Тайна знатной дамы


Когда посетители Государственного Русского Музея останавливаются у «Автопортрета с женой», который в 1729 году написал Андрей Матвеевич Матвеев (1701 – 1739), у большинства не возникает никаких сомнений в том, что избранницей художника была одна из придворных дам.
Гордый, слегка даже горделивый взгляд, модная прическа, холеные руки, нежная кожа, а главное, изящно украшенное кружевами платье из дорогого материала, с почти откровенным вырезом, роза – всё свидетельствует о благородном её происхождении.
А между тем, жена Андрея Матвеевича Ирина Степанова была… дочерью кузнечных дел мастера.

Это, кстати, первый в истории русского искусства автопортрет с женой. Андрей Матвеев написал  его сразу по возвращении из Голландии. И как здесь не вспомнить, написанный столетием ранее «Автопортрет с Саскией на коленях», выдающегося голландского художника Рембрандта Ван Рейна?!
 
 Ведь он тоже владел тайной изображения реальности нереального, любил одевать своих героев в богатые одежды.
Но для русского искусства «Автопортрет с женой» Андрея Матвеева – это еще и новый, революционный взгляд на женщину как на равную мужчине по сердцу и разуму.

Образ женщины, чистый, светлый, возвышенный, той, что способна во имя любви на самоотверженные поступки.
Особенно впечатляют женские портреты кисти русских мастеров. И едва ли не самым первым решился изобразить свою любимую Андрей Матвеев.
После возвращения из Голландии художник сразу женился. Но если в петровские времена талантливые люди жили в достатке, после смерти царя реформатора жизнь переменилась. Андрей Матвеев, женившись, очевидно, по большой любви, на девушке из простой семьи, не смог обеспечить семью всем необходимым. Они жили в нужде до последних дней.
Великая сила искусства в том, что талантливый художник может оставить безысходность обыденности за рамой. Так и сделал Андрей Матвеев. Он был счастлив, женившись на любимой девушке, и постарался передать своё чувство на полотне. В реальности художник не мог купить своей жене дорогое, как у знатной дамы,  платье. Но сколько нарядов он написал на заказных портретах! Вот и решил подарить дорогое, с тонкими кружевами платье своей любимой. Хотя бы на картине.
А как трепетно, нежно обнимает Андрей Матвеев свою жену! Как ласково прикасается к её пальчикам! И жена, и он сам, просто излучают счастье.
Эта картина осталась, к сожалению, недописанной. Но в недосказанности и есть тайна поэзии.
Как считают многие, именно это полотно предвосхищает поэзию Василия Жуковского, и в частности, эти его строки:
Беру перо – им начертать
Могу лишь имя незабвенной;
Одну тебя лишь прославлять
Могу на лире восхищенной…

Комментариев нет:

Отправить комментарий