Культура западной цивилизации основана на представлениях о мире, свойственных для христианского, а в более далёкой исторической перспективе, и для иудейского мировоззрения. Для него, как известно, свойственно разделение окружающей реальности на материальную и духовную. Хотя обе составляющей реальности признаны созданными Богом, именно духовный мир как более возвышенный привлекает особое внимание человеческой мысли. Особую привлекательность для человечества, если судить по наиболее ярким произведениям искусства, имеет тёмная сторона духовного мира – например, падшие ангелы.
Кто хочет высоко взобраться, глубоко упадёт
Ангелами (буквальное значение слова – «вестник, посланец») в ветхозаветной и новозаветной мифологии считаются особые духовные создания, сотворённые Богом из желания разделить с кем-либо безграничную Любовь. Ангелы представляют собой бесплотных духов, наделённых Создателем огромные творческими способностями. Цель существования ангелов не только служение Богу, но и познание Его премудрости и любви. Через это познание ангелы могли приумножать собственный духовный потенциал и приближаться к Богу. Соответственно, различные ангелы обладали разной степенью познания Бога, что породило ангельскую иерархию.
Священное Писание и различные предания повествуют о том, что часть ангелов впали в самомнение и гордыню. Чем больше они познавали, чем больше открывали в себе творческих возможностей, тем меньше они думали о Боге и больше приписывали свои дарования самим себе. До поры до времени эта «болезнь» среди ангелов оставалась скрыта, пока один из них не решился на открытый мятеж против Создателя, предприняв попытку сравняться с Богом и даже создать свой мир. За мятежником пошли те ангелы, которые также были подвержены гордыне – предания утверждают, что их набралось примерно треть от общей численности ангельского мира. В результате произошла ангельская война между восставшими и сохранившими верность Богу ангелами. В ходе неё последние победили, а побеждённые были изгнаны из Небесного Царства и превратились в демонов или бесов.
Также существуют малоизвестные апокрифы, согласно которым треть ангелов заняла выжидательную позицию, то есть в войне не поддержали ни Бога, ни его противников. Эти ангелы якобы также изгнаны с Небес, но не стали демонами, а ожидают решения своей окончательной участи на Страшном Суде. Участь же падших ангелов была окончательно решена после того, как их предводитель искусил людей. Люди были созданы Богом как замена отпавшим от него ангелам, именно людям Он приготовил в качестве наследства мир. Поэтому падшие ангелы возненавидели людей, приложили все усилия для их совращения, то есть для научения их греху, и продолжают губить их души на протяжении всей истории. Именно за то, что падшие ангелы не только соблазнились сами, но и соблазнили людей, им отказано в Божественном прощении, они обречены на вечные адские мучения.
Кого знают по именам?
Иудейская демонология, в отличие от христианской, уделяет достаточное внимание не только главному из падших ангелов, но и некоторым «персоналиям». В апокрифических книгах называется около двадцати наиболее видных из демонов, которые были в числе первых ангелов-мятежников. Наиболее известны из них Самаэль и Азазель.
Самаэль упоминается в Ветхом Завете как ангел смерти, приходящий к грешникам в час их кончины (к праведникам в смертный час приходил архангел Гавриил). В некоторых сюжетах он отождествляется с предводителем падших ангелов, однако чаще всего его связывают с нечестивой смертью.
Азазель в иудейской мифологии обычно обозначается как злобный дух пустыни. С этим демоном был связан древний обычай приношения в жертву животного, на которого «списывали» грехи еврейского народа («козёл отпущения»).
Самый падший ангел
Предводитель падших ангелов и, тем самым, первый богоотступник хорошо известен в западной культуре под именами сатана или дьявол. На самом деле эти имена являются лишь прозвищами, обозначающими характер главного падшего ангела. Еврейское слово «сатана» и греческое слово «дьявол» имеют одно значение – «противник, клеветник, лукавый»: тот, кто противится Богу, кто в силу собственной лживой природы клевещет на Него и всячески старается обмануть и погубить людей. Традиция указывает, что первоначально ангела, впоследствии отпавшего от Бога, называли сияющим, светоносным – именно таково буквально значение имён Люцифер и Денница.
Романтическая и готическая литература Европы Нового времени сформировала образ Люцифера как самого главного из ангелов, ближайшего из них к Богу. Тем самым в различных произведениях подчёркивается трагичность личности сатаны и его восстания против Создателя. На самом деле в Ветхом Завете указан ангельский чин Денницы. Предание разделяет всех ангелов на девять ангельских чинов по мере приближения к Богу: Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Престолы, Херувимы и Серафимы. Денница называется херувимом, то есть он находился на восьмой, предпоследней ступени близости к Создателю. Но и этого хватило, чтобы им овладела преступная гордость и он пошёл против Бога. Также распространено понимание сатаны как силы, равноценной Богу. Однако это не так – Священное Писание прямо указывает на неравенство дьявола и Творца.
Во-первых, сатана и его падшие ангелы были побеждены в небесной войне даже не Богом, а архангелом Михаилом во главе армии ангелов. Во-вторых, в некоторых библейских сюжетах прямо видно, что дьявол действует лишь с попущения Бога, в конкретных случаях вынужден ждать Его разрешения и не может Его ослушаться. Классический пример – ветхозаветная Книга Иова. Впрочем, сатана настолько погряз в гордыне, что не может осознать своего низкого положения, видимо, в силу того, что обладает некоторым воздействием на материальный мир и способен искушать подверженного греху человека. Согласно Апокалипсису Иоанна Богослова перед Страшным Судом снова попытается восстать против Бога и опять будет побеждён архангелом Михаилом. Окончательная же гибель постигнет дьявола в ходе его третьей попытки сразиться с Создателем.
Александр Бабицкий
Кто хочет высоко взобраться, глубоко упадёт
Ангелами (буквальное значение слова – «вестник, посланец») в ветхозаветной и новозаветной мифологии считаются особые духовные создания, сотворённые Богом из желания разделить с кем-либо безграничную Любовь. Ангелы представляют собой бесплотных духов, наделённых Создателем огромные творческими способностями. Цель существования ангелов не только служение Богу, но и познание Его премудрости и любви. Через это познание ангелы могли приумножать собственный духовный потенциал и приближаться к Богу. Соответственно, различные ангелы обладали разной степенью познания Бога, что породило ангельскую иерархию.
Священное Писание и различные предания повествуют о том, что часть ангелов впали в самомнение и гордыню. Чем больше они познавали, чем больше открывали в себе творческих возможностей, тем меньше они думали о Боге и больше приписывали свои дарования самим себе. До поры до времени эта «болезнь» среди ангелов оставалась скрыта, пока один из них не решился на открытый мятеж против Создателя, предприняв попытку сравняться с Богом и даже создать свой мир. За мятежником пошли те ангелы, которые также были подвержены гордыне – предания утверждают, что их набралось примерно треть от общей численности ангельского мира. В результате произошла ангельская война между восставшими и сохранившими верность Богу ангелами. В ходе неё последние победили, а побеждённые были изгнаны из Небесного Царства и превратились в демонов или бесов.
Также существуют малоизвестные апокрифы, согласно которым треть ангелов заняла выжидательную позицию, то есть в войне не поддержали ни Бога, ни его противников. Эти ангелы якобы также изгнаны с Небес, но не стали демонами, а ожидают решения своей окончательной участи на Страшном Суде. Участь же падших ангелов была окончательно решена после того, как их предводитель искусил людей. Люди были созданы Богом как замена отпавшим от него ангелам, именно людям Он приготовил в качестве наследства мир. Поэтому падшие ангелы возненавидели людей, приложили все усилия для их совращения, то есть для научения их греху, и продолжают губить их души на протяжении всей истории. Именно за то, что падшие ангелы не только соблазнились сами, но и соблазнили людей, им отказано в Божественном прощении, они обречены на вечные адские мучения.
Кого знают по именам?
Иудейская демонология, в отличие от христианской, уделяет достаточное внимание не только главному из падших ангелов, но и некоторым «персоналиям». В апокрифических книгах называется около двадцати наиболее видных из демонов, которые были в числе первых ангелов-мятежников. Наиболее известны из них Самаэль и Азазель.
Самаэль упоминается в Ветхом Завете как ангел смерти, приходящий к грешникам в час их кончины (к праведникам в смертный час приходил архангел Гавриил). В некоторых сюжетах он отождествляется с предводителем падших ангелов, однако чаще всего его связывают с нечестивой смертью.
Азазель в иудейской мифологии обычно обозначается как злобный дух пустыни. С этим демоном был связан древний обычай приношения в жертву животного, на которого «списывали» грехи еврейского народа («козёл отпущения»).
Самый падший ангел
Предводитель падших ангелов и, тем самым, первый богоотступник хорошо известен в западной культуре под именами сатана или дьявол. На самом деле эти имена являются лишь прозвищами, обозначающими характер главного падшего ангела. Еврейское слово «сатана» и греческое слово «дьявол» имеют одно значение – «противник, клеветник, лукавый»: тот, кто противится Богу, кто в силу собственной лживой природы клевещет на Него и всячески старается обмануть и погубить людей. Традиция указывает, что первоначально ангела, впоследствии отпавшего от Бога, называли сияющим, светоносным – именно таково буквально значение имён Люцифер и Денница.
Романтическая и готическая литература Европы Нового времени сформировала образ Люцифера как самого главного из ангелов, ближайшего из них к Богу. Тем самым в различных произведениях подчёркивается трагичность личности сатаны и его восстания против Создателя. На самом деле в Ветхом Завете указан ангельский чин Денницы. Предание разделяет всех ангелов на девять ангельских чинов по мере приближения к Богу: Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Престолы, Херувимы и Серафимы. Денница называется херувимом, то есть он находился на восьмой, предпоследней ступени близости к Создателю. Но и этого хватило, чтобы им овладела преступная гордость и он пошёл против Бога. Также распространено понимание сатаны как силы, равноценной Богу. Однако это не так – Священное Писание прямо указывает на неравенство дьявола и Творца.
Во-первых, сатана и его падшие ангелы были побеждены в небесной войне даже не Богом, а архангелом Михаилом во главе армии ангелов. Во-вторых, в некоторых библейских сюжетах прямо видно, что дьявол действует лишь с попущения Бога, в конкретных случаях вынужден ждать Его разрешения и не может Его ослушаться. Классический пример – ветхозаветная Книга Иова. Впрочем, сатана настолько погряз в гордыне, что не может осознать своего низкого положения, видимо, в силу того, что обладает некоторым воздействием на материальный мир и способен искушать подверженного греху человека. Согласно Апокалипсису Иоанна Богослова перед Страшным Судом снова попытается восстать против Бога и опять будет побеждён архангелом Михаилом. Окончательная же гибель постигнет дьявола в ходе его третьей попытки сразиться с Создателем.
Александр Бабицкий
Комментариев нет:
Отправить комментарий