Известная португальская художница Жоана Вашконселуш (Joana Vasconcelos) ставит под большой вопрос современные ценности. Почему вязание должно быть уделом милых старушек? Кто сказал, что кружева могут украшать только рукава да нижнее женское бельё?
Рассказывать о Жоане Вашконселуш можно долго. Ещё больше времени займёт перечисление всех её заслуг перед современным искусством. «Выстрелив» в 2005 году на Венецианской биеннале своим проектом: знаменитой люстрой, сделанной из 25,000 тампонов (к счастью, не использованных), Васконселос с тех пор выставляется по всему миру.
Последние работы португальской мастерицы, как и многие предыдущие, живут исключительно в музейных стенах. Точнее, там они обладают изначальным смыслом, заложенным автором. Яркие вязаные «монстры» вырываются из «возвышенных» классических полотен; портреты великих людей, гламурный интерьер, канделябры соседствуют с непонятными существами в кружевных одеяниях.
Португальская художница обожает ломать стереотипы, сталкивать лбами непримиримых «врагов»: мужское и женское начало, прикладное и изящное искусство, личное и публичное, классическое и современное… Работы Жоаны Вашконселуш могут быть восприняты как жуткий китч, попытку привлечь к себе внимание; на самом деле автор лишь придерживается собственного стиля и «осваивает новые территории».
Комментариев нет:
Отправить комментарий