Герои детских кошмаров и подростковых фантазий в скульптурах Клары Кристаловой (Klara Kristalova)

«Совсем большая девочка» («Big Girl Now»), скульптуры Клары Кристаловой (Klara Kristalova)

«Совсем большая девочка» («Big Girl Now»), скульптуры Клары Кристаловой (Klara Kristalova)

Человеческая фигура, полностью скрытая под слоем белых перьев, мрачные близнецы, держащиеся за руки, молодая девушка с прорезью для заводного ключа на спине — эти трансгрессивные существа населяют детские кошмары, мрачные фольклорные сюжеты, и творчество шведской художницы Клары Кристаловой (Klara Kristalova). Её покрытые глазурью статуэтки вытягивают наружу тёмную подноготную невинных детских сказок и напоминают о жестоких страхах, которые сопровождают светлую пору взросления.


Клара Кристалова родилась в Чехословакии, но сейчас живёт и работает в Швеции. Её работа похожа на материальный отпечаток сознания скептичного, но любопытного ребёнка, который еще не до конца осознал, где проходят рамки между фантазией и реальностью. Как герои сказок на ночь, которые незаметно переселяются в сны и со временем становятся неотличимы от реальных воспоминаний, персонажи Клары обитают в пограничной зоне между детством и зрелостью. 

Близнецы

Близнецы

Юная девушка растёт

Юная девушка растёт


«Среди прочих тем, которые я разрабатываю, важное место в моей текущей работе занимают разные изменения и трансформации, которые происходят с людьми в период взросления, — объясняет художница. — Часто мои работы о девочках, которые занимаются разными делами, или переживают разные эмоциональные состояния. Сюжеты приходят ко мне естественным образом, и я не склонна долго размышлять, почему это происходит именно так. На самом деле, мои девочки — это люди, личности, я бы даже сказала — символические фигуры, обозначающие любого человека».

Она из лесов

Она из лесов

Женщина с замочной скважиной

Женщина с замочной скважиной


В настоящее время работы Клары Кристаловой представлены на выставке «Совсем большая девочка» («Big Girl Now»), для которой художница намеренно отобрала только персонажей женского пола, в ответ на постоянные вопросы, почему она так часто изображает девочек. Все героини этого шоу очень разные: дети, девочки-подростки, взрослые женщины, молодые девушки. И всё же выставка получилась не столько о слабом поле, сколько о переходном периоде, готовности сделать шаг навстречу чему-то новому, оставив какие-то вещи в прошлом.

Дама

Дама

Женщина-птица

Женщина-птица


Скульптуры Клары Кристаловой передают то особое детское желание быть напуганным (если, конечно, потом есть кому успокоить и утешить), которое выражается в пересказывании страшных историй перед сном, ночных вылазках на кладбище или в заброшенный дом и вызывании всякой нечисти, стремление еще незадервеневшего разума и необузданной фантазии проверить реальность на прочность. Но есть в них и по-настоящему минорные ноты. «Мне сложно представить счастье без печали. Если в моей работе совсем нет темных мотивов, мне она кажется скучной. И, конечно, в детстве, наравне со светлым и весёлым, всегда присутствует мрачное и жуткое», — объясняет Клара.

Девочка с гусём

Девочка с гусём


Если отрешиться от проблем взросления, скульптуры Клары Кристаловой чем-то напоминают фарфоровые статуэтки австралийской художницы Пенни Бирн (Penny Byrne), которая привносит современный остро-социальный контекст в традиционно мещанский пасторальный жанр.

Комментариев нет:

Отправить комментарий