Символы и аллегории картины «Весна» Сандро Боттичел­ли.

Весна. С.Боттичелли. Темпера.1478 г. Флоренция. Галерея Уффици
Посещая с туром в Италию галерею Уффици во Флоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичел­ли. Чем же так примечательна эта картина, создан­ная более 500 лет назад в 1478 году? Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философ­ский смысл. Движение в картине устремлено справа – нале­во. В верхнем правом углу картины видна голубо­вато-зеленая фигура в развевающемся плаще. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символ ветра. От его полета согнулись стволы деревьев. Влево от него убегает испуганная нимфа, касающаяся руками третьей фигуры, будто прося у нее защиты. Но та, словно не замечая, движется к нижнему краю картины, и, глядя в сторону зрителя, как будто, занята посевом, опустив правую руку в складки платья, наполненные розами. Эту девушку, в длинном расшитом цветами платье, с худощавым лицом и венком на золотых волосах часто называли Вес­ной. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.

Три фигуры понадобились Боттичелли для живописной иллюстрации мифа.

Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зе­фир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т.е — о весеннем цветении природы. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слета­ют цветы, покры­вая мелким узором ее подол. Следующая справа фигура — это уже пре­вращенная Хлорис, в ее новом облике. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Вы­шитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Все три фигуры символизируют первый месяц весны, ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом.

Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.

Об этом свидетельствует парящий в воздухе Амур (ее сын) с луком и огнен­ной стрелой. Живописно расступившиеся полукругом деревья, заполняющие фон картины, также показы­вают, что здесь располагается смысловой центр картины. Скло­нив голову, Венера смотрит в сторону зрителя, благословляя опекающим жестом правой руки группу Граций. Жест привлекает к себе внимание, за­ставляя лучше ощутить ритмическую па­узу в центре картины и направляет взгляд дальше влево.

Венера и ее спутницы Грации символизируют второй месяц весны — апрель.

Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Последний персонаж картины— Меркурий (крайняя фигура слева). Он — частый спутник Граций, поскольку символизирует разу­м и красноречие, а также является творцом искусств. В древнеримском календа­ре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Месяц считался концом весны и началом лета. Может быть, поэтому Меркурий, символизирующий в картине май, повернут спиной к остальным весенним божествам.

Мир, отраженный в живописи Боттичелли, необычен и загадочен.

Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ров­ным. А  просвет среди деревьев, вол­нообразной полосой проходящий через всю кар­тину, в правой части ее показывает небо там, где ожидалось бы увидеть продолжение поверхности луга. Возможно, Боттичелли сознательно отка­зался от ренессансной перспекти­вы, ради усиления ощущения чуда.

Композиционный ритм «Весны» Боттичелли довольно сложен.

Фигуры расположены волнообразно. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. В линиях контуров и складок преобладают диагонали, поднимающиеся влево, и почти нет горизонталей. Взгляды и жесты большинства фигур разобщены,  словно они показаны в момент, когда прежнее движение по инерции еще продолжается, а внимание уже переключается на новый предмет. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погружаясь в созерцание Меркурия. Движения и жесты в картине, как будто, сразу забываются как теми, кто их совершает, так и теми, к кому они обращены. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Таким образом, в живописи усиливается ощущение созерцательности, благодаря чему в картине появляется более важная, чем положенная в ее основу аллегория — тема духовной жизни. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Фло­ры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Жест Венеры в сторону от Зефира к Грациям и Меркурию, наряду со скромностью ее одежд можно понять и как предпочтение в человеке материального — духовному.

Картина Боттичелли была написана для одного юноши из семьи Медичи, самой влиятельной во Флоренции.

Вероятно, она должна была способствовать укреплению привязанности к существовавшим в то время нравственным идеалам  Образ Венеры в картине Боттичелли символизирует не только любовь и красоту, но и «гуманитас» — достойную принадлежность к человечеству  человечность. К тому же, слово «грация» в итальянском языке относится, наряду с красотой, к доброте и милосердию.
«Весна» тесно связана с культурой Италии XV века. Движения ее персонажей напоминают танцы того времени. По своей тематике и выбору действующих лиц она перекликается с костюмированными шестви­ями, проходившими во Флоренции каждую весну. Поэтому ее смысл, аллегории и символизм были понятны в ту эпоху.

Но было в живописи картины и такое содержание, воспринять которое были способны лишь наиболее образованные современники Боттичелли.

Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Но, это не единственное повторение в картине. В XV веке в Грациях видели три разных проявления единого божества Венеры; считали, что Грации — это она сама. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня; одну из Граций в XV веке в Италии часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Что касается Меркурия, то он, кроме всего, считался богом ветра и в этом качестве назывался Зефиром! Таким образом, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа. Один из них олицетворяет ветер, дух и разум  другой — любовь, природу и цветение.
Один и тот же дух слетает на землю, становясь силой любви, влекущей к постижению и сотворению цветущей красоты мира, и он же обращается к небесам (Меркурий, разгоняет жезлом облака  и среди них ищет волшебный плод). Круг замыкается, чтобы повториться сначала. Разум выступает в картине «Весна» в союзе с любовью — началом и основным источником познания, согласно учению флорентийских философов, современников Боттичелли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий