Обнаружен портрет Изабеллы де Медичи

03/07/2014

ПИТТСБУРГ. В Музее искусств Карнеги в Питтсбурге едва не уничтожили флорентийский портрет 16-го века. Картину, признанную современной подделкой, лишь в последнюю минуту отправили на дополнительную экспертизу.

 Слева: картина до реставрации, справа: оригинальный портрет. Photo: Carnegie Museum of Art
“Я была убеждена, что это обычная современная подделка”, – говорит Лулу Липпинкотт, куратор музея Питтсбурга, ссылаясь на то, что, предположительно, это был портрет Элеоноры Толедо кисти итальянского маньериста Бронзино. “Один взгляд на картину – и я подумала, вы что, шутите – это не Бронзино”, – говорит она. Будучи убежденной, что работа не принадлежит кисти ни одного из старых мастеров, Липпинкотт отправила полотно главному хранителю музея Эллен Бакстер, приложив к нему записку, в которой просила подтвердить факт подделки.
Однако ответ Бакстер был не таким, как ожидала Липпинкотт: “Я не слишком уверена, это явно не Бронзино, но что-то в этой картине не соответствует тому, каким должен быть классический портрет на холсте. Что-то не сходится”, - сообщила Бакстер куратору. Осмотрев подрамник картины, главный хранитель заметила на нём отметку Фрэнсиса Лидхэма, видного британского реставратора 19-го века, который славился своим умением создавать портреты из поврежденных групповых картин. “Наконец-то история работы начала сходиться с тем, что мы видели”, - говорит Бакстер, поясняя, что она тут же стала разыскивать по каталогам оригинал, который, вероятно, был испорчен и не подлежал восстановлению.
Липпинкотт потом пришлось признать, что возраст произведения был как минимум на 100, а скорее всего, на все 400 лет больше, чем она посчитала, осмотрев картину. “Вот когда началось самое интересное”, – говорит она.
Настоящий прорыв наступил, когда рентгеновские снимки показали совершенно другие очертания колоритной фигуры, скрытые под верхним слоем краски. Рентген также показал, что в руках портретируемой раньше была алебастровая урна, а вокруг головы – следы ореола. Такое сочетание является атрибутикой Марии Магдалины. Лицо и руки женщины, изображенной на холсте, были переписаны в 19 веке, после того, как работа была оформлена в отдельный холст. Вероятно, реставратор решил придать более миловидные черты портретируемой, чтобы проще продать картину. Липпинкотт проследила историю полотна, теперь приписываемого к 19-му веку, до коллекции железнодорожного магната Коллиса Поттера Хантингтона, большая часть которой отошла после его смерти Музею Метрополитен в Нью-Йорке. Карнеги приобрёл картину в 1978 году.
Липпинкотт стала ориентироваться на одежду женщины – самую подлинную часть картины, чтобы попытаться установить её личность. Во время просмотров каталога портретов семьи Медичи, она нашла оригинал полотна. Это был групповой портрет семейства флорентийских правителей и меценатов, а героиней обнаруженного портрета была Изабелла де Медичи (1542-76), свободная духом дочь Элеоноры Толедо и Козимо де Медичи. Изабелла была задушена мужем после того, как он узнал о её связи со своим двоюродным братом. Липпинкотт считает, что полотно было написано около 1574 года, а ореол и урна были добавлены позже, как символ покаяния.
Теперь, после того, как картина полностью очищена от следов краски, наложенной в 19-ом веке, работники музея надеются установить автора картины 16-го века. Вероятно, это был кто-то из окружения Алессандро Аллори, ведущего художника двора Медичи в течение 1560-е гг. и 1570-х гг.
Анна Сидорова © Gallerix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий