Предъявление Христа народу. «Спаситель мира» и другие споры об авторстве Леонардо да Винчи

 
6.03.2014
В начале марта газета The New York Times со ссылкой на свои источники в арт-мире сообщила, что картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» была в частном порядке продана неизвестному коллекционеру за сумму от 75 до 80 миллионов долларов. Это уникальное событие на арт-рынке: написанные маслом работы итальянских старых мастеров первого ряда становятся объектом торга нечасто, а Леонардо — практически никогда.

Примечательно, что все самые дорогие картины старых мастеров были проданы в результате частных сделок: исключение составляет лишь абсолютный чемпион — «Избиение младенцев» Рубенса, проданное в 2002-м на Sotheby's за феноменальные 49,5 миллиона фунтов, что в пересчете на сегодняшние деньги составляет 99,7 миллиона долларов. Изображенный Леонардо Христос занимает (в зависимости от того, сколько точно за него было заплачено) с третьего по пятое место в рейтинге.

Картина самого знаменитого художника мира к арт-дилерам попала благодаря воле случая: до недавнего времени о ее существовании знали немногие, а о ее авторе — практически никто. «Лента.ру» вспоминает самые яркие споры об авторстве Леонардо да Винчи.
6 марта 2014
О том, что Леонардо по заказу короля Франции Людовика XII написал Христа с хрустальной сферой в руке, искусствоведы знают благодаря биографу художника Джорджо Вазари. Известно было, что картина находилась в коллекции английского короля Карла I, однако затем след ее затерялся. Снова «Спаситель мира» всплыл в 1900 году, изуродованный реставрациями (в частности, Христу, в соответствии с более поздней традицией, пририсовали усы и бородку). Тогда его приписали Джованни Больтраффио, ученику Леонардо, и в конечном итоге продали за 45 фунтов.
<p>
<p>
Новая история «Спасителя мира» началась уже в XXI веке, когда его заметил и выкупил арт-дилер Роберт Саймон. Очищенная от переделок работа была предъявлена специалистам, которые практически единодушно признали в ней потерянного Леонардо. Чтобы закрепить статус картины, ее три месяца выставляли в лондонской Национальной галерее на исторической выставке да Винчи.
<p>
Картина привлекала к себе дополнительный интерес тем, что единственная из всех работ Леонардо имела коммерческую перспективу: когда ее только нашли, СМИ оценивали работу в 200 миллионов долларов. Однако продали ее «всего» за 75-80 миллионов долларов. Хотя это, конечно, гигантские деньги, все же нет сомнений, что Леонардо должен стоить дороже Рубенса. Но, вероятно, покупателей отпугивал сомнительный провенанс — как и то, что никаких дополнительных аргументов, кроме единодушия искусствоведов, публике предоставлено не было.В том, что Леонардо приложил руку к созданию эрмитажного шедевра, сомнений почти нет. В пользу этого говорит мастерство, с каким изображена голова Богородицы (в Лувре хранится набросок женской головы, который несомненно является этюдом «Мадонны Литты»). Аргументами против леонардова авторства обычно называют резкие контуры человеческих фигур — однако стоит учитывать, что картина написана темперой, которая была менее привычна для художника, чем масло. Кроме того, пейзаж на заднем фоне мало напоминает тот, который можно ожидать от автора «Моны Лизы», «Святого Иеронима» и «Мадонны в скалах». 
<p>
<p>
Однако главное — это дошедший до нас эскиз головы младенца, выполненный учеником да Винчи, Джованни Больтраффио, и похожий на маленького Христа с «Мадонны Литты» как две капли воды. Иными словами, скорее всего, картина, хранящаяся в Эрмитаже, была выполнена студией Леонардо — с весомым вкладом самого мастера.История «Дамы с горностаем», как и многих других картин Леонардо, начинает прослеживаться достаточно поздно — с рубежа XVIII-XIX веков. Кисть да Винчи узнали не сразу; к тому времени, как это произошло, картина была неоднократно переписана (забавно, что, к реставрации фона, возможно, приложил руку Эжен Делакруа). Часто говорили, что «Даму» мог написать (или помочь написать) кто-то из студии Леонардо — однако в 2007 году картина была сфотографирована специальной камерой с очень большим разрешением, а затем исследована. В результате были обнаружены не только следы первоначального замысла, но и отпечаток пальца художника (который таким образом размазывал краски) — причем только одного художника. Исследователь Паскаль Котт обратил внимание на то, что аналогичный отпечаток есть на незаконченном «Святом Иерониме» (1480—82), который Леонардо точно писал один, когда вокруг него еще не собралась студия учеников.Рисунок чернилами и тремя цветами мела на пергаменте (точнее, велене) причислили к канону Леонардо в 2009 году. До того периода о портрете девочки, одетой по моде миланского двора конца XV века, было известно немногое. Бывшая владелица рисунка Джин Марчиг утверждает, что, когда она в 1955 году вышла замуж за реставратора Джанино Марчига, рисунок уже принадлежал ему; тогда он считался немецкой работой начала XIX века, подражавшей ренессансным художникам. 
<p>
<p>
В 1998 году Марчиг продала рисунок почти за 22 тысячи долларов — о чем впоследствии горько пожалела, и даже судилась с Christie’s (впрочем, безрезультатно). В 2009 году по миру широко разошлась информация о том, что автор портрета — Леонардо. Доводы сторонников этой версии таковы: автор рисунка — левша; следы изменений указывают на то, что это не копия; а черты девушки в некоторых аспектах напоминают портрет с горностаем. Хотя других леонардовых работ мелом на велене до нас не дошло, известно, что он деятельно интересовался этой французской техникой и первым в Италии применил пастель. Наконец, подобно «Даме с гороностаем», на «Невесте» нашли отпечатки пальцев.
<p>
<p>
Против атрибуции возражали много — в частности, указывая, на некоторые анатомические несовершества портрета — однако эти доводы приводились до появления решающего аргумента. В 2011 году в Национальной библиотеке Польши обнаружили печатную книгу со сделанными вручную иллюстрациями, из которой был выдран портрет — это «Сфорциада», поэма во славу Лодовико Сфорцы. Этот факт начисто отметает версию о германском художнике XIX века. Кроме того, можно сделать вывод, что девочка, изображенная на рисунке — это 13-летняя Бьянка Сфорца, дочь Лодовико и его любовницы Бернардины де Коррадис (варшавский экземпляр «Сфорциады» был подарен жениху Бьянки).Сейчас практически нет сомнений в том, что «Прекрасная Ферроньера» (слева) принадлежит кисти Леонардо (в частности, анализ показал, что она написана на куске дерева из того же ствола, что и «Дама с горностаем»).
<p>
<p>
В начале XX века «Феророньера» стала предметом одной из самых скандальных судебных тяжб вокруг предметов искусства. В 1920-х годах одна из копий картины (справа) попала в руки к супружеской чете по фамилии Хан — американцу Генри и француженке Андре. Уверенные, что это оригинал Леонардо, они решили перепродать картину Канзасскому институту искусства. Сделка бы состоялась, если бы один из журналистов, освещавших продажу, не обратился за комментарием к влиятельному арт-дилеру сэру Джозефу Дувину, который заявил, что это копия, а оригинал висит в Лувре. Его слова были напечатаны, и Ханы подали в суд на Дувина, обвинив в клевете: эксперт якобы хотел вывести картину с рынка и остаться его единоличным повелителем.
<p>
<p>
В 1929 году дело дошло до Верховного суда Нью-Йорка, а двух «Ферроньер» сравнивали прямо в Лувре. Все козыри были на руках у Дувина, который утверждал, что «Ферроньера» Ханов — даже не копия эпохи Возрождения, а более поздняя. Однако симпатии присяжных, которых специально подбирали из числа людей, не разбирающихся в ренессансной живописи, оказались не на стороне арт-дилера. Американцам не нравилось, что европейские эксперты смотрели на них свысока, а апеллировали лишь к своей компетенции, не предъявляя наглядных доказательств. В результате присяжные не смогли прийти к однозначному выводу: девятеро были за Ханов, трое — за Дувина. Дело пришлось улаживать: эксперт был вынужден выплатить истцам 60 тысяч долларов (вместо затребованных 500 тысяч), а также немалые судебные издержки. 
<p>
<p>
Это решение, однако, не повлияло на оценку картины, которую специалисты продолжали считать копией — продать ее так и не удалось. Точно так же исход тяжбы не повлиял на авторитет Дувина. Озлобленный Гарри Хан в 1946 году выпустил книгу «Изнасилование красавицы» — свой взгляд на судебный процесс, классический пример искусствоведческой теории заговора. Он обвинял арт-дилера в упоении властью и, ни больше ни меньше, мести американской «Ферроньере».
<p>
<p>
Последний аккорд этой истории произошел недавно, на рубеже XX—XXI веков. И искусствоведы, и химический анализ подтвердили, что картина Ханов — французская копия середины XVII века. В 2010 году ее, однако, продали на Sotheby’s за 1,5 миллиона долларов — в несколько раз дороже оценки. Вероятно, дурная слава картины сыграла здесь благую роль.Набросок к портрету Изабеллы д'Эсте, супруги маркграфа Мантуи и покровительницы живописцев, однозначно атрибутируется Леонардо да Винчи. Считалось, однако, что самого портрета Леонардо так и не создал, либо он до нас не дошел. 
<p>
<p>
Однако осенью 2013 года итальянские СМИ сообщили, что в швейцарском банке якобы хранится портрет Изабеллы д'Эсте, чрезвычайно напоминающий набросок, а потому также созданный да Винчи. Радиоуглеродный анализ показал, что работа была создана в эпоху Возрождения, а один из видных специалистов по Леонардо признал руку мастера. С тех пор о новой находке ничего не сообщалось.
«Спаситель мира» (Salvator Mundi); между 1506 и 1513 годами. Владелец неизвестен
Изображение: wikimedia.org
О том, что Леонардо по заказу короля Франции Людовика XII написал Христа с хрустальной сферой в руке, искусствоведы знают благодаря биографу художника Джорджо Вазари. Известно было, что картина находилась в коллекции английского короля Карла I, однако затем след ее затерялся. Снова «Спаситель мира» всплыл в 1900 году, изуродованный реставрациями (в частности, Христу, в соответствии с более поздней традицией, пририсовали усы и бородку). Тогда его приписали Джованни Больтраффио, ученику Леонардо, и в конечном итоге продали за 45 фунтов.
Новая история «Спасителя мира» началась уже в XXI веке, когда его заметил и выкупил арт-дилер Роберт Саймон. Очищенная от переделок работа была предъявлена специалистам, которые практически единодушно признали в ней потерянного Леонардо. Чтобы закрепить статус картины, ее три месяца выставляли в лондонской Национальной галерее на исторической выставке да Винчи.
Картина привлекала к себе дополнительный интерес тем, что единственная из всех работ Леонардо имела коммерческую перспективу: когда ее только нашли, СМИ оценивали работу в 200 миллионов долларов. Однако продали ее «всего» за 75-80 миллионов долларов. Хотя это, конечно, гигантские деньги, все же нет сомнений, что Леонардо должен стоить дороже Рубенса. Но, вероятно, покупателей отпугивал сомнительный провенанс — как и то, что никаких дополнительных аргументов, кроме единодушия искусствоведов, публике предоставлено не было.

Комментариев нет:

Отправить комментарий