Посещая с туром в Италию
галерею Уффици во Флоренции, следует обратить внимание на одну из самых
известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Чем же
так примечательна эта картина, созданная более 500 лет назад в 1478
году? Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический
подтекст. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в
работу и философский смысл. Движение в картине устремлено справа –
налево. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в
развевающемся плаще. По раздутым щекам и крыльям можно предположить,
что это — символ ветра. От его полета согнулись стволы деревьев. Влево
от него убегает испуганная нимфа, касающаяся руками третьей фигуры,
будто прося у нее защиты. Но та, словно не замечая, движется к нижнему
краю картины, и, глядя в сторону зрителя, как будто, занята посевом,
опустив правую руку в складки платья, наполненные розами. Эту девушку, в
длинном расшитом цветами платье, с худощавым лицом и венком на золотых
волосах часто называли Весной. На самом деле, это — богиня цветов и
растений Флора.
Три фигуры понадобились Боттичелли для живописной иллюстрации мифа.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью
превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в
богиню цветения, т.е — о весеннем цветении природы. Вместе с дыханием, с
открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом
облике. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Вышитые
узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Все три фигуры
символизируют первый месяц весны, ибо первое дуновение Зефира считалось
ее началом.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
Об этом свидетельствует парящий в воздухе Амур (ее сын) с луком и
огненной стрелой. Живописно расступившиеся полукругом деревья,
заполняющие фон картины, также показывают, что здесь располагается
смысловой центр картины. Склонив голову, Венера смотрит в сторону
зрителя, благословляя опекающим жестом правой руки группу Граций. Жест
привлекает к себе внимание, заставляя лучше ощутить ритмическую паузу в
центре картины и направляет взгляд дальше влево.
Венера и ее спутницы Грации символизируют второй месяц весны — апрель.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по
имени Афродиты (греческое имя Венеры). Последний персонаж картины—
Меркурий (крайняя фигура слева). Он — частый спутник Граций, поскольку
символизирует разум и красноречие, а также является творцом искусств. В
древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Он
назван так в честь матери Меркурия — Майи. Месяц считался концом весны и
началом лета. Может быть, поэтому Меркурий, символизирующий в картине
май, повернут спиной к остальным весенним божествам.
Мир, отраженный в живописи Боттичелли, необычен и загадочен.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит
весенними цветами. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Мы смотрим
на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Может показаться, что
некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под
ногами кажется ровным. А просвет среди деревьев, волнообразной
полосой проходящий через всю картину, в правой части ее показывает небо
там, где ожидалось бы увидеть продолжение поверхности луга. Возможно,
Боттичелли сознательно отказался от ренессансной перспективы, ради
усиления ощущения чуда.
Композиционный ритм «Весны» Боттичелли довольно сложен.
Фигуры расположены волнообразно. Они, то тесно сдвинуты, то –
интервал между ними увеличен. Их окружает темный фон зелени, который
перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. В линиях контуров и
складок преобладают диагонали, поднимающиеся влево, и почти нет
горизонталей. Взгляды и жесты большинства фигур разобщены, словно они
показаны в момент, когда прежнее движение по инерции еще продолжается, а
внимание уже переключается на новый предмет. Так, например, средняя
Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погружаясь
в созерцание Меркурия. Движения и жесты в картине, как будто, сразу
забываются как теми, кто их совершает, так и теми, к кому они обращены.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а
разобщаются. Таким образом, в живописи усиливается ощущение
созерцательности, благодаря чему в картине появляется более важная, чем
положенная в ее основу аллегория — тема духовной жизни. Дружба, любовь,
зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры),
восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы
представлены художником в тесной взаимосвязи. Жест Венеры в сторону от
Зефира к Грациям и Меркурию, наряду со скромностью ее одежд можно понять
и как предпочтение в человеке материального — духовному.
Картина Боттичелли была написана для одного юноши из семьи Медичи, самой влиятельной во Флоренции.
Вероятно, она должна была способствовать укреплению привязанности к
существовавшим в то время нравственным идеалам Образ Венеры в картине
Боттичелли символизирует не только любовь и красоту, но и «гуманитас» —
достойную принадлежность к человечеству человечность. К тому же, слово
«грация» в итальянском языке относится, наряду с красотой, к доброте и
милосердию.
«Весна» тесно связана с культурой Италии XV века. Движения ее
персонажей напоминают танцы того времени. По своей тематике и выбору
действующих лиц она перекликается с костюмированными шествиями,
проходившими во Флоренции каждую весну. Поэтому ее смысл, аллегории и
символизм были понятны в ту эпоху.
Но было в живописи картины и такое содержание, воспринять которое были способны лишь наиболее образованные современники Боттичелли.
Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Но, это
не единственное повторение в картине. В XV веке в Грациях видели три
разных проявления единого божества Венеры; считали, что Грации — это она
сама. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто
дискутируют и сегодня; одну из Граций в XV веке в
Италии часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Что касается
Меркурия, то он, кроме всего, считался богом ветра и в этом качестве
назывался Зефиром! Таким образом, в композиции из восьми фигур показаны
лишь два обобщенных поэтических символа. Один из них олицетворяет ветер,
дух и разум другой — любовь, природу и цветение.
Один и тот же дух слетает на землю, становясь силой любви, влекущей к
постижению и сотворению цветущей красоты мира, и он же обращается к
небесам (Меркурий, разгоняет жезлом облака и среди них ищет волшебный
плод). Круг замыкается, чтобы повториться сначала. Разум выступает в
картине «Весна» в союзе с любовью — началом и основным источником
познания, согласно учению флорентийских философов, современников
Боттичелли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий