На фестивале старинной музыки в Архангельском исполнят шедевры барокко так, как их слышали сами композиторы
The Nelson-Atkins Museum of Art
Что такое аутентизм? Это психическое
заболевание у музыкантов, когда им кажется, что последние 300 лет всю
музыку играли неправильно. Так шутят критики, которые упорно доказывают,
что аутентичным может быть только инструмент. В руках обычного
современного исполнителя скрипка XVIII века будет звучать совершенно не
так, как в то время, когда для нее писалась музыка.
Аутентизм зародился в середине прошлого века как стремление исполнять
барочную музыку в максимально приближенном к оригиналу виде. Достаточно
сравнить, например, звучание «Страстей по Иоанну» Баха в исполнении
Карла Рихтера и Джона Элиота Гардинера, чтобы понять, как идеи
аутентизма повлияли на исполнительские традиции.
Аутентизм – это целая наука. Проблема аутентичного исполнения не
столько даже художественная, сколько культурологическая. Она начинается с
интерпретации оригинального нотного текста, то есть предполагает
тщательное изучение факсимильных изданий старинных нот и специальное
образование в этой области. Аутентичное исполнение требует знания правил
и приемов игры, выбора инструментов, их оснащения и настройки, умения
импровизировать и точно играть орнаментику и в целом осведомленности
исполнителя обо всех аспектах музыкальной практики и теории страны и
периода, где и когда написана музыка.
Однако это исполнительское направление приобретает все большую
популярность. В мире насчитывается более 200 ежегодных музыкальных
форумов. В Петербурге с 1998 года проводится фестиваль Earlymusic. Еще
одним стал Международный фестиваль старинной музыки, который впервые
пройдет с 4 по 10 июня в подмосковной усадьбе Архангельское. Сквозная
тема концертов – «Шедевры барокко». Фестивалей, подобных этому, ни в
Москве, ни в московском регионе до сих пор не проводилось.
Фестивальную программу в Архангельском откроет итальянский скрипач и
дирижер Джулиано Карминьола. Наш знаменитый соотечественник Александр
Рудин даст концерт со своим оркестром Musica Viva, в котором он выступит
и как аутентичный виолончелист. Молодой, но уже очень известный
итальянский ансамбль Il Pomo d’Oro из Венеции сыграет вместе со своим
постоянным солистом – скрипачом Дмитрием Синьковским. Завершит фестиваль
выступление камерного оркестра Europa Galante с его неизменным
дирижером и солистом, прославленным скрипачом Фабио Бьонди. Основу
репертуара фестиваля составят произведения Вивальди и Баха. Также будут
исполнены шедевры, написанные Генделем, Перселлом, Корелли и другими
барочными гениями.
Абсурдно представить, если речь не идет об авангардных экспериментах,
чтобы оркестр или солист принялись вдруг играть произведение с купюрами
или добавлениями, изменяли ноты в каком-либо пассаже, мотивируя это
стремлением «приблизить сочинение к современности». А в опере нередко
бывает именно так. Поэтому по отношению к барочной опере (на фестивале
выступит одна из лучших молодых исполнительниц барочной музыки в мире –
Юлия Лежнева) к аутентизму исполнения добавляется аутентизм самого
текста.
Конечно, мы точно не знаем, как исполнялись те или иные произведения в
период их создания, как звучали инструменты; изменился также камертон
(в старину строй был ниже), соответственно и певцы не могли петь так же
как сегодня. Аутентизм исходит из того, что, не относясь бережно к
оригиналу, мы рискуем через некоторое время утратить произведение.
Музыкальные инструменты прошлого повсеместно вытеснены
модернизированными образцами. Из употребления вышли молоточковое
фортепиано, барочная скрипка, виола да гамба, продольная флейта,
клавикорд и т.п. Музыкантам, привыкшим к модернизированным инструментам,
трудно добиться современными приемами нужного эффекта на старинном или
реконструированном инструменте. Отсюда среди критиков аутентизма
распространилось мнение, что старинные инструменты фальшивые, рассчитаны
на «слабое ухо». Защитники аутентизма в ответ указывают на
необходимость правильного, адекватного самой музыке применения древнего
инструментария, при котором недостатки обращаются в преимущества.
Например, «слабый» инструмент должен звучать в камерном помещении, а не в
большом концертном зале; на специфически темперированном «фальшивом»
инструменте нужно играть только те ноты, которые были написаны
специально для него, а не всю без исключения «старинную музыку».
Именно поэтому нынешний Фестиваль проводится в камерном овальном зале
дворца музея-усадьбы Юсуповых, а не в современном концертном зале,
несмотря на определенные неудобства для слушателей в связи с
удаленностью и небольшой вместимостью площадки. 300 лет назад еще не
было музыки для стадионов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий