Виллем Бастиан Толен Willem Bastiaan Tholen (Амстердам, 13 февраля 1860 - Гаага, 5 декабря 1931) - голландский художник. Он был сыном Pieter Hendrik Hermanus Tholen и Johanna Maria Arendsen. .
Zelfportret van Willem Bastiaan Tholen (1860-1931)
Виллем Бастиан Толен вырос в художественной семье. Его отец и сестра, а также его тетка Arondine Arendsen, занимались живописью, а отец позже занялся торговлей произведениями искусства. Отец научил его основам живописи.
В Государственной академии в Амстердаме он подружился с Виллемом Витсеном, художником, происходившим из богатой и знаменитой семьи патрициев Амстердама.
После академии Толен работает в течение нескольких месяцев в студии художника Paul Joseph Constantin Gabriël в Брюсселе.
De schilder Gabriël aan het schilderen in een boot. (1882, Museum Boijmans Van Beuningen)
Затем он переехал в Делфт. С 1877 по 1878 гг. он жил и работал в Делфте. Там он учился у Adolf le Comte и в Polytechnische school. В восемнадцать лет он дает уроки рисования в Гауде, а два года спустя в своем родном городе Кампене.
Благодаря своей дружбе с Виллемом Витсеном, он регулярно приглашается в гости к семейству Витсенов, в Ewijkshoeve. Здесь можно было встретить многих знаменитых представителей голландской живописи и литературы, таких как Антон Мауве (1838-1888), Jan Veth (1864-1925), Jacobus van Looy (1855-1930), Eduard Karsen (1860-1941), Willem Kloos en Albert Verwey.
Zelfportret Willem Bastiaan Tholen, 1885
Толен познакомился в Ewijkshoeve с семнадцатилетней Коби Мюллер, своей будующей женой.
Willem Bastiaan Tholen Portret van Jacoba Suzanna Muller (1843-1918)
Они поженились в 1886 году и поселились в Гааге на верхнем этаже Kanaalvilla на Witte Brug в Гааге, а под ними жил Брэм Артсениус со своими шестью маленькими детьми и второй женой Коби Витсен, которая была подругой Якобы Толен. Своих детей у супругов Толен не было и они помогали Артсениусам воспитывать их детей, портреты которых художник часто рисовал.
Portret van Peronne Arntzenius (1883-1953), (1891, Den Haag, kunsthandel P.A. Scheen)
Portret van Peronne Arntzenius (1883-1953) (Museum Gouda)
Portret van Peronne Arntzenius (1883-1953)
Willem Bastiaan Tholen Portret van Paul Arntzenius (1883-1965) (Den Haag, kunsthandel P.A. Scheen)
Tholen, W.B. (1860-1931) De gezusters. Портрет сестер Артсениус: Дора (слева) и Элизабет (справа) (1895)
Но основным направлением в живописи Толена были пейзажи родной Голландии.
Zelfportret Willem Bastiaan Tholen, ca. 1895
Dukdalf (1880, Teylers Museum, Haarlem)
Summer day in a forest
Country landscape in summer
Riverscape with sailing boats in the summer (1904)
The Zuiderzee in stormy weather
Achter de Dam (Enkhuizen)
Мост в Giethoorn
Вода
Enkhuizen
Пейзаж Hollandais
Landschap Te Giethoorn
Bruggetje Te Giethoorn
Papermill
Willemstraat, Схевенинген
Gezicht in de Lingerzijde te Edam, (1899)
Het petroliehuisje in Enkhuizen bij het Krabbersgat
Вид на Башню Hoofdtoren
Fishing boats in a calm (1926)
Interieur Met Papegaaiestandaard - угол комнаты
Piet Meiners aan het biljarten, (1894 circa, Den Haag, Gemeentemuseum Den Haag)
Портрет Эверта Корнелиса Эккера (1858-1943) (1905)
Willem Bastiaan Tholen - Het Slachthuis, (1880 to 1890)
Werfje
Nettenboeter
Zetterij in drukkerij Mouton, ca. 1924
Zetmachines in drukkerij Mouton, ca. 1924
Interieur van een papierfabriek te Vaassen
Interieur van een papierfabriek te Vaassen
Interieur van een papierfabriek
Виллем Бастиан Толен. Автопортрет (1914, Утрехт, Центральный музей)
В 1918 г. первая жена Толена Jacoba Suzanna Muller умерла, и он женился во второй раз в 1919 году на Lita de Ranitz(Willemine Elisabeth Edzardine de RANITZ ) (Den Haag 4-3-1875 – Amsterdam 21-7-1960).
В.Б.Толен. Willemine Elisabeth Edzardine (Lita) de Ranitz (1876-1960), vrouw van de auteur. (1923)
Lita de Ranitz родилась в 1876 году в Haagse Archipelbuurt в благородной семье Sebastiaan Mattheus Sigismund de Ranitz (1846-1916) и Hermanne Louise Christine Thomassen à Thuessink van der Hoop (1846-1920).
Lita de Ranitz.- фото А.Zimmermans, Гаага , около 1896
Ее отец был личным секретарем короля Вильгельма III, а позже королевы-матери Эммы. У него были хорошие отношения с обоими. Лита и ее сестра Анна в детстве играли с принцессой Вильгельминой. По слухам, Ranitz был биологическим отцом Вильгельмины, дочери короля Вильгельма III. Через десять лет после ее рождения Louis M. Hermans первым начал писать об этом. В своем журнале De Roode Duivel он опубликовал стихи "Кто твой папочка?", но никаких конкретных доказательств его отцовства нет.
Королева-мать Эмма и принцесса Вильгельмина (слева от подножки ) и отец Литы, jhr. S.M.S. de Ranitz, в Koninklijke Stallen в Гааге– foto door H.W. Wollrabe, Den Haag, 1893 (Collectie Koninklijk Huisarchief, Den Haag)
Willem Bastiaan Tholen. Portret van koningin Juliana (1909-2004) als kroonprinses, (1928, Den Haag, Stichting Historische Verzamelingen van het Huis Oranje-Nassau)
Виллем Бастиан Толен. Portret van Wilhelmina van Oranje- Nassau (1880-1962), (1930, Den Haag, Eerste Kamer der Staten Generaal)
Лита с детства увлекалась кукольными домиками. Это увлечение стало делом всей ее жизни.
Лита хорошо говорила на разных языках и много путешествовала по Европе со своей компаньонкой Lady Of Hogendorp . Во время своих путешествий она продолжала собирать миниатюры и артефакты. Это привело к созданию уникальной коллекции. Лита стала и сама мастерить кукольные дома и комнаты. Самый свой известный Большой дом она сделала в 1910 году, когда ей было 34 года
Большой кукольный дом (1910)
Художники из ее окружения, в том числе ее будущий муж В.Б.Толен, Ян Тороп, J.B. Jongkind, W.E. Roelofs и Антон Мауве также делали миниатюры для ее домиков. Кроме того, Лита была, как и ее сестра Анна (1872-1958), искусной рукодельницей. Анна выставляла свои вышивки даже в галерее. Она также сделала несколько ковров и шторы для большого кукольного домика Литы. Творчество было у сестер в крови: их отец был очень хороший художник. Некоторые из его работ даже включены в коллекции Королевского Дома. Он также принимал участие в украшении кукольных домиков.
В 1919 году в вохрасте 43 лет Лита вышла замуж за В.Б.Толена. Брак был бездетный.
Lita de Ranitz и ее муж Виллем Бастиан Толен - рисунок Eduard Houbolt, 1922 (Собрание Gemeentemuseum, Гаага)
После замужества она воссоздала свою студию в саду их виллы в миниатюре. Ее Boddaertkamer с миниатюрным садом, к сожалению, был утрачен, однако, есть черно-белые фотографии 1955 г.
У Литы был литературный талант, она писала статьи в журналы, и даже написала роман. Она была заметной фигурой в Гаагской общественной и художественной жизни. Она дружила с писателем Louis Couperus (1863-1923) и его женой и принимала активное участие в организации празднования его 60-летия.
Lita de Ranitz была несколько эксцентричной особой. Журналист Bibeb так представил ее в интервью: "Она напоминает куклу в одном из ее кукольных домиков". Лита подтвердила это: "Я не старуха, я не могу играть в бридж и вязать. Я бы предпочла играть в куклы".
Одна из кукол Большого дома. Фарфоровая кукла в черном кружевном платье изображает саму Литу
Толен умер в 1931 году и был похоронен на Nieuwe Begraafplaats в Soerenseweg в Апелдорне рядом со своим отцом.
Его работы можно увидеть в Boijmans van Beuningen и Rijksmuseum в Амстердаме.
Когда Kanaalvilla была снесена в 1942 году по приказу немцев, Лита поселились вместе с незамужней сестрой Анной в Амстердаме, где она жила до конца своей жизни. Ее коллекция оказалась на складе. Но, так как коллекция была хорошо известна, ее домики часто выставлялись. Они были показаны на выставке ‘Kind en spel’ в Prinsenhof в Делфте, а в 1957 на выставке "Мечты Куклы" в Городском музее Schiedam в 1953 году.
21 июля 1960 Willemine Elisabeth Edzardine de Ranitz умерла в возрасте 84 лет в Амстердаме. Ее кремировали в Westerveld в Velsen 25 июля.
После смерти Литы вся ее коллекция была передана в Музей костюмов в Гааге, где она находилась до 1984 года. Сейчас находится в коллекции Исторического музея.
Магазин мануфактуры, между 1875 и 1900 - фотография J & M Zweerts (Гаага Исторический музей Коллекция)
Комната в стиле бидермейер с кроваткой - фотография J & M Zweerts (Гаага Исторический музей Коллекция). Этот стиль был очень популярен среди буржуазии в период 1815-1850 гг. Мебель, шторы, гобелены и одежда имеют довольно строгую форму и цвет.
Zelfportret van Willem Bastiaan Tholen (1860-1931)
Виллем Бастиан Толен вырос в художественной семье. Его отец и сестра, а также его тетка Arondine Arendsen, занимались живописью, а отец позже занялся торговлей произведениями искусства. Отец научил его основам живописи.
В Государственной академии в Амстердаме он подружился с Виллемом Витсеном, художником, происходившим из богатой и знаменитой семьи патрициев Амстердама.
После академии Толен работает в течение нескольких месяцев в студии художника Paul Joseph Constantin Gabriël в Брюсселе.
De schilder Gabriël aan het schilderen in een boot. (1882, Museum Boijmans Van Beuningen)
Затем он переехал в Делфт. С 1877 по 1878 гг. он жил и работал в Делфте. Там он учился у Adolf le Comte и в Polytechnische school. В восемнадцать лет он дает уроки рисования в Гауде, а два года спустя в своем родном городе Кампене.
Благодаря своей дружбе с Виллемом Витсеном, он регулярно приглашается в гости к семейству Витсенов, в Ewijkshoeve. Здесь можно было встретить многих знаменитых представителей голландской живописи и литературы, таких как Антон Мауве (1838-1888), Jan Veth (1864-1925), Jacobus van Looy (1855-1930), Eduard Karsen (1860-1941), Willem Kloos en Albert Verwey.
Zelfportret Willem Bastiaan Tholen, 1885
Толен познакомился в Ewijkshoeve с семнадцатилетней Коби Мюллер, своей будующей женой.
Willem Bastiaan Tholen Portret van Jacoba Suzanna Muller (1843-1918)
Они поженились в 1886 году и поселились в Гааге на верхнем этаже Kanaalvilla на Witte Brug в Гааге, а под ними жил Брэм Артсениус со своими шестью маленькими детьми и второй женой Коби Витсен, которая была подругой Якобы Толен. Своих детей у супругов Толен не было и они помогали Артсениусам воспитывать их детей, портреты которых художник часто рисовал.
Portret van Peronne Arntzenius (1883-1953), (1891, Den Haag, kunsthandel P.A. Scheen)
Portret van Peronne Arntzenius (1883-1953) (Museum Gouda)
Portret van Peronne Arntzenius (1883-1953)
Willem Bastiaan Tholen Portret van Paul Arntzenius (1883-1965) (Den Haag, kunsthandel P.A. Scheen)
Tholen, W.B. (1860-1931) De gezusters. Портрет сестер Артсениус: Дора (слева) и Элизабет (справа) (1895)
Но основным направлением в живописи Толена были пейзажи родной Голландии.
Zelfportret Willem Bastiaan Tholen, ca. 1895
Dukdalf (1880, Teylers Museum, Haarlem)
Summer day in a forest
Country landscape in summer
Riverscape with sailing boats in the summer (1904)
The Zuiderzee in stormy weather
Achter de Dam (Enkhuizen)
Мост в Giethoorn
Вода
Enkhuizen
Пейзаж Hollandais
Landschap Te Giethoorn
Bruggetje Te Giethoorn
Papermill
Willemstraat, Схевенинген
Gezicht in de Lingerzijde te Edam, (1899)
Het petroliehuisje in Enkhuizen bij het Krabbersgat
Вид на Башню Hoofdtoren
Fishing boats in a calm (1926)
Interieur Met Papegaaiestandaard - угол комнаты
Piet Meiners aan het biljarten, (1894 circa, Den Haag, Gemeentemuseum Den Haag)
Портрет Эверта Корнелиса Эккера (1858-1943) (1905)
Willem Bastiaan Tholen - Het Slachthuis, (1880 to 1890)
Werfje
Nettenboeter
Zetterij in drukkerij Mouton, ca. 1924
Zetmachines in drukkerij Mouton, ca. 1924
Interieur van een papierfabriek te Vaassen
Interieur van een papierfabriek te Vaassen
Interieur van een papierfabriek
Виллем Бастиан Толен. Автопортрет (1914, Утрехт, Центральный музей)
В 1918 г. первая жена Толена Jacoba Suzanna Muller умерла, и он женился во второй раз в 1919 году на Lita de Ranitz(Willemine Elisabeth Edzardine de RANITZ ) (Den Haag 4-3-1875 – Amsterdam 21-7-1960).
В.Б.Толен. Willemine Elisabeth Edzardine (Lita) de Ranitz (1876-1960), vrouw van de auteur. (1923)
Lita de Ranitz родилась в 1876 году в Haagse Archipelbuurt в благородной семье Sebastiaan Mattheus Sigismund de Ranitz (1846-1916) и Hermanne Louise Christine Thomassen à Thuessink van der Hoop (1846-1920).
Lita de Ranitz.- фото А.Zimmermans, Гаага , около 1896
Ее отец был личным секретарем короля Вильгельма III, а позже королевы-матери Эммы. У него были хорошие отношения с обоими. Лита и ее сестра Анна в детстве играли с принцессой Вильгельминой. По слухам, Ranitz был биологическим отцом Вильгельмины, дочери короля Вильгельма III. Через десять лет после ее рождения Louis M. Hermans первым начал писать об этом. В своем журнале De Roode Duivel он опубликовал стихи "Кто твой папочка?", но никаких конкретных доказательств его отцовства нет.
Королева-мать Эмма и принцесса Вильгельмина (слева от подножки ) и отец Литы, jhr. S.M.S. de Ranitz, в Koninklijke Stallen в Гааге– foto door H.W. Wollrabe, Den Haag, 1893 (Collectie Koninklijk Huisarchief, Den Haag)
Willem Bastiaan Tholen. Portret van koningin Juliana (1909-2004) als kroonprinses, (1928, Den Haag, Stichting Historische Verzamelingen van het Huis Oranje-Nassau)
Виллем Бастиан Толен. Portret van Wilhelmina van Oranje- Nassau (1880-1962), (1930, Den Haag, Eerste Kamer der Staten Generaal)
Лита с детства увлекалась кукольными домиками. Это увлечение стало делом всей ее жизни.
Лита хорошо говорила на разных языках и много путешествовала по Европе со своей компаньонкой Lady Of Hogendorp . Во время своих путешествий она продолжала собирать миниатюры и артефакты. Это привело к созданию уникальной коллекции. Лита стала и сама мастерить кукольные дома и комнаты. Самый свой известный Большой дом она сделала в 1910 году, когда ей было 34 года
Большой кукольный дом (1910)
Художники из ее окружения, в том числе ее будущий муж В.Б.Толен, Ян Тороп, J.B. Jongkind, W.E. Roelofs и Антон Мауве также делали миниатюры для ее домиков. Кроме того, Лита была, как и ее сестра Анна (1872-1958), искусной рукодельницей. Анна выставляла свои вышивки даже в галерее. Она также сделала несколько ковров и шторы для большого кукольного домика Литы. Творчество было у сестер в крови: их отец был очень хороший художник. Некоторые из его работ даже включены в коллекции Королевского Дома. Он также принимал участие в украшении кукольных домиков.
В 1919 году в вохрасте 43 лет Лита вышла замуж за В.Б.Толена. Брак был бездетный.
Lita de Ranitz и ее муж Виллем Бастиан Толен - рисунок Eduard Houbolt, 1922 (Собрание Gemeentemuseum, Гаага)
После замужества она воссоздала свою студию в саду их виллы в миниатюре. Ее Boddaertkamer с миниатюрным садом, к сожалению, был утрачен, однако, есть черно-белые фотографии 1955 г.
У Литы был литературный талант, она писала статьи в журналы, и даже написала роман. Она была заметной фигурой в Гаагской общественной и художественной жизни. Она дружила с писателем Louis Couperus (1863-1923) и его женой и принимала активное участие в организации празднования его 60-летия.
Lita de Ranitz была несколько эксцентричной особой. Журналист Bibeb так представил ее в интервью: "Она напоминает куклу в одном из ее кукольных домиков". Лита подтвердила это: "Я не старуха, я не могу играть в бридж и вязать. Я бы предпочла играть в куклы".
Одна из кукол Большого дома. Фарфоровая кукла в черном кружевном платье изображает саму Литу
Толен умер в 1931 году и был похоронен на Nieuwe Begraafplaats в Soerenseweg в Апелдорне рядом со своим отцом.
Его работы можно увидеть в Boijmans van Beuningen и Rijksmuseum в Амстердаме.
Когда Kanaalvilla была снесена в 1942 году по приказу немцев, Лита поселились вместе с незамужней сестрой Анной в Амстердаме, где она жила до конца своей жизни. Ее коллекция оказалась на складе. Но, так как коллекция была хорошо известна, ее домики часто выставлялись. Они были показаны на выставке ‘Kind en spel’ в Prinsenhof в Делфте, а в 1957 на выставке "Мечты Куклы" в Городском музее Schiedam в 1953 году.
21 июля 1960 Willemine Elisabeth Edzardine de Ranitz умерла в возрасте 84 лет в Амстердаме. Ее кремировали в Westerveld в Velsen 25 июля.
После смерти Литы вся ее коллекция была передана в Музей костюмов в Гааге, где она находилась до 1984 года. Сейчас находится в коллекции Исторического музея.
Магазин мануфактуры, между 1875 и 1900 - фотография J & M Zweerts (Гаага Исторический музей Коллекция)
Комната в стиле бидермейер с кроваткой - фотография J & M Zweerts (Гаага Исторический музей Коллекция). Этот стиль был очень популярен среди буржуазии в период 1815-1850 гг. Мебель, шторы, гобелены и одежда имеют довольно строгую форму и цвет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий