Подмосковный аутентизм

На фестивале старинной музыки в Архангельском исполнят шедевры барокко так, как их слышали сами композиторы

Ян Стен, «Ян Стен и семья Геррита Шоутена в фантазийном интерьере», 1659-1660. Фрагмент
Ян Стен, «Ян Стен и семья Геррита Шоутена в фантазийном интерьере», 1659-1660. Фрагмент
The Nelson-Atkins Museum of Art
Что такое аутентизм? Это психическое заболевание у музыкантов, когда им кажется, что последние 300 лет всю музыку играли неправильно. Так шутят критики, которые упорно доказывают, что аутентичным может быть только инструмент. В руках обычного современного исполнителя скрипка XVIII века будет звучать совершенно не так, как в то время, когда для нее писалась музыка.
Аутентизм зародился в середине прошлого века как стремление исполнять барочную музыку в максимально приближенном к оригиналу виде. Достаточно сравнить, например, звучание «Страстей по Иоанну» Баха в исполнении Карла Рихтера и Джона Элиота Гардинера, чтобы понять, как идеи аутентизма повлияли на исполнительские традиции.
Аутентизм – это целая наука. Проблема аутентичного исполнения не столько даже художественная, сколько культурологическая. Она начинается с интерпретации оригинального нотного текста, то есть предполагает тщательное изучение факсимильных изданий старинных нот и специальное образование в этой области. Аутентичное исполнение требует знания правил и приемов игры, выбора инструментов, их оснащения и настройки, умения импровизировать и точно играть орнаментику и в целом осведомленности исполнителя обо всех аспектах музыкальной практики и теории страны и периода, где и когда написана музыка.
Однако это исполнительское направление приобретает все большую популярность. В мире насчитывается более 200 ежегодных музыкальных форумов. В Петербурге с 1998 года проводится фестиваль Earlymusic. Еще одним стал Международный фестиваль старинной музыки, который впервые пройдет с 4 по 10 июня в подмосковной усадьбе Архангельское. Сквозная тема концертов – «Шедевры барокко». Фестивалей, подобных этому, ни в Москве, ни в московском регионе до сих пор не проводилось.
Фестивальную программу в Архангельском откроет итальянский скрипач и дирижер Джулиано Карминьола. Наш знаменитый соотечественник Александр Рудин даст концерт со своим оркестром Musica Viva, в котором он выступит и как аутентичный виолончелист. Молодой, но уже очень известный итальянский ансамбль Il Pomo d’Oro из Венеции сыграет вместе со своим постоянным солистом – скрипачом Дмитрием Синьковским. Завершит фестиваль выступление камерного оркестра Europa Galante с его неизменным дирижером и солистом, прославленным скрипачом Фабио Бьонди. Основу репертуара фестиваля составят произведения Вивальди и Баха. Также будут исполнены шедевры, написанные Генделем, Перселлом, Корелли и другими барочными гениями.
Абсурдно представить, если речь не идет об авангардных экспериментах, чтобы оркестр или солист принялись вдруг играть произведение с купюрами или добавлениями, изменяли ноты в каком-либо пассаже, мотивируя это стремлением «приблизить сочинение к современности». А в опере нередко бывает именно так. Поэтому по отношению к барочной опере (на фестивале выступит одна из лучших молодых исполнительниц барочной музыки в мире – Юлия Лежнева) к аутентизму исполнения добавляется аутентизм самого текста.
Конечно, мы точно не знаем, как исполнялись те или иные произведения в период их создания, как звучали инструменты; изменился также камертон (в старину строй был ниже), соответственно и певцы не могли петь так же как сегодня. Аутентизм исходит из того, что, не относясь бережно к оригиналу, мы рискуем через некоторое время утратить произведение.
Музыкальные инструменты прошлого повсеместно вытеснены модернизированными образцами. Из употребления вышли молоточковое фортепиано, барочная скрипка, виола да гамба, продольная флейта, клавикорд и т.п. Музыкантам, привыкшим к модернизированным инструментам, трудно добиться современными приемами нужного эффекта на старинном или реконструированном инструменте. Отсюда среди критиков аутентизма распространилось мнение, что старинные инструменты фальшивые, рассчитаны на «слабое ухо». Защитники аутентизма в ответ указывают на необходимость правильного, адекватного самой музыке применения древнего инструментария, при котором недостатки обращаются в преимущества. Например, «слабый» инструмент должен звучать в камерном помещении, а не в большом концертном зале; на специфически темперированном «фальшивом» инструменте нужно играть только те ноты, которые были написаны специально для него, а не всю без исключения «старинную музыку».
Именно поэтому нынешний Фестиваль проводится в камерном овальном зале дворца музея-усадьбы Юсуповых, а не в современном концертном зале, несмотря на определенные неудобства для слушателей в связи с удаленностью и небольшой вместимостью площадки. 300 лет назад еще не было музыки для стадионов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий