Искусствовед Бендор Гросвенор нашел настоящий портрет принца Чарльза

18/03/2014
ЭДИНБУРГ. Когда-то Бендор Гросвенор (Bendor Grosvenor) разбил сердца тысяч шотландцев и всей национальной сувенирной отрасли объявив, что на портрете, считавшемся единственным дошедшим до нас изображением Красавчика Принца Чарли, на самом деле изображен его младший брат Генри. Теперь же, Гросвенор реабилитировался пред Шотландией, найдя настоящий портрет Принца Чарльза, ставшего национальным героем Шотландии.
Давно потерянный портрет розовощекого принца был написан в Эдинбурге в 1745 году, одним из самых известных шотландских художников Аланом Рамсеем (Allan Ramsay) в тот год, когда юный претендент на престол, внук свергнутого короля Якова II Стюарта, начал свою обреченную на провал кампанию по восстановлению своего рода на престол Англии. Это единственный известный портрет принца, сделанный в Великобритании: бойня во время битвы на Каллоденском поле похоронила восстание Якобитов, а Чарльз провел остаток своей жизни в эмиграции, где и умер в 1788 году. Похоронен Принц Чарльз в Риме.
Совершить своё открытие исследователю помогла одна старая фотография Госфорт Хаус (Gosford House), дома семьи графа Уэймисс (Earls of Wemyss), расположенного недалеко от Эдинбурга.
Шотландия хранит память о своем герое, потому как его выступление в 1745 году было последней серьёзной угрозой английскому владычеству, вплоть до наших дней, когда Национальная партия Шотландии добилась проведёния референдума по вопросу независимости Шотландии, назначенного на осень 2014 года.
Гросвенор, считающий Принца Чарльза героем, испытывал муки совести из-за того, что именно он установил тот факт, что портрет, долгое время печатавшийся в Шотландии на календарях, книгах, открытках и бесчисленных банках с печеньем, принадлежит не национальному герою, а его младшему брату Генри. Шотландская Национальная Галерея (Scottish National Gallery), в которой с 1994 года был гордо вывешен портрет, кисти французского художника Мориса Кантен де Ла Тура (Maurice Quentin de La Tour), приобретенный за 22 000 фунтов стерлингов, сначала пыталась оспорить заявление искусствоведа, но затем была вынуждена согласиться. Но сам Гросвенор с тех пор был занят поисками настоящего портрета.
Письмо от камердинера Принца Чарльза, Джона Стюарта, адресованное «Аллану Рамсею, художнику», сохранившееся в Королевском Архиве, было первой зацепкой. Датированное 26 октября 1745 года, письмо содержало властный вызов: «Сэр, вы желаете прийти во Дворец Холируд как можно скорее, чтобы заняться портретом его Королевского Высочества. Поэтому я ожидаю, что вы не будете ждать отдельных приглашений».
Найденный портрет также подтверждает слухи, ходившие ранее, о том, что молодой Рамсей симпатизировал Якобинцам. Его картина должна была стать официальным портретом нового короля Англии, в том случае, если бы Принцу Чарльзу удалось реализовать свои планы. Позже художнику пришлось отказаться от своего юношеского патриотизма и стать придворным живописцем Георга III.
Бендор Гросвенор, директор галереи Филиппа Мулда (Philip Mould), специализирующейся на исторических портретах, также весьма известен как арт-детектив из популярной программы Би-би-Си «Подделка или Удача?». Он проследил утраченную картину по фотографии в архиве Национальной Портретной Галерее (National Portrait Gallery), которая вывела его на семейную коллекцию графа Уэймисс, покровительствовавшего Рамсею. В доме графа, Госфорд Хаусе и была обнаружена картина, лишний раз доказавшая, что важное значение этого исторического памятника Шотландии, со всеми его богатствами, постепенно забывается, не смотря на то, что дом открыт для общественности.
Гросвенор сказал: «Я связался с вдовствующей графиней Уэймисс и она и её семья неожиданно оказали мне всестороннюю помощь. Многие частные владельцы не хотят, чтобы арт-дилеры рылись в их коридорах, даже не знаю почему...».
Анна Сидорова © Gallerix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий