Произведения искусства, подвергшиеся вандализму в 21 веке
2 марта 2001 года мир был ошарашен сносом двух древних статуй Будды, совершенным в Афганистане тогда ее находящимися у власти в этой стране талибами. На дворе двадцать первый век, а люди до сих пор прельщаются славой Герострата. И в этом обзоре мы расскажем про несколько самых вопиющих случаев вандализма по отношению к известным произведениям мирового искусства, произошедших, начиная с 2000 года.
Бамианские статуи. Афганистан
Талибан – радикальное исламистское движение, захватившее власть в Афганистане в 1996 году и удерживавшее ее до конца 2001 года. За несколько месяцев до своего падения его руководство и боевики успели совершить тягчайшее преступление перед мировой культурой – они уничтожили памятники буддийской культуры, Бамианские статуи, расположенные в одноименной долине в центральной части Афганистана.
Бамианские статуи в Афганистане. Источник фото: viewtheworld.net
Первые буддийские монастыри в Бамианской долине появились еще во втором веке нашей эры, а сами гигантский статуи Будды начали возводиться при легендарном индийском царе Ашоке (3 век). Они простояли полторы тысячи лет, пока талибы не решили, что не могут больше терпеть идолопоклонничество на контролируемых территориях.
Несмотря на протесты мировой общественности, талибские вооруженные формирования начали 2 марта 2001 года уничтожение статуй Будды в Бамианской долине. Их расстреливали снарядами и ракетами, подрывали минами и динамитом, пока от некогда величайших скульптур региона не остались лишь обломки.
Бамианские статуи в Афганистане. Источник фото: forum.awd.ru
В 2003 году комплекс буддийских сооружений в Бамианской долине был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Появились проекты, предполагающие реконструкцию статуй, но от них пришлось отказаться как по финансовым, так и по моральным причинам (людям интересны оригиналы, а не копии).
Армянские хачкары в Джульфе. Азербайджан
Долгое время армяне составляли значительную часть населения нынешней Нахичеванской области в составе Азербайджана. Но в начале третьего тысячелетия об этом былом присутствии напоминали лишь остатки армянской архитектуры и многочисленные кладбища, самым крупным из которых являлся погост около города Джульфа.
Армянское кладбище в Джульфе. Источник фото: russia-armenia.info
К концу 20 века на этом кладбище сохранилось более двух тысяч хачкаров (армянских надгробных камней, украшенных резьбой и орнаментами). Первая попытка их уничтожить случилась в 1998 году, но была пресечена резкой реакцией мировой общественности. Еще один массовый акт вандализма случился в 2002 году, а окончательно «армянский вопрос» в Джульфе был решен в 2005, когда азербайджанские солдаты полностью расчистили кладбище и обустроили на его территории стрельбище.
Уничтожение хачкаров в Джульфе. Источник фото: wikimapia.org
При этом сам официальный Азербайджан, несмотря на многочисленные доказательства, отрицает факт вандализма, как и армянскую историю Нахичевани в целом.
Исламские памятники в Тимбукту, Мали
Город Тимбукту в Мали в течение нескольких столетий был центром исламского богословия в Западной Африке. Там жили и проповедовали множество великих учителей, которым после смерти ставили гробницы. Другим же достоянием Тимбукту стала библиотека с собранием из более 100 тысяч уникальных манускриптов, некоторые из которых были созданы в двенадцатом веке.
Мавзолеи в Тимбукту. Источник фото: turizm-2012.ucoz.ru
Мавзолеи в Тимбукту. Источник фото: unesco.org
Все это историческое, архитектурное и религиозное наследие было уничтожено зимой 2012-2013 годов, когда Тимбукту заняли боевики-исламисты. Они подожгли библиотеку и разрушили мавзолеи мусульманских святых, бывшие к тому времени в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Уничтожение мавзолея в Тимбукту. Источник фото: unesco.org
Русалочка. Копенгаген, Дания
А памятник, который подвергся наибольшему количеству атак со стороны вандалов, находится в Копенгагене. Речь идет о знаменитой «Русалочке», скульптуре высотой 1,25 метра, установленной на камне в акватории порта.
Русалочка в Копенгагене. Источник фото: yauhen-buzuk.livejournal.com
С 1964 года «Русалочка» одиннадцать раз подвергалась актам вандализма – ее заливали краской, взрывали, ей отбивали руки и голову, пытались похитить и даже одевали в мусульманскую одежду. Чтобы предотвратить подобное издевательство над памятником, власти Копенгагена решили перенесли его подальше в гавань.
Русалочка с отбитой головой. Источник фото: telegraph.co.uk
Фреска «Ecce Homo». Испания
А вот самый курьезный случай вандализма по отношению к произведению искусства произошел в испанском городе Борха, в церкви которого находилась фреска известного художника Элиаса Гарсиа Мартинеса с названием «Ecce Homo» («Это человек»). Она была создана в начале двадцатого века и за век своего существования изрядно подпортилась из-за сырости в храме.
Прихожанка Сесилия Хименес предложила настоятелю храма свои услуги в качестве реставратора, на что тот согласился. Но оказалось, что у нее нет не то, что соответствующего образования, но и вообще каких-либо художественных талантов. В результате изображение Иисуса на фреске «Ecce Homo» было искажено до неузнаваемости. Картина стала больше похожа на рисунок трехлетнего ребенка, чем на работу известного художника.
Ecce Homo от Элиаса Гарсиа Мартинеса. Источник фото: facultyblog.eternitybiblecollege.com
Мир узнал об этом случае благодаря испанской газете «Heraldo», разместившей на своих страницах небольшую заметку о неудачной «реставрации». Испорченная фреска быстро стала всемирным интернет-мемом под названием «Пушистый Иисус». Появилось также множество пародий, изображающих в схожей манере и другие известные картины.
Мона Лиза в стиле Пушистого Христа. Источник фото: animalpolitico.com
Бонус 1
Крыса-парашютист от Бэнкси. Лондон, Великобритания
Работы британского уличного художника Бэнкси неоднократно уничтожались – специфика граффити, как вида искусства тому способствует. Но самый известный случай такого вандализма по отношению к «вандализму» произошел в 2010 году в австралийском городе Мельбурн с картиной Parachuting Rat.
Parachuting Rat от Бэнкси. Источник фото: abc.net.au
Крыса-парашютист была нарисована Бэнкси в 2003 году на стене неподалеку от городского совета Мельбурна – города, который на тот момент поощрял уличное искусство в разных его формах. Но в 2010 во время работ по очистке улицы от грязи коммунальные службы закрасили произведение искусства толстым слоем серой краски. А в 2012 году стена с Parachuting Rat была повреждена во время работ по ремонту водопровода в здании.
То, что осталось от Крысы-парашютиста. Источник фото: independent.co.uk
Эти акты вандализма по отношению к работе Бэнкси в Мельбурне вызвали волну возмущения по всему миру, а также стали началом для серьезного диалога о том, является ли граффити настоящим искусством, которое следует защищать на государственном уровне.
Бонус 2
«Фонтан» Дюшана. Париж, Франция
В 1917 году французский художник Марсель Дюшан шокировал общественность своей новой скульптурой, получившей название «Фонтан». Дело в том, что она представляла собой обычный писсуар. Пресса тогда подняла большой информационный шум, а провокационное творчество Дюшана получило свое продолжение в дадаизме и сюрреализме.
Фонтан Марселя Дюшана. Источник фото: republicain-lorrain.fr
Несмотря на это, оригинал «величайшего произведения своей эпохи» бесследно исчез. Сам Дюшан считал, что «Фонтан» просто выбросили на свалку устроители выставки. А потому автор создал в период 1950-1963 несколько копий своего неординарного шедевра, хотя и открыто признавал, что таким образом смеется над общественным мнением и художественной критикой.
В ноябре 1999 года одна из копий «Фонтана» была продана на аукционе за 1,7 миллиона долларов. А в 2006 писсуар Дюшана, находившийся в парижском Центре Помпиду, был разбит 77-летним Пьером Пиночелли, который утверждал, что таким образом делает этот объект еще дороже.
Бонус 3
Китайская ваза от Аи Вэйвэя. Флорида, США
Не избежал актов вандализма по отношению к своим работам и другой известнейший представитель современного искусства – китайский патриарх Аи Вэйвэй. Ваза его работы стоимостью более миллиона долларов была с пристрастием разбита во время выставки в Майами местным художником.
Китайские вазы от Аи Вэйвэя. Источник фото: artsouthflorida.wordpress.com
Охрана не успела ничего предпринять, когда 51-летний Максимо Каминеро взял вазу в руки и разбил ее об пол. Свой вандализм он обосновал несправедливостью по отношению к американским художникам со стороны кураторов музея. Местного искусства, по мнению Каминеро, там незаслуженно мало – сплошь иностранные поделки.
Разбитая ваза от Аи Вэйвэя. Источник фото: nypost.com
Впрочем, Аи Вэйвэй сам подал идею вандалу-патриоту. Ведь в зале, где стояли его вазы, висел также фото-триптих, на котором китайский мастер разбивает одну из них. Более того, он собственными руками уничтожил еще одну, когда узнал про акт вандализма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий