Пражский собор мне напомнил готические соборы в Киеве и Львове. Но в отличие от них этот собор намного грандиознее и старше. Он невероятно огромен и расположен сразу же за воротами – отойти подальше, чтобы его нормально сфотографировать просто некуда.
На западной стороне возвышаются две 82-метровые неоготические каменные башни с 10-метровым круглым окном в виде розетты между ними. Для сравнения, высота башен Кельнского собора – 157 метров – почти в два раза выше! Но тем не менее, по грандиозности, пражский собор своему кельнскому коллеге ничем не уступит!
Проект был задуман с таким размахом, что постройка растянулась на 600 лет. На протяжении этого времени в строительстве поучаствовали французские, немецкие, чешские архитекторы и успели отразиться последующие архитектурные стили: ренессанс и барокко. Строительство было закончено только в 1929 г.
Первым архитектором, строившим собор, стал француз Маттиас из Арраса, вызванный из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план строения в стиле французской готики. Однако он дожил лишь до окончания строительства аркад и галереи.
После Маттиаса, умершего в 1352 году, строительство продолжил Питер Парлер, молодой 23-летний архитектор из германского городка Швебиги Глюнд. Нет, я не ошибся, это был не престарелый архитектор, а молодой человек!
Работая над собором, Питер также работал над Карловым мостом и множеством церквей, и когда он умер в 1397 году, были закончены лишь хор и часть трансепта.
Внутри открывается впечатляющая панорама готического кафедрального собора: неоготический архитектурный стиль в области центрального нефа, с ребристыми сетчатыми сводами высотой 33,5 метра, почти незаметно переходит в области хора в средневековую часть, пронизанную теплым светом витражных стрельчатых окон. Вокруг хора и за алтарем имеется овальный проход с венцом капелл. Трехнефное пространство храма с 28 величественными колоннами условно разделяет по вертикали на две сферы, земную и небесную, трифориум (галерея-балкон), проходящий по всему периметру. На нем размещены бюсты основателей и первых строителей собора: чешских королей и королев, пражских архиепископов и архитекторов.
Витражи, созданные ведущими чешскими художниками:
А теперь выйдем на улицу и посмотрим на собор с правой стороны:
Собор Св. Вита оказал огромное влияние на развитие позднего готического стиля, характерного для Центральной Европы. Члены цеха Парлера, и непосредственно семья Парлеров (сформировавшиеся на строительных площадках собора Св. Вита) проектировали многочисленные церкви и здания по всей Центральной Европе. Наиболее известными из них являются собор Св. Стефана в Вене, Страсбургский собор, церковь Св. Марка в Загребе и церковь Св. Барбары в Кутной Горе, также в Чехии. Местные готические стили Словении, северной Хорватии, Австрии, Чехии, Польши и южной Германии испытали на себе явное влияние проекта Парлера.
Длина главного нефа собора – 124 метра, высота Большой южной башни – 96,5 метра.
В Большую башню помещены также ренессансные часы, относящиеся к концу XVI в, но это не просто часы (в Праге все часы – не просто часы :)), их двое – верхние показывают часы, нижние – минуты…
Над порталом южного фасада расположена мозаика «Страшный суд» (1371-1372 гг.) – самая ранняя чешская мозаика из сохранившихся. Фон ее сделан из позолоченных кубиков стекла, фигуры – из разноцветных камешков. Все камешки были специально выточены в Венеции.
С левой стороны собора – красивая улочка:
И напоследок взглянем на собор сзади!
Комментариев нет:
Отправить комментарий