Что на самом деле нарисовано на известных русских картинах.
Николай Неврёв. «Торг. Сцена из крепостного быта». 1866 г.
Один помещик продает другому крепостную девку. Вальяжно показывает
покупателю пять пальцев — пять сотен рублей. 500 рублей – средняя цена
русского крепостного в первой половине 19 в. Продавец девки –
европейски образованный дворянин. Картины на стенах, книги. Девка
покорно ждет своей участи, другие рабы столпились в дверях и смотрят,
чем кончится торг. Тоска.
Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861 г.
Русская деревня 19 в. Православная Пасха. Все пьяны в хлам, включая
попа. Чувак в центре несет икону вверх ногами и вот-вот упадет.
Некоторые уже упали. Весело! Суть картины – приверженность русского
народа к Православию преувеличена. Приверженность к алкоголю явно
сильнее. Перов был признанный мастер жанровой живописи и портрета. Но
эта его картина в царской России была запрещена к показу и
воспроизведению. Цензура!
Григорий Мясоедов. «Земство обедает». 1872 г.
Времена Александра II. Крепостное право отменено. Введено местное
самоуправление — земства. Крестьян туда тоже выбирали. Но между ними и
более высокими сословиями — пропасть. Поэтому — обеденный апартеид.
Господа — в доме, с официантами, крестьяне — под дверью.
Федор Васильев. «Деревня». 1869 г.
1869 год. Пейзаж красив, а деревня, если присмотреться, нищая. Убогие дома, дырявые крыши, дорога утопает в грязи.
Ян Хендрик Верхайен. «Голландская деревня с фигурами людей». 1-я пол. 19 века.
Ну это так, для сравнения
Алексей Корзухин. «Возвращение из города». 1870 г.
Обстановка в доме бедная, по обшарпанному полу ползает ребенок, дочке
постарше папа привез из города скромный гостинец — связку баранок.
Правда, в семье много детей — только на картине их трое плюс возможно
еще один в самодельной люльке.
Сергей Коровин. «На миру». 1893 г.
Это уже деревня конца 19 в. Крепостных больше нет, но появилось
расслоение — кулаки. На сельском сходе — какой-то спор между бедняком и
кулаком. Для бедняка тема, видимо, жизненно важная, он чуть ли не
рыдает. Богатый кулак ржет над ним. Другие кулаки на заднем плане тоже
хихикают над неудачником-нищебродом. Но товарищ справа от бедняка
проникся его словами. Два готовых члена комбеда уже есть, осталось
дождаться 1917.
Василий Максимов. «Аукцион за недоимки». 1881-82 гг.
Налоговая лютует. Царские чиновники пускают с молотка самовары,
чугунки и прочие крестьянские пожитки. Самыми тяжелыми налогами на
крестьян были выкупные платежи. Александр II «Освободитель» на самом
деле освободил крестьян за деньги — они потом много лет обязаны были
платить родному государству за наделы земли, которые им дали вместе с
волей. Вообще-то эта земля была у крестьян и раньше, они пользовались
ею много поколений , пока были крепостными. Но когда стали свободными —
их заставили за эту землю заплатить. Плата должна была вноситься в
рассрочку, аж до 1932 года. В 1907 г. на фоне революции власти отменили
эти поборы.
Владимир Маковский. «На бульваре». 1886-1887 г.
В конце 19 в. в Россию пришла индустриализация. Молодежь едет в
город. Там у неё едет крыша. Прежняя жизнь им больше не интересна. А
этому молодому работяге — не интересна даже и его жена-крестьянка,
приехавшая к нему из деревни. Она не продвинутая. Девушка в ужасе.
Пролетарию с гармошкой — все по фиг.
Владимир Маковский. «Свидание». 1883 г.
В деревне нищета. Пацана отдали «в люди». Т.е. послали в город
работать на хозяина, который эксплуатирует детский труд. Мать приехала
навестить сына. Тому явно живется несладко, мать все видит. Пацан жадно
ест привезенную булку.
И еще Владимир Маковский. «Крах банка». 1881 г.
Толпа обманутых вкладчиков в офисе банка. Все в шоке. Жулик-банкир
(справа) по-тихому сваливает с баблом. Полицейский смотрит в другую
сторону, типа не видит его.
Павел Федотов. «Свежий кавалер». 1846 г.
Молодой чиновник получил первый орден. Обмывали всю ночь. Наутро ,
одев крест прямо на халат, демонстрирует его кухарке. Безумный взгляд
полный спеси. Кухарка, олицетворяющая народ, смотрит на него с иронией.
Федотов был мастер таких психологических картин. Смысл этой: мигалки не
на машинах, а в головах.
Еще Павел Федотов. «Завтрак аристократа». 1849-1850.
Утро, обедневшего дворянина застали врасплох неожиданные гости. Свой
завтрак (кусок черного хлеба) он спешно прикрывает французским романом.
Дворяне (3% населения) были привилегированным сословием в старой
России. Владели огромным количеством земли по стране, но хороший фермер
из них получался редко. Не барское дело. Как результат — бедность,
долги, все заложено и перезаложено в банках. У Чехова в «Вишневом саде»
имение помещицы Раневской продают за долги. Покупатели (богатые купцы)
дербанят поместье, а одному очень нужен барский вишневый сад (чтоб
перепродать под дачи). Причина проблем семейства Раневских — безделье в
нескольких поколениях. Никто не занимался поместьем, а сама хозяйка
последние 5 лет жила за границей и сорила деньгами.
Борис Кустодиев. «Купец». 1918 г.
Провинциальное купечество — любимая тема у Кустодиева. Пока дворяне в
парижах проматывали имения, эти люди поднимались из низов, делая деньги
в огромной стране, где было куда приложить руки и капитал.
Примечательно, что картина написана в 1918 году, когда кустодиевских
купцов и купчих по всей стране уже вовсю ставили к стенке борцы с
буржуями.
Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1880-1883 гг.
На крестный ход выходят разные слои общества, и Репин изобразил их
всех. Впереди несут фонарь со свечами, за ним — икону, потом идут лучшие
люди — чиновники в мундирах, попы в золоте, купцы, дворяне. По бокам —
охрана (на лошадях), дальше — простой народ. Народ на обочинах
периодически огребает, чтоб не подрезал начальство и не лез на его
полосу. Третьякову на картине не понравился урядник (справа, в белом, со
всей дури лупит нагайкой кого-то из толпы). Он просил художника убрать
этот ментовский беспредел из сюжета. Но Репин отказал. А картину
Третьяков все равно купил. За 10 000 рублей, что было просто
колоссальной суммой на тот момент.
Илья Репин. «Сходка». 1883 г.
А вот эти молодые ребята на другой картине Репина — больше не ходят с
толпой на всякие крестные ходы. У них свой путь — террор. Это «Народная
Воля», подпольная организация революционеров, которые убили царя
Александра II.
Николай Богданов-Бельский. «Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского». 1895 г.
Сельская школа. Крестьянские дети в лаптях. Но желание учиться —
есть. Учитель — в европейском костюме с бабочкой. Это реальный человек —
Сергей Рачинский. Математик, профессор Московского Университета. На
добровольной основе преподавал в сельской школе в дер. Татево (ныне
Тверская обл.), где у него было поместье. Великое дело. Согласно
переписи населения 1897 г. уровень грамотности в России был всего 21%.
Ян Матейко. «Закованная Польша». 1863 г.
По переписи 1897 г. грамотных в стране было 21%, а великороссов — 44%
. Империя! Межнациональные отношения в стране никогда не были
гладкими. Картина польского художника Яна Матейко написана в память об
анти-русском восстании 1863 г. Русские офицеры со злобными рожами
заковывают в кандалы девушку (Польшу), побежденную, но не сломленную. За
ней сидит другая девушка (блондинка), которая символизирует Литву. Её
грязно лапает другой русский. Поляк справа, сидящий лицом к зрителю –
вылитый Дзержинский.
Николай Пимоменко. Жертва фанатизма. 1899 г.
На картине избражен реальный случай, который был в г. Кременец
(Зап.Украина). Девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили
пожениться с переходом невесты в христианство. Это обеспокоило местную
иудейскую общественность. Они повели себя крайне нетолерантно. Родители
(справа на картине) отреклись от дочери, а девицу подвергли обструкции.
У жертвы на шее виден крест, перед ней раввин с кулаками, за ним —
обеспокоенная общественность с дубинами.
Франц Рубо. «Штурм аула Гимры». 1891 г.
Кавказская война 19 в. Адский замес дагов и чеченов царской армией.
Аул Гимры (родовое село Шамиля) пал 17 октября 1832 г. Кстати, с 2007
г. в ауле Гимры опять действует режим контртеррористической операции.
Последняя (на момент написания этого поста) зачистка ОМОНом была 11
апреля 2013 г. Первая — на картине ниже:
Василий Верещагин. «Опиумоеды». 1868 г.
Картина написана Верещагиным в Ташкенте во время одного из
туркестанских походов русской армии. Средняя Азия тогда была
присоединена к России. Какими увидели участники походов предков
нынешних гастарбайтеров — об этом Верещагин оставил картины и мемуары.
Грязь, нищета, наркота…
Петр Белоусов. «Мы пойдем другим путем!». 1951 г.
Ну и наконец главное событие в истории России 19 в. 22 апреля 1870
г. в г. Симбирске родился Володя Ульянов. Старший брат его, народоволец,
попробовал себя, было, в сфере индивидуального террора – готовил
покушения на царя. Но покушение сорвалось и брата повесили. Вот тогда
молодой Володя по легенде сказал матери: «Мы пойдем другим путем!». И
пошли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий