другой - церковь, колодец с чистой водой, рыба, основная
постная пища, милосердие и доброта. Но, глядя на ту и другую стороны,
понимаешь, что добродетели здесь столь же условны и столь же смешны и
греховны, как и человеческие пороки.
Карнавал
и Пост не олицетворяют добро и зло, это всего лишь маски в театральном
действии, разыгрываемом на подмостках жизни. Средневековый человек
высшее и низшее, существующие в отрыве друг от друга, рассматривает
равно греховными. Крайности сходятся, а добродетель уравнивается с
пороком.
Приглядимся
к героям картины. Жирный, веселый, довольный и наглый Карнавал,
восседающий на винной бочке как на лошади, и тощий, бледно-зеленый Пост,
восседающий на церковном стуле, на спинке которого видны четки из лука,
одного из основных продуктов поста.
В
руках у Карнавала – рапира с нанизанной на ней головой свиньи и жирный
кусок мяса. Это оружие, с которым он выступает против Поста. У Поста в
руках печная лопата с двумя селедками, основной пищей первого дня Поста.
С
той и с другой стороны каждого из них идет процессия, олицетворяющая
греховный Карнавал и добродетельный Пост. Со стороны Карнавала - ряженые
с кухонными предметами, которые используются в качестве музыкальных
инструментов.
Толкает
бочку шут в разноцветном колпаке, одновременно жонглирующий двумя
сосудами. Слева от него человек с обмазанным мукой лицом, играющий ножом
на решетке для жаркого. Справа – уродец со своим музыкальным
инструментом: горшком, обтянутым свиным пузырем и палочкой. У повозки
лежат игральные карты и кости, которыми развлекались в дни карнавала.
Сзади
бочки с Карнавалом идет - отъевшийся священник в черной сутане с
круглым столом на голове, на котором разложены основные яства праздника.
В одной руке он держит светильник, в другой – стеклянный сосуд. Рядом
идет тощий «кающийся», завернутый в одеяло с платком на голове. Контраст
жирного священника и тощего грешника выглядит очень комично.
Справа
от них - откормленный толстяк, играющий на мандолине, за которым
следует "мадонна" с бусами из яичной скорлупы и в соломенном одеянии.
Солома олицетворяет ветхое и отжившее, которое подлежит сожжению.
В
ее руках блюдо с булочками. Слева от священника - женщина, которая
печет из молока и яиц блины, символ благополучия. В нижнем углу – двое
играют в кости, а замыкает процессию мальчик – Король карнавала.
За
процессией видна харчевня с вывеской «Голубая лодка», которая
символизирует корабль дураков, а жирный понедельник назывался голубым.
Перед харчевней играется шутовская свадьба, олицетворяющая плодородие.
После мясоеда празднование свадеб запрещалось.
На
этой же стороне картины вдалеке видна гостиница, у которой
разыгрывается детская сценка «избрания короля», между домами – процессия
прокаженных с трещотками, оповещающими их приближение.
На
площади - множество калек, нищих и попрошаек, которым никто не подает.
Здесь же - играющие в горшки мужчины и пытающаяся их остановить жена. В
самой глубине картины – костер, на котором сжигают солому и ветхие
корзины, символизирующие сжигание чучела Зимы.
Все
это на левой стороне. Правая сторона - Поста – прямая ее
противоположность: здесь царят милосердие, всем нищим подают, а для
умерших собирают жертву. Здесь же - церковь, в которую входят молящиеся и
выходят причастившиеся.
Каталку
с Постом тащат двое изможденных - монах и монашка, на каталке –
перевернутая корзина – символ голода, и сухие сушки. За ними идет
процессия ребятишек с трещотками и их учитель, собирающий плату за учебу
натурой. На лбу у детей и у Поста – крестики из пепла, которые
наносились в пепельную среду – первый день поста.
Вдалеке
на лестнице – женщина, моющая окно, а у порога – женщина, чистящая
горшки. Это намек на Чистый понедельник, когда принято убираться в домах
и встречать Великий Пост во всем чистом. Здесь же наверху трубочист. В
пепельную среду они ходили по улицам и кидали в прохожих золу.
Все
эти мелочи и детали, так подробно рассказывающие о средневековом
европейском карнавале, показывают жизнь людей как большую театральную
сцену за которой наблюдают откуда-то сверху.
И
все эти мелочи и приметы европейского карнавала мало знакомы русскому
человеку, кроме разве что сжигания чучела Зимы. Для русских Масленица –
это совсем другое. Но об этом – в следующий раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий