Познавательный рассказ подводного археолога Виктора Лягушкина о том,
как проводятся исследования затонувших кораблей и что удается найти.
90 % работы подводных археологов составляет изучение архивов. Именно там время от времени удается получить данные о перемещениях кораблей и определить место, где затонуло судно. После этого археологи сканируют морское дно гидролокатором, чтобы обнаружить объект. Нередко они не находят ничего или наталкиваются на другой корабль.
Один из кораблей, на котором археологи отправляются в море.
После того как корабль найден, начинается самое интересное. Команда водолазов ныряет и пытается идентифицировать судно. Сделать это непросто, особенно в соленых водах, где много червяка-древоточца. В данном случае корабль был идентифицирован почти сразу – парусно-винтовой фрегат “Олег”, затонувший в 1859 году. Так легко определить, что же это за корабль, – большая удача.
Штурвал корабля двойной, он дублировался под мостиком. Его крутили 4 матроса.
Якорный шпиль. На него вручную накручивали якорный канат.
Большинство кораблей распадаются на части и выглядит примерно так.
Или вот так: от бортов отвалились доски и юферсы.
Работа на объекте начинается с того, что его надо замерить, заснять и попытаться идентифицировать характерные размеры, надстройки, вооружение и т.д.
Видеосъемка при разметке.
Маркировка балок для измерения борта.
Часто на судне есть предметы, по которым его можно идентифицировать. Например, носовая пушка шхуны “Луиза”, затонувшей в 1836 году.
Или трехфунтовая пушка баркаса “Тобиас”, затонувшего в 1740 г.
Лафет транспорта “Америка”, затонувший в 1859 г.
Якоря корабля.
Керамика, по клеймам которой можно определить год ее создания.
Бутылки с каким-то содержимым или без него тоже могут подсказать дату своего производства.
Если на поверхности ничего не лежит, приходится копать.
Археолог нашел штаф-юферс транспорта “Америка”.
Все в обязательном порядке зарисовывается и фотографируется.
Рисуют на пластиковых планшетах карандашами. Прежде чем что-то трогать, все фотографируют, чтобы зафиксировать, что и как лежало.
Основная опасность при таких работах – возможность потеряться в открытом море…
…или запутаться в сетях. Археологи работают командой, чтобы быстро прийти на помощь друг другу.
Балтийское море очень сложное для судоходства, поэтому корабли тонули тут постоянно. Почти куда ни нырни, найдешь останки судов.
А если поплавать на мелководье с миноискателем, обязательно найдешь что-нибудь со времен Второй мировой.
Зенитная пушка.
В трюме корабля 18 века найдены три бочки сала 1724 года выпуска!
И бочонок с зерном, которое практически не пострадало. Все находки отправляются на экспертизу.
Неидентифицированный шведский корабль, погибший во время Выборгского сражения неподалеку от Березовых островов. На борту четырехфунтовая пушка и скелет матроса около нее – видимо, он так и не ушел со своего поста.
Из интересных находок – столовый сервиз из капитанской каюты фрегата “Олег”. В бутылочках остались соль, перец и уксус.
Трубки голландских моряков.
Коллекция бутылок. Они характерны для своего времени и очень важны при идентификации.
Голландский фарфор.
Эфес шпаги с броненосца “Гаргут”.
Один из первых в мире штурвалов (16 век).
90 % работы подводных археологов составляет изучение архивов. Именно там время от времени удается получить данные о перемещениях кораблей и определить место, где затонуло судно. После этого археологи сканируют морское дно гидролокатором, чтобы обнаружить объект. Нередко они не находят ничего или наталкиваются на другой корабль.
Один из кораблей, на котором археологи отправляются в море.
После того как корабль найден, начинается самое интересное. Команда водолазов ныряет и пытается идентифицировать судно. Сделать это непросто, особенно в соленых водах, где много червяка-древоточца. В данном случае корабль был идентифицирован почти сразу – парусно-винтовой фрегат “Олег”, затонувший в 1859 году. Так легко определить, что же это за корабль, – большая удача.
Штурвал корабля двойной, он дублировался под мостиком. Его крутили 4 матроса.
Якорный шпиль. На него вручную накручивали якорный канат.
Большинство кораблей распадаются на части и выглядит примерно так.
Или вот так: от бортов отвалились доски и юферсы.
Работа на объекте начинается с того, что его надо замерить, заснять и попытаться идентифицировать характерные размеры, надстройки, вооружение и т.д.
Видеосъемка при разметке.
Маркировка балок для измерения борта.
Часто на судне есть предметы, по которым его можно идентифицировать. Например, носовая пушка шхуны “Луиза”, затонувшей в 1836 году.
Или трехфунтовая пушка баркаса “Тобиас”, затонувшего в 1740 г.
Лафет транспорта “Америка”, затонувший в 1859 г.
Якоря корабля.
Керамика, по клеймам которой можно определить год ее создания.
Бутылки с каким-то содержимым или без него тоже могут подсказать дату своего производства.
Если на поверхности ничего не лежит, приходится копать.
Археолог нашел штаф-юферс транспорта “Америка”.
Все в обязательном порядке зарисовывается и фотографируется.
Рисуют на пластиковых планшетах карандашами. Прежде чем что-то трогать, все фотографируют, чтобы зафиксировать, что и как лежало.
Основная опасность при таких работах – возможность потеряться в открытом море…
…или запутаться в сетях. Археологи работают командой, чтобы быстро прийти на помощь друг другу.
Балтийское море очень сложное для судоходства, поэтому корабли тонули тут постоянно. Почти куда ни нырни, найдешь останки судов.
А если поплавать на мелководье с миноискателем, обязательно найдешь что-нибудь со времен Второй мировой.
Зенитная пушка.
В трюме корабля 18 века найдены три бочки сала 1724 года выпуска!
И бочонок с зерном, которое практически не пострадало. Все находки отправляются на экспертизу.
Неидентифицированный шведский корабль, погибший во время Выборгского сражения неподалеку от Березовых островов. На борту четырехфунтовая пушка и скелет матроса около нее – видимо, он так и не ушел со своего поста.
Из интересных находок – столовый сервиз из капитанской каюты фрегата “Олег”. В бутылочках остались соль, перец и уксус.
Трубки голландских моряков.
Коллекция бутылок. Они характерны для своего времени и очень важны при идентификации.
Голландский фарфор.
Эфес шпаги с броненосца “Гаргут”.
Один из первых в мире штурвалов (16 век).
Комментариев нет:
Отправить комментарий