Эльфы в ювелирных украшениях ар-нуво

Искусство модерна давно уже называют эльфийским. Растительные орнаменты, изгибы линий, напоминающие засохшие стебли и листья, смесь иррациональности и щемящей красоты - всё это отвечает нашим представлениям о том, каким должно быть искусство эльфов. И современная культура уже откровенно использует художественные приемы ар-нуво, чтобы воссоздать прекрасный быт Дивного Народа. Фильмы Питера Джексона здесь - пример ярчайший, но лишь первый в ряду.
Практически бесконечном ряду...

   
 
Слева и справа: кулон (Рене Лалик). В центре: брошь (Гастон Лафит)
Но и сами мастера, творившие более ста лет назад, осознавали свою близость к эльфам. Примером чего и является эта, не такая уж и маленькая, подборка. И среди многочисленных женских образов, вписанных в растительный орнамент, то тут, то там возникали те, кого мы сегодня называет "эльфы с крылышками" или фэйри, а мастера ар-нуво совершенно правильно называли сильфами. Или сильфидами, что еще точнее.
  
 
Слева: брошь (Рене Лалик). Справа: брошь (Америка)
Как легко видеть, большинство сильфид столетней давности - это дамы с довольно пышными формами; иногда их одежда и прически напоминают стиль того времени. Но поскольку ар-нуво - это еще и эротизм, то обойдемся и без одежды. Красивой феечке достаточно крыльев ;)
   
 
Слева и справа: Рене Лалик, кулоны. В центре: брошь-кулон.
Пришло время поговорить о мастерах. Фигура номер один здесь - парижский ювелир Рене Лалик (Rene Lalique). Позже он займется художественным стеклом и будет создавать флаконы для духов (ударение на второй слог!), сводящие с ума не менее ароматов, в них налитых, но в 1895-1900 годах он творит ювелирные украшения.
   
 
Три броши (Луис Масриера)
Следующая фигура - испанский ювелир барселонец Луис Масриера (Luis Masriera). Он много работал в Париже и Женеве, испытал несомненное влияние Лалика, но всё же создал свой стиль, заметно отличающийся от работ французского коллеги.

   
 
Слева и справа: брошь-кулон. В центре: брошь (все три - Луис Масриера).
Его дам, как "человеческих", так и сильфид, легко опознать по "тающему" длинному подолу, который завершается "капелькой" - жемчужиной или драгоценным камнем.

  
 
Два кулона (Луис Масриера)
Парижанин Анри Вевер (Henri Vever) - фигура менее масштабная, но, как легко видеть, имеющая собственный взгляд на искусство вообще и сильфид в частности.

   
 
Слева и справа: кулон (Анри Вевер). В центре: кулон (Луис Масриера).
Пока мы вели ученую беседу о художниках, эротизм восторжествовал и сильфиды разделись донага. Лалик здесь прибегает к художественному приему, который потом независимо от него придумают художники японского анимэ: сочетанию сексуальности и недоступности в одном образе. Наши феечки обнажены, но ноги у них сжаты. Заметьте, эти красавицы выглядят куда более волнующими, чем те, что открывали все свои прелести выше.

   
Три броши (Рене Лалик)
Заметили, что позы обнаженных сильфид практически одинаковы? Не только Лалик грешил этим. Феечка Лафита в самой верхней строчке и та, что здесь, так же отличаются лишь движением левой руки. И крыльями, конечно, крылья - это ж главное!

   
 
Слева: брошь (Мейле и Майер, Германия). Справа: брошь (Гастон Лафит).
К сожалению, информацию о мастере не всегда удается найти. Равно как и большие версии фото. И если что-то не кликается - это не ошибка верстальщика, это - увы. И если нет подписи - то же самое.
  
Очень распространенным украшением эпохи модерна была "брошь-кулон", которую можно было носить и так, и так. Гораздо реже мастера делали традиционные ожерелья.
   
 
В центре и справа: ожерелье (Рене Лалик).
В ювелирном искусстве ар-нуво часто встречаются женские головки в обрамлении листьев или орнамента. Крылья бабочек и стрекоз для этого тоже прекрасно подошли.

   
 
Слева: брошь (Анри Вевер). В центре и справа: брошь (Флёрэ).
Оставляю читателей гадать, что это за странные головокрылые существа и полагается ли им тело ;)

   
Слева: брошь (Андре-Фернан Тесмар). В центре: брошь (Рене Лалик).
В других случаях орнаментализм становится настолько очевиден, что смотреть на эти бестелые головки - значительно легче.

   
В центре: брошь (Рене Лалик).

   
Слева и в центре: брошь (Рене Лалик). Справа: шкатулка.
Ювелирное искусство ар-нуво знаменито тем, что и само, как эти головки, - сочетание несочетаемого. С одной стороны, драгоценные металлы, бриллианты, жемчуга. С другой, - эмаль и, реже, цветное стекло. Казалось бы, атрибуты бижутерии. Но создаваемые произведения были настолько прекрасны, что великосветская публика приняла сочетание эмали с бриллиантами и эти украшения распродавались мгновенно. Отчасти, повторяемость этим и объясняется: огромным спросом.

 
 
Брошь (Гастон Лафит).
Одним из эталонов эпохи ар-нуво стало это украшение: гибрид женщины со стрекозой. Прекрасное и жуткое одновременно...
   
украшение для платья (Рене Лалик)
Не только броши и кулоны украшались сильфидами. Реже эти образы встречались на гребнях...

   
 
Слева и справа: гребень (Рене Лалик)
...и трости. А еще они не так уж и редко появлялись в отделке ламп и прочих предметов домашнего обихода. Но об этом - как-нибудь в другой раз :)
  
 
Слева: брошь (компания "Горэм", США). Справа: дамская прогулочная трость (Рене Лалик).

Комментариев нет:

Отправка комментария