Когда посетители Государственного Русского Музея останавливаются у «Автопортрета с женой», который в 1729 году написал Андрей Матвеевич Матвеев (1701 – 1739), у большинства не возникает никаких сомнений в том, что избранницей художника была одна из придворных дам.
Гордый, слегка даже горделивый взгляд,
модная прическа, холеные руки, нежная кожа, а главное, изящно украшенное
кружевами платье из дорогого материала, с почти откровенным вырезом,
роза – всё свидетельствует о благородном её происхождении.
А между тем, жена Андрея Матвеевича Ирина Степанова была… дочерью кузнечных дел мастера.
Это, кстати, первый в истории русского искусства автопортрет с женой. Андрей Матвеев написал его сразу по возвращении из Голландии. И как здесь не вспомнить, написанный столетием ранее «Автопортрет с Саскией на коленях», выдающегося голландского художника Рембрандта Ван Рейна?!
Ведь он тоже владел тайной изображения реальности нереального, любил одевать своих героев в богатые одежды.
Но для русского искусства «Автопортрет с
женой» Андрея Матвеева – это еще и новый, революционный взгляд на
женщину как на равную мужчине по сердцу и разуму.
Образ женщины, чистый, светлый, возвышенный, той, что способна во имя любви на самоотверженные поступки.
Особенно впечатляют женские портреты
кисти русских мастеров. И едва ли не самым первым решился изобразить
свою любимую Андрей Матвеев.
После возвращения из Голландии художник
сразу женился. Но если в петровские времена талантливые люди жили в
достатке, после смерти царя реформатора жизнь переменилась. Андрей
Матвеев, женившись, очевидно, по большой любви, на девушке из простой
семьи, не смог обеспечить семью всем необходимым. Они жили в нужде до
последних дней.
Великая сила искусства в том, что
талантливый художник может оставить безысходность обыденности за рамой.
Так и сделал Андрей Матвеев. Он был счастлив, женившись на любимой
девушке, и постарался передать своё чувство на полотне. В реальности
художник не мог купить своей жене дорогое, как у знатной дамы, платье.
Но сколько нарядов он написал на заказных портретах! Вот и решил
подарить дорогое, с тонкими кружевами платье своей любимой. Хотя бы на
картине.
А как трепетно, нежно обнимает Андрей
Матвеев свою жену! Как ласково прикасается к её пальчикам! И жена, и он
сам, просто излучают счастье.
Эта картина осталась, к сожалению, недописанной. Но в недосказанности и есть тайна поэзии.
Как считают многие, именно это полотно предвосхищает поэзию Василия Жуковского, и в частности, эти его строки:
Беру перо – им начертать
Могу лишь имя незабвенной;
Одну тебя лишь прославлять
Могу на лире восхищенной…
Комментариев нет:
Отправить комментарий