У Конана Дойла есть повесть «Открытие Рафлза Хоу». Ее герой изобретает способ превращения химических элементов из одного в другой, соответственно – и производства золота. Но ученый не торопится обнародовать свое открытие. В этом случае, рассуждает Хоу, золото немедленно обесценится, а его место займет что-нибудь другое. Ученый предпочитает торговать своим золотом тайно, а вырученные деньги использует на благотворительность и помощь нуждающимся. Прямо противоположную задачу ставит перед собой инженер Гарин у Алексея Толстого. Он рвется к неисчерпаемым запасам золота Земли, чтобы внести в мировую экономику хаос и захватить власть.
Золото – извечная мечта алхимиков, и не только их. Над алхимией посмеиваются – лженаука, мол, и ничего больше. В самом деле, никто пока не научился «выпекать» золото у себя на кухне. Но если все-таки допустить, что некогда люди владели секретами трансмутации элементов?
Гнев императора ДиоклетианаВ раннехристианскую эпоху не многие сомневались в том, что жрецы Древнего Египта знают тайну получения золота. А благодаря деятельности Александрийской академии во II-IV веках убеждение это лишь укрепилось. Дошло до того, что римский император Диоклетиан в 296 году издал специальный указ. В нем предписывалось предать сожжению все египетские рукописи об искусственном получении золота. Несомненно, Диоклетиан был озабочен неприятностями, которыми чревато такое знание для торговли и экономического блага государства. Едва ли просвещенный император был настолько невежественным, что издал подобный указ без веских на то оснований. Какие это были основания – теперь уж не установить. Многие сокровища человеческой мысли погибли в пламени войн и пожарищ, вспомним хоть Александрийскую и Карфагенскую библиотеки, разграбленные и уничтоженные. Какие потаенные знания хранились там?
Легенда о Звездном городе
В начале февраля 1517 года каравелла «Эсперанса» под командованием капитана Рафаэля Родригеса потерпела крушение близ острова Ямайка, в 300 милях к юго-востоку от Кубы, которой управлял в то время губернатор испанского короля Карла V Диего Веласкес. В полуразбитом ялике почти без пищи и пресной воды оказались 13 человек во главе с самим Родригесом. 10 дней утлую лодку носило по волнам Юкатанского пролива, пока не прибило к мексиканскому берегу. Из 13 моряков выжили лишь семеро… Они были схвачены индейцами майя под предводительством Хала-Кайяра и доставлены в город Чампотон. Правитель города Моч-Коуо приказал немедленно принести пятерых пленников в жертву богам… В живых остались двое, Рафаэль Родригес и Мартос Санчес − их очередь еще не пришла. Испанцев заперли в каком-то доме, но им удалось разобрать стену и бежать в лес. Через месяц голодных скитаний моряки присоединились к экспедиции Франсиско Эрнандеса де Кордобы, прибывшей в Мексику на трех кораблях в марте 1517 года. Их история стала известна миру… Считалось, что капитан Рафаэль Родригес и шестеро моряков его несчастной команды − первые европейцы, ступившие на землю майя.
Но согласно легенде, о которой пойдет речь, это было не так. В 1514 году с благословения Святого престола к его величеству обратился Альваро Агилери, епископ Толедо, которого уже никто в Риме не хотел видеть по причине его чрезмерной даже для инквизитора жестокости. Агилери предложил королю снарядить экспедицию в Мексику, с тем чтобы принести заблудшим народам свет христианства и отдать их под защиту испанской короны. Проект приняли, но держали в строгом секрете − так было легче в случае неудачи скрыть позор поражения, а в случае успеха ослепить блеском состоявшегося триумфа.
Агилери занялся подготовкой экспедиции. Возникло больше трудностей, чем он ожидал, и лишь в середине июля 1516 года вооруженный отряд из 100 человек высадился в Мексике с 30-пушечного корабля «Испания». После тщательного изучения местности и допросов индейцев отряд двинулся в глубь страны. Агилери вел своих людей не в могущественную империю ацтеков, где правил Монтесума, а на юг, к укрытому за лесами и горами городу, называемому на языке индейцев Звездным (уж не то ли самое мифическое Эльдорадо?). Неисчислимые богатства Звездного города, о которых повествовали индейцы, – вот что звало епископа в путь.
Спустя два месяца отряд Агилери, поредевший на треть из-за коварных засад, нападений хищников, неведомых болезней и укусов ядовитых змей и насекомых, достиг цели. Обманом проникнув в город, испанцы за несколько часов подавили всякое сопротивление жителей, коим нечего было противопоставить огнестрельному оружию чужеземцев. Город, полный золота и соблазнов, лежал у ног Агилери, а в великолепных храмах вместо разбитых идолов поднялись католические кресты. Казалось бы, самое время отправить королю донесение о победе и сундуки с золотом… Однако не тут-то было. Агилери вынашивал другие планы. Видя вокруг очень много золота, епископ поставил перед собой цель добраться до его источника. К его крайнему изумлению, никаких золотоносных месторождений не обнаружилось на мили вокруг… Значит, золото в Звездный город привозили издалека? Но откуда и как в столь огромных количествах, при полном отсутствии путей сообщения и транспортных средств?
Сведений о судьбе экспедиции Агилери в Испании не дождались, а вскоре и забыли о ней, ибо громкие подвиги Кортеса отодвинули в тень первую попытку цивилизаторской миссии в стране идолопоклонников. Агилери, одержимый только золотом, не обратил внимания ни на многочисленные месторождения меди, ни на странные обряды жрецов, связанные с плавлением металлов. Он умер, так и не разгадав загадку.
К сказанному необходимо добавить вот что. В 1978 году в Болгарии, близ города Варна, при археологических раскопках могильников VI-V веков до нашей эры были обнаружены богатейшие клады золотых предметов – в общей сложности более 400 килограммов! А между тем никаких месторождений золота на Балканах не было и нет, зато в изобилии имеется медь. Золото и сюда привезли издалека? Возможно. Но золотые клады находят и в Нигерии, и в Месопотамии – там, где драгоценного металла также нет, а меди много. Так не служила ли когда-то медь сырьем при получении золота?
Средневековые превращения
Ну а средневековые европейские алхимики? Каковы были их успехи на этом поприще? Одним из неутомимых энтузиастов «золотой лихорадки» стал знаменитый голландский алхимик ван Гельмонт. Правда, лично ему философского камня изобрести не довелось. Но он неоднократно получал от других алхимиков пробы этого таинственного вещества, с которыми предпринимал трансмутации. Так, он писал, что в 1618 году превратил восемь унций ртути при помощи четверти грана этого камня в чистое золото. Возможность обмана со стороны доставившего пробу алхимика, по мнению ван Гельмонта, была исключена, так как тот не присутствовал при трансмутации.
Были и случаи публичной демонстрации таких превращений. Порой после смерти известных алхимиков находили слитки золота. Леонардо да Винчи в своих записках рекомендовал: «Внимательно рассматривая ветвления золота, ты увидишь на концах их, что они медленно и постепенно растут, обращая в золото то, с чем соприкасаются».
А возможно ли такое в принципе? И если возможно, то как?
Носителем химических свойств любого элемента является его электронная оболочка, но структура ее «закодирована» в ядре атома. С помощью химических реакций можно добавить или убавить электронов, но пока ядро неизменно, элемент все равно останется тем же самым. Следовательно, любые трансмутации элементов есть реакции ядерные. Возможны ли они в обычных условиях, без гигантских температур, достижимых разве что при атомном взрыве? Ряд ведущих ученых считает: да, это возможно при помощи катализаторов. В химии это вещества, во много раз ускоряющие ход реакции. Но то химия, а возможны ли катализаторы ядерные? Теоретически да. Если бы удалось «развернуть» ядро атома, приблизить к другому, тогда стало бы возможным и получение золота из более легкой меди. Теоретически это неопровержимо, но на практике современная наука еще очень далека от таких результатов.
Так могли ли обладать такими знаниями древние ученые? Однозначно ответить трудно. Но нужно иметь в виду, что превращения в природе есть ее всеобщее свойство и их можно многократно ускорить, подобрав соответствующие катализаторы. Кроме того, мы часто вновь «открываем» то, что давно уже было открыто, пусть и не рациональным путем, а интуитивным ходом мысли.
Курьезы
А завершить эту статью хотелось бы забавными курьезами, связанными с нашей темой. Так, в 1854 году во Французскую академию наук явился некий Теофил Тифферо и представил… два слитка искусственного золота, делать которое его якобы научили в Мексике. Этот случай вызвал крайнее раздражение у Д.И. Менделеева, который воспринял его как покушение на самые основы химии. А в конце XIX столетия в Америке наделала немало шума афера Джонатана Эмменса, который предлагал… превращать мексиканские серебряные доллары в золотые. Была создана соответствующая акционерная компания, которая вскоре благополучно лопнула. Любопытно, что аферист был настолько убедителен, что привлек внимание таких видных ученых того времени, как Арчибальд Гейки и Уильям Крукс.
Впрочем, оставим шарлатанов на их крайне сомнительном олимпе. Что же касается алхимии, то, как утверждал средневековый схоласт, монах и еретик Маркус Дельмонте, «внутренним смыслом этой науки является всесопряжение, то есть соотношение целого с составляющими его частями. Правильно понятая алхимия имеет дело с сознательной силой, управляющей мутациями и трансмутациями внутри материи, энергии и даже внутри самой жизни…»
Легенда о Звездном городе
В начале февраля 1517 года каравелла «Эсперанса» под командованием капитана Рафаэля Родригеса потерпела крушение близ острова Ямайка, в 300 милях к юго-востоку от Кубы, которой управлял в то время губернатор испанского короля Карла V Диего Веласкес. В полуразбитом ялике почти без пищи и пресной воды оказались 13 человек во главе с самим Родригесом. 10 дней утлую лодку носило по волнам Юкатанского пролива, пока не прибило к мексиканскому берегу. Из 13 моряков выжили лишь семеро… Они были схвачены индейцами майя под предводительством Хала-Кайяра и доставлены в город Чампотон. Правитель города Моч-Коуо приказал немедленно принести пятерых пленников в жертву богам… В живых остались двое, Рафаэль Родригес и Мартос Санчес − их очередь еще не пришла. Испанцев заперли в каком-то доме, но им удалось разобрать стену и бежать в лес. Через месяц голодных скитаний моряки присоединились к экспедиции Франсиско Эрнандеса де Кордобы, прибывшей в Мексику на трех кораблях в марте 1517 года. Их история стала известна миру… Считалось, что капитан Рафаэль Родригес и шестеро моряков его несчастной команды − первые европейцы, ступившие на землю майя.
Но согласно легенде, о которой пойдет речь, это было не так. В 1514 году с благословения Святого престола к его величеству обратился Альваро Агилери, епископ Толедо, которого уже никто в Риме не хотел видеть по причине его чрезмерной даже для инквизитора жестокости. Агилери предложил королю снарядить экспедицию в Мексику, с тем чтобы принести заблудшим народам свет христианства и отдать их под защиту испанской короны. Проект приняли, но держали в строгом секрете − так было легче в случае неудачи скрыть позор поражения, а в случае успеха ослепить блеском состоявшегося триумфа.
Агилери занялся подготовкой экспедиции. Возникло больше трудностей, чем он ожидал, и лишь в середине июля 1516 года вооруженный отряд из 100 человек высадился в Мексике с 30-пушечного корабля «Испания». После тщательного изучения местности и допросов индейцев отряд двинулся в глубь страны. Агилери вел своих людей не в могущественную империю ацтеков, где правил Монтесума, а на юг, к укрытому за лесами и горами городу, называемому на языке индейцев Звездным (уж не то ли самое мифическое Эльдорадо?). Неисчислимые богатства Звездного города, о которых повествовали индейцы, – вот что звало епископа в путь.
Спустя два месяца отряд Агилери, поредевший на треть из-за коварных засад, нападений хищников, неведомых болезней и укусов ядовитых змей и насекомых, достиг цели. Обманом проникнув в город, испанцы за несколько часов подавили всякое сопротивление жителей, коим нечего было противопоставить огнестрельному оружию чужеземцев. Город, полный золота и соблазнов, лежал у ног Агилери, а в великолепных храмах вместо разбитых идолов поднялись католические кресты. Казалось бы, самое время отправить королю донесение о победе и сундуки с золотом… Однако не тут-то было. Агилери вынашивал другие планы. Видя вокруг очень много золота, епископ поставил перед собой цель добраться до его источника. К его крайнему изумлению, никаких золотоносных месторождений не обнаружилось на мили вокруг… Значит, золото в Звездный город привозили издалека? Но откуда и как в столь огромных количествах, при полном отсутствии путей сообщения и транспортных средств?
Сведений о судьбе экспедиции Агилери в Испании не дождались, а вскоре и забыли о ней, ибо громкие подвиги Кортеса отодвинули в тень первую попытку цивилизаторской миссии в стране идолопоклонников. Агилери, одержимый только золотом, не обратил внимания ни на многочисленные месторождения меди, ни на странные обряды жрецов, связанные с плавлением металлов. Он умер, так и не разгадав загадку.
К сказанному необходимо добавить вот что. В 1978 году в Болгарии, близ города Варна, при археологических раскопках могильников VI-V веков до нашей эры были обнаружены богатейшие клады золотых предметов – в общей сложности более 400 килограммов! А между тем никаких месторождений золота на Балканах не было и нет, зато в изобилии имеется медь. Золото и сюда привезли издалека? Возможно. Но золотые клады находят и в Нигерии, и в Месопотамии – там, где драгоценного металла также нет, а меди много. Так не служила ли когда-то медь сырьем при получении золота?
Средневековые превращения
Ну а средневековые европейские алхимики? Каковы были их успехи на этом поприще? Одним из неутомимых энтузиастов «золотой лихорадки» стал знаменитый голландский алхимик ван Гельмонт. Правда, лично ему философского камня изобрести не довелось. Но он неоднократно получал от других алхимиков пробы этого таинственного вещества, с которыми предпринимал трансмутации. Так, он писал, что в 1618 году превратил восемь унций ртути при помощи четверти грана этого камня в чистое золото. Возможность обмана со стороны доставившего пробу алхимика, по мнению ван Гельмонта, была исключена, так как тот не присутствовал при трансмутации.
Были и случаи публичной демонстрации таких превращений. Порой после смерти известных алхимиков находили слитки золота. Леонардо да Винчи в своих записках рекомендовал: «Внимательно рассматривая ветвления золота, ты увидишь на концах их, что они медленно и постепенно растут, обращая в золото то, с чем соприкасаются».
А возможно ли такое в принципе? И если возможно, то как?
Носителем химических свойств любого элемента является его электронная оболочка, но структура ее «закодирована» в ядре атома. С помощью химических реакций можно добавить или убавить электронов, но пока ядро неизменно, элемент все равно останется тем же самым. Следовательно, любые трансмутации элементов есть реакции ядерные. Возможны ли они в обычных условиях, без гигантских температур, достижимых разве что при атомном взрыве? Ряд ведущих ученых считает: да, это возможно при помощи катализаторов. В химии это вещества, во много раз ускоряющие ход реакции. Но то химия, а возможны ли катализаторы ядерные? Теоретически да. Если бы удалось «развернуть» ядро атома, приблизить к другому, тогда стало бы возможным и получение золота из более легкой меди. Теоретически это неопровержимо, но на практике современная наука еще очень далека от таких результатов.
Так могли ли обладать такими знаниями древние ученые? Однозначно ответить трудно. Но нужно иметь в виду, что превращения в природе есть ее всеобщее свойство и их можно многократно ускорить, подобрав соответствующие катализаторы. Кроме того, мы часто вновь «открываем» то, что давно уже было открыто, пусть и не рациональным путем, а интуитивным ходом мысли.
Курьезы
А завершить эту статью хотелось бы забавными курьезами, связанными с нашей темой. Так, в 1854 году во Французскую академию наук явился некий Теофил Тифферо и представил… два слитка искусственного золота, делать которое его якобы научили в Мексике. Этот случай вызвал крайнее раздражение у Д.И. Менделеева, который воспринял его как покушение на самые основы химии. А в конце XIX столетия в Америке наделала немало шума афера Джонатана Эмменса, который предлагал… превращать мексиканские серебряные доллары в золотые. Была создана соответствующая акционерная компания, которая вскоре благополучно лопнула. Любопытно, что аферист был настолько убедителен, что привлек внимание таких видных ученых того времени, как Арчибальд Гейки и Уильям Крукс.
Впрочем, оставим шарлатанов на их крайне сомнительном олимпе. Что же касается алхимии, то, как утверждал средневековый схоласт, монах и еретик Маркус Дельмонте, «внутренним смыслом этой науки является всесопряжение, то есть соотношение целого с составляющими его частями. Правильно понятая алхимия имеет дело с сознательной силой, управляющей мутациями и трансмутациями внутри материи, энергии и даже внутри самой жизни…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий