Каждый раз, когда меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Так я избавляюсь от них... Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет Пикассо
Пабло Пикассо, один из самых доминирующих и влиятельных художников 20-го века, родился в Малаге, Испания, 25-го октября в 1881.
Отец Пикассо, преподаватель рисунка, обучал своего сына для карьеры в академическом искусстве. В 13 лет у Пикассо состоялась первая выставка . Вскоре он оставил художественную школу . чтобы экспериментировать полный рабочий день со стилями современного искусства. 1904 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Woman with a Crow. 1901 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Woman in a Plummed Hat 1903 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Portrait of a Young Woman.
Он поехал в Париж впервые в 1900 и к 1901 уже выставлялся в галерее на улице Lafitte, известной престижными картинными галереями. Рано развившийся 19-летний испанец был в то время почти никому неизвестен за пределами Барселоны, но уже написал сотни картин. Побеждая на престижных французских показах, он остался в Париже до конца года , возвращался в 1902 и уже окончательно перебрался к 1904 году.
"Автопортрет в голубой период". 1901 г
Ему 23 года. За спиной — первые, заказы и пара выставок в Испании. Впереди — поиск себя в искусстве и любви. Во Франции Пабло окончательно отказывается от простоватой, на его взгляд, фамилии отца Руис и начинает подписывать свои работы девичьей фамилией матери — Пикассо.
Мадлен 1904
Его очаровательная натурщица Мадлен быстро превращается в любимую. С нею он делит самые бедственные дни периода завоевания Парижа. Но бурный роман с миловидной француженкой длится недолго: Пабло бросает ее после того, как она, забеременев, так и не смогла выносить ребенка для своего мужчины. В память о Мадлен остаются картины, воспевающие женственность и материнство. Доминирующее настроение работ той поры — печаль, выраженная холодными оттенками голубого, серого и зеленого. То время так и входит в историю как голубой период в развитии творчества живописца.
Пикассо много работал как график, скульптор, керамист и т. д. Вызвал к жизни массу подражателей и оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Согласно оценке Музея современного искусства (Нью-Йорк), Пикассо за свою жизнь создал около 20 тысяч работ.
. Розовый период -- ФЕРНАНДА ОЛИВЬЕ (1881-1966) известна как первая из списка женщин Пикассо, повлиявших на его жизнь и творчество.
— Ты — художник, я — писательница, а он — скульптор. — Фернанда откинулась на лежащем прямо на полу матраце. — Я бы осталась на ночь, но не хочется делать ему больно. — Останься. Я люблю смотреть на тебя при свечах.
— А мне нравится твой запах. Так пахнет море. Все бы выпила…
— А мне нравится твой запах. Так пахнет море. Все бы выпила…
"Фернанда в черной мантилье", 1905
Пабло живет в крохотной студии на Монмартре без мебели, без денег, без лишней пары носков. Фернанда Оливье (под псевдонимом скрывается Амели Ланг), уведенная Пикассо у одного из коллег, на четыре месяца старше его. И при знакомстве с друзьями он любит подчеркивать: «Очень красивая девушка. Старая, правда». Из-за бедности едва ли не единственным развлечением влюбленных является неистовый секс. Редкими вечерами они ходят в расположенный рядом цирк под ярким розовым шатром. А ночами, при свечах, художник рисует. Картины молодого человека, охваченного страстью, тоже наполняются мягкими, светлыми тонами. Арлекины и Коломбины становятся на них хрупкими и торжественными."Акробат и молодой Арлекин". 1905 г Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Lady with a Fan - Artist model Fernande Olivier (1881-1966)"Женщина в рубашке". 1904 - 1905 г"Лежащая обнаженная (Фернанда)". 1906 г
В течение восьми лет молодой мастер горячо любит свою музу и хочет от нее только одного — чтобы она целыми днями была рядом и ничего не делала. А Фернанду угнетает вынужденное безделье. Из ревности Пикассо не позволяет ей позировать другим художникам, а к литературным потугам любимой относится с явным пренебрежением. Но зато его работы начинают приносить деньги. Картины продаются, и пара позволяет себе переселиться в более дорогую квартиру, даже нанять прислугу.
А в манере творческого самовыражения мастера вновь появляется нечто новое. Его кисть рождает фигуры с острыми углами, как бы вытесанные топором. На смену розовым краскам приходят темные. Начинается период кубизма. Наивная Фернанда еще не знает, что это начало конца. К 1911 году их роман угасает. Пикассо оставляет бывшую музу без гроша. Но бедность не стала самым тяжелым испытанием ...
1907 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Nude Half Length 1909 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Woman and Pears Fernande Olivier Girl with mandolin (Fanny Tellier) 1910 В кубизме, который разделен на две фазы, аналитический и синтетический , Пикассо и Брак установили понятие, что произведение искусства не должно представлять действительность, чтобы иметь художественную ценность. Кубистские эксперименты Picasso & Braque также привели к нескольким новым артистическим методам, включая коллаж. После кубизма Пикассо исследовал классические & средиземноморские темы, & изображения насилия & мучения все более и более появлялись в его работах. Во время Второй мировой войны Пикассо остался в Париже, пылко настроенный против фашизма, позже вступает во французскую коммунистическую партию. Однажды писательница Гертруда Стайн навестила Пикассо, когда он заканчивал работу над картиной «Моя красавица» (1911). «Это не может быть Фернанда Оливье» – тут же отреагировала она. Это действительно была не Фернанда, на полотне была изображена женщина, занявшая ее место в сердце художника – Марсель Умбер . известная как Ева Гуэль (1885 - 1915). Картина «Моя красавица» стала своеобразным признаньем в любви.Пикассо был опустошен ее ранней смертью в 1915.
Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) 1912-1915 Eva - Marcelle Humbert (Eva Gouel 1885-1915)
В 1917 Пикассо встретил российскую балерину Ольгу Хохлову (1891-1955), Уроженка украинского Нежина познакомилась с Пикассо весной 1917 года в Риме благодаря Сергею Дягилеву, который пригласил художника оформить балет «Парад» на музыку Эрика Сати . Пикассо и Ольга Хохлова венчались в Русской православной церкви в Париже в 1918.
Любовь делает людей покладистыми. Ольга понимала, что муж - художник выдающийся. А если и не понимала, то Дягилев ей об этом рассказывал. Но она с собой ничего поделать не могла, ну не нравились его картины, они ее пугали. А, скажите, кого, пережившего войну, революцию, крах своей страны, будет радовать расчлененный мир на полотнах, развешенных в собственной спальне? От изломанных линий и цветовых клякс сердце, как от встречи с прекрасным, вряд ли сожмется. А если внутри что и екнет, то не от восхищения точно. И что делает настоящая русская женщина, когда видит, что ее мужчина блуждает в потемках кубизма? Протягивает руку помощи, выводит мужчину на свет. Ольга просила Пикассо рисовать ее так, чтобы можно было бы узнать без сопроводительных надписей на картине. Так в творчестве художника начался неоклассический «энгровский» период, озадачивший подельников по авангарду. Он писал жену запойно:.
1917 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Portrait of his wife Olga in Armchair.
Ольга Хохлова в мантилье. 1917 г. 1922 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Portrait of Mme Olga Picasso. 1921-22 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Mother and Child. 1923 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Olga Koklova, Picasso's First Wife. Сидящая Ольга. 1923 гВ 1927 Пикассо встретил Марию-Терезу Вальтер . Ей было 17 лет, в то время как Пикассо было приблизительно 42 года. Он был женат на Ольге Хохловой, от которой у него был 4-летний сын . В 1935 Мария-Тереза Вальтер забеременела. Когда жена Пикассо, Ольга, узнала о беременной любовнице своего мужа,она переехала в южную Францию. Однако на развод с Ольгой он подавать не торопился. По брачному контракту в случае развода Пикассо терял половину имущества, включая картины. Они жили отдельно до ее смерти в 1954. Ольга осталась одна. Общие друзья оказались друзьями мужа. Сына отец настраивал против нее. У нее сдали нервы. Однажды, преследуя очередную любовницу Пикассо, она пыталась ее избить. Другой раз отправила мужу портреты Рембрандта и Бетховена, написав, что Пикассо с его моралью кролика никогда не стать таким великим, как эти титаны. Срывы раздавленной женщины он сделал достоянием прессы. С его легкой руки эпитеты «сумасшедшая», «истеричка» приклеились к ней навсегда.
«Как же не стать бабушке истеричкой, если тебя постоянно унижают, бесчестят, позорят?.. -пыталась восстановить справедливость Марина, внучка Пикассо - Когда при мне говорят о гениальности Пикассо, мне так и хочется ответить: «Да, он был гений. Но - гений зла».
Когда Ольга умирала, он не приехал с ней попрощаться. Несмотря на мольбы сына. От этой любви, изломавшей Хохловой жизнь, остались десятки написанных рукой гения портретов и сотни писем, которые Пикассо при своем таланте выносить все на публику публиковать категорически запретил.Марина Пикассо сделала все, чтобы избавиться от призрака своего гениального деда. Сначала в своей книге «Мой дед Пикассо» она рассказала, как великий художник сломал ее жизнь и жизни ее родных. А потом переделала его виллу, уничтожив почти все, что было связано с Пикассо. В детстве ее едва пускали на порог, теперь она здесь полновластная хозяйка. Мария-Тереза Вальтер. 1928г.
Ольга Хохлова в мантилье. 1917 г. 1922 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Portrait of Mme Olga Picasso. 1921-22 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Mother and Child. 1923 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Olga Koklova, Picasso's First Wife. Сидящая Ольга. 1923 гВ 1927 Пикассо встретил Марию-Терезу Вальтер . Ей было 17 лет, в то время как Пикассо было приблизительно 42 года. Он был женат на Ольге Хохловой, от которой у него был 4-летний сын . В 1935 Мария-Тереза Вальтер забеременела. Когда жена Пикассо, Ольга, узнала о беременной любовнице своего мужа,она переехала в южную Францию. Однако на развод с Ольгой он подавать не торопился. По брачному контракту в случае развода Пикассо терял половину имущества, включая картины. Они жили отдельно до ее смерти в 1954. Ольга осталась одна. Общие друзья оказались друзьями мужа. Сына отец настраивал против нее. У нее сдали нервы. Однажды, преследуя очередную любовницу Пикассо, она пыталась ее избить. Другой раз отправила мужу портреты Рембрандта и Бетховена, написав, что Пикассо с его моралью кролика никогда не стать таким великим, как эти титаны. Срывы раздавленной женщины он сделал достоянием прессы. С его легкой руки эпитеты «сумасшедшая», «истеричка» приклеились к ней навсегда.
«Как же не стать бабушке истеричкой, если тебя постоянно унижают, бесчестят, позорят?.. -пыталась восстановить справедливость Марина, внучка Пикассо - Когда при мне говорят о гениальности Пикассо, мне так и хочется ответить: «Да, он был гений. Но - гений зла».
Когда Ольга умирала, он не приехал с ней попрощаться. Несмотря на мольбы сына. От этой любви, изломавшей Хохловой жизнь, остались десятки написанных рукой гения портретов и сотни писем, которые Пикассо при своем таланте выносить все на публику публиковать категорически запретил.Марина Пикассо сделала все, чтобы избавиться от призрака своего гениального деда. Сначала в своей книге «Мой дед Пикассо» она рассказала, как великий художник сломал ее жизнь и жизни ее родных. А потом переделала его виллу, уничтожив почти все, что было связано с Пикассо. В детстве ее едва пускали на порог, теперь она здесь полновластная хозяйка. Мария-Тереза Вальтер. 1928г.
В январе 1927 года на одной из парижских улиц он увидел красивую блондинку с серо-голубыми глазами. «Он схватил меня за руку и сказал: «Я хотел бы написать ваш портрет, мадемуазель. Я – Пикассо!»» – рассказывала Мария-Тереза Вальтер, ставшая на многие годы подругой и моделью художника.
Тогда ей было ceмнадцать, и она понятия нe имела о том, кто такой Пикассо: Художник прятал ее от Ольги, но его выдала живопись: новая любовь Пикассо всякий раз вытесняла предыдущую с его полотен.
Ольга сразу поняла это. Теперь Пикассо изображал черноволосых женщин в виде жутких монстров с вытаращенными глазами и оскаленными зубами, линии были рваными, ломанными, словно у художника от злости тряслись руки.
Вместе с тем, на его полотнах стали появляться другие женщины, светловолосые и прекрасные. Себя Пикассо изображал в виде минотавра, который со страстью сливался воедино с желанной блондинкой. Все было настолько очевидно, что отрицать этого не имело никакого смысла. Это был конец! //
Ольга сразу поняла это. Теперь Пикассо изображал черноволосых женщин в виде жутких монстров с вытаращенными глазами и оскаленными зубами, линии были рваными, ломанными, словно у художника от злости тряслись руки.
Вместе с тем, на его полотнах стали появляться другие женщины, светловолосые и прекрасные. Себя Пикассо изображал в виде минотавра, который со страстью сливался воедино с желанной блондинкой. Все было настолько очевидно, что отрицать этого не имело никакого смысла. Это был конец! //
Минотавр и обнаженная.1933
1936 Composition (Minotaure et femme)1
Большинство картин, изображающих Мари, подчинены ритму колыбельной, пьянящему «покачиванию» красок, они насквозь пронизаны чувственностью. В этом отражено отношение Пикассо к Марии-Терезе: в нем нет и намека на равенство. Она – не спутница жизни, не жена, она – объект вожделения, прекрасная игрушка художника.
Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Marie-Thrèse Walter in Le Rve (The Dream), 1932. 1932 Femme nue dans un fauteuil rouge Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Woman with Book 1932"Обнаженная на красной подушке (Мария Тереза)", 1932Работа Пикассо – картина, на которой он изобразил свою любовницу и музу, Мари-Терезу ВальтерОдна из картин этого периода – «Обнаженная, зеленые листья и бюст» –была продана на аукционе в марте 2010 г. за 106,5 миллионов долларов, установив таким образом новый мировой рекорд по стоимости произведений искусства. 1937 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Marie-Therese Walter. Майя с Куклами. Портрет дочери Picasso & Marie, по имени Майя, родившейся в 1935. Мари & Майя отдыхали с Пикассо в Жуан-ле-Пине на Юге Франции с 25 марта до 14 мая в 1936, Пикассо посетил их в выходные & несколько рабочих дней, чтобы поиграть с дочерью. Майя послужила моделью для некоторых его картин, Пикассо поддерживал Мари & Майю в финансовом отношении, но он никогда не был женат на Мари. В 1936 г. году у Пикассо появилась еще одна любовница – Дора Маар, и их связь не была тайной. Отношения с Вальтер стали натянутыми. Однажды Дора и Мари случайно встретились в студии Пикассо, когда он работал над знаменитой «Герникой». Разгневанные женщины потребовали, чтобы он выбрал одну из них. Пабло ответил, что они должны за него бороться. И они действительно стали бороться. Возможно, именно этот случай определил появление в этюдах к картине и на окончательном полотне плачущих, полных отчаяния женщин. Позже в одном из интервью художник заметил, что драка двух его любовниц стала одним из ярчайших воспоминаний всей его жизни.
Каждый раз, когда меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Так я избавляюсь от них... Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет (Пикассо)
В 1936 г. Пабло Пикассо встретил Дору Маар (Генриетта Теодора Маркович, 1907-1997). Она стала возлюбленной Пикассо с 1936 до апреля 1944. Пикассо называл Дору своей "личной музой ". Маар много фотографировала Пикассо (особенно в период его работы над «Герникой»), под его влиянием обратилась к живописи. Пикассо часто создавал изображения грустящей Маар, в его творчестве она навсегда осталась «плачущей женщиной»
Дора Маар
Желание для Пикассо было связано с насилием, а секс и творчество в его глазах были нераздельны и взаимно питали друг друга. «Искусство не целомудренно, — говорил художник, — а если оно целомудренно, то это не искусство». Современники вспоминают, что Пикассо с детским простодушием говорил друзьям: «Дору я бью, она так хорошеет, когда плачет». А в ответ на упреки возражал: «Для меня она женщина, которая плачет. Я писал ее такой не из удовольствия или садизма. Я могу писать только то, что вижу, а именно такова глубинная суть Доры».
1941 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Dora Maar.
1937 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Dora Maar.
1937 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Portrait of Dora Maar with a Crown of Flowers
1937 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) __ Lee Miller.
Моделью Пикассо здесь была Элизабет 'Ли' Миллер, леди Пенроуз (1907–1977) американский фотограф & фаворитка сюрреалистов в Париже включая Мана Рэя, Пабло Пикассо, Пола Элюара , Жана Кокто..
Модель Элюар была одной из самых любимых фигур сюрреалистов. Как жена Поля Элюара, она стала музой Пикассо, Мана Рэя, Рене Магритта и Джоан Мир.
1938 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Nusch luard. 1938 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Nusch luard.
1938 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Portrait of a Young Girl. 1939 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Woman in a Stripped Hat. 1939 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Young Tormented Girl.
В 1943 году Пикассо, в 62 года, завёл роман с молодой студенткой отделения гуманитарных наук Франсуаз Жило (род. в 1921). Дора оставила его в 1944 из-за неверности. У Picasso & Francoise было двое детей - Клод (1947) и Палома (1949).
Но, как писала Жило, Пикассо был неспособен долго любить одну и ту же женщину. Однажды Франсуаза застала Пабло в постели с его прежней любовницей – Дорой Маар.
Позже, придя в себя, она с удивлением осознала, что впервые увидела возраст Пабло – это был старик, но с поведением ветреного юноши. Франсуаза решила уйти, не дожидаясь участи быть брошенной, участи других возлюбленных Пикассо. В 1953 Жило оставила его и Пабло не смог удержать ее, как ни старался.
Позже, придя в себя, она с удивлением осознала, что впервые увидела возраст Пабло – это был старик, но с поведением ветреного юноши. Франсуаза решила уйти, не дожидаясь участи быть брошенной, участи других возлюбленных Пикассо. В 1953 Жило оставила его и Пабло не смог удержать ее, как ни старался.
После связи с Пикассо Франсуаза дважды была замужем, оба раза – за талантливыми, известными людьми. Ее Дети от Пабло после его смерти унаследовали фамилию Пикассо и часть его огромного состояния. Клод стал популярным фотохудожником, Палома – модельером.
"Женщина-цветок (Франсуаза Жило)". 1946 г
"Франсуаза, Клод и Палома". 1951 г
Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) 1951-1953 Женевьевы Лэпорт (1927-)
В 1944 году, 17-летняя Женевьева Лэпорт взяла интервью у Пикассо для школьной газеты. Несколько лет спустя в 1951 году у Пикассо начался роман с ней, тогда уже 24-летней. Отношения начались, когда Лэпорт навестила 70-летнего Пикассо в его студии, в то время как он все еще жил с Фрэнсуаз Жило. В то лето 1951 года, Пикассо взял Лапорт в Сен-Тропе, оставив Франсуазу. Лэпорт ушла от него в 1953 году, в то же время, когда и Франсуаз оставили художника.
"Летящий голубь". 1952 г
В 1954 году Сильветт Дэвид встретила Пабло Пикассо на Ривьере. После ухода от художника Франсуазы Жило она стала моделью для цикла приблизительно из 40 картин & рисунков, а также керамики. “Головы Сильветт” -- серия свернутых металлических скульптур, которые Пикассо сделал в то время, отметили следующие основные инновации в его скульптурной работе.
1954 Portrait de Sylvette David 23
"Sylvette" by Pablo Picasso in Rotterdam/The Netherlands
Пабло Пикассо (испанский художник, 1881–1973) 1953-1973 Жаклин Рок (1926 - 1986) Вторая Жена.
В 1953 году в жизнь Пикассо вошла новая муза, которой суждено было стать последней возлюбленной маэстро. В то время Пикассо увлекся керамикой и стал посещать мастерские Мадура (Madoura Pottery). Именно там его впервые увидела Жаклин Рок, женщина, которая не просто любила Пикассо, а превратила его в свою религию.
Женское самопожертвование и самоотречение, вот чего не хватало Пикассо на протяжении 10 лет счастливой жизни с Франсуазой. Получив от Жаклин и того, и другого в избытке, Пикассо обрел новый мощный источник вдохновения. В 1961 году 79-летний Пабло Пикассо женился на Жаклин Рок, которой исполнилось тогда 34 года. 17 из 20-ти прожитых с Жаклин лет он не рисовал никаких других женщин, кроме нее 1954 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Jacqueline Rocque. 1954 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Jacqueline Rocque. 1954 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Jacqueline with Crossed Hands. 1954 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Jacqueline with Flowers. 1954 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Jacqueline Rocque. 1958 Pablo Picasso (Spanish artist, 1881–1973) Jacqueline Rocque.
. «Каждый свой холст Пикассо подписывал кровью тех, кто его любил, – утверждает Марина Пикассо, внучка гения . – В первую очередь это относилось к любившим его женщинам. Каждую oн очаровывал, приручал, расчленял на своих полотнах, выжимал по капле все соки, а потом выбрасывал обескровленную жертву из своей жизни».
В детстве вилла деда «Калифорния» казалась Марине чем-то вроде сказочной пещеры Али-Бабы: мрачной, загадочной, полной чужих сокровищ. Повсюду царил чудовищный беспорядок груды холстов, сваленные на заляпанных краской мольбертах и прямо на полу, скульптуры, торчащие изо всех углов, словно диковинные грибы, деревянные ящики, набитые африканскими масками, старые газеты, консервные банки, керамические плитки, а на стенах – головы быков и портреты: второй жены Жаклин Рок, дочерей Майи и Паломы, сына Клода, – всех, кроме нас с Паблито». По пути в мастерскую, где их обычно ждал Пикассо, детям всякий раз приходилось выслушивать наставления Жаклин: «Не шумите и ничего не трогайте!» «Никому не было дела до того, что Эсмеральда, дедушкина коза, носится по комнатам, гадит на холсты и царапает pогами мебель. Ведь в отличие от нас она была членом семьи», – вспоминает Марина. внучка Пикассо и его первой жены Ольги Хохловой..
"Коза". 1950 г Бронза
С Жаклин Рок и Кабулом. 1955г.
8 апреля 1973 года в возрасте 92 лет Пабло Пикассо скончался. Жаклин, убежденная, что никто кроме нее не может осознать эту потерю, не допустила присутствия на похоронах его бывших возлюбленных и их детей. Скорбь ее была безгранична. Окружающим казалось, что Жаклин не сможет вынести горя и умрет.
Однако случившаяся вскоре гибель одного из близких друзей Жаклин удивительным образом вернула ее к жизни. Внезапно к ней пришло осознание того, что после смерти люди оказываются в лучшем мире, где нет ни боли, ни слез – объясняла она.
Жаклин стала заботливой хозяйкой, хранительницей и распорядительницей огромного творческого наследия Пикассо. Однако эта миссия задержала ее в мире живых только на 13 лет. Накануне большой выставки Пикассо в Мадриде 15 октября 1986 года Жаклин Рок застрелилась. Пабло Пикассо однажды сказал: «Моя смерть будет похожа на кораблекрушение. Когда под воду уходит океанский лайнер, в воронку затягивает все оказавшиеся поблизости суденышки». Так и случилось. Паблито, внук Пикассо, отравился через два дня после похорон деда. Спустя два года умер старший сын художника Пауло. Мария-Тереза Вальтер, одна из возлюбленных Пикассо, повесилась в 1977 году, а в 1986-м застрелилась его вторая жена Жаклин Рок. Внучка Пикассо Марина считает, что ей повезло. «Я должна была стать одной из жертв этого кораблекрушения. – пишет она в книге «Мой дед Пикассо», – но я выжила. Выжила благодаря жажде жизни, унаследованной от деда. Хотя деда, по сути, у меня никогда не было».
«Забыть Пикассо невозможно. В моей жизни был период, когда я во всех своих бедах винила его одного. Мне понадобились годы, чтобы понять, как отчаянно одинок был этот человек, и единственным доступным ему языком было искусство. К несчастью, никто из окружавших его детей этим языком не владел».
. «Каждый свой холст Пикассо подписывал кровью тех, кто его любил, – утверждает Марина Пикассо, внучка гения . – В первую очередь это относилось к любившим его женщинам. Каждую oн очаровывал, приручал, расчленял на своих полотнах, выжимал по капле все соки, а потом выбрасывал обескровленную жертву из своей жизни».
В детстве вилла деда «Калифорния» казалась Марине чем-то вроде сказочной пещеры Али-Бабы: мрачной, загадочной, полной чужих сокровищ. Повсюду царил чудовищный беспорядок груды холстов, сваленные на заляпанных краской мольбертах и прямо на полу, скульптуры, торчащие изо всех углов, словно диковинные грибы, деревянные ящики, набитые африканскими масками, старые газеты, консервные банки, керамические плитки, а на стенах – головы быков и портреты: второй жены Жаклин Рок, дочерей Майи и Паломы, сына Клода, – всех, кроме нас с Паблито». По пути в мастерскую, где их обычно ждал Пикассо, детям всякий раз приходилось выслушивать наставления Жаклин: «Не шумите и ничего не трогайте!» «Никому не было дела до того, что Эсмеральда, дедушкина коза, носится по комнатам, гадит на холсты и царапает pогами мебель. Ведь в отличие от нас она была членом семьи», – вспоминает Марина. внучка Пикассо и его первой жены Ольги Хохловой..
"Коза". 1950 г Бронза
С Жаклин Рок и Кабулом. 1955г.
8 апреля 1973 года в возрасте 92 лет Пабло Пикассо скончался. Жаклин, убежденная, что никто кроме нее не может осознать эту потерю, не допустила присутствия на похоронах его бывших возлюбленных и их детей. Скорбь ее была безгранична. Окружающим казалось, что Жаклин не сможет вынести горя и умрет.
Однако случившаяся вскоре гибель одного из близких друзей Жаклин удивительным образом вернула ее к жизни. Внезапно к ней пришло осознание того, что после смерти люди оказываются в лучшем мире, где нет ни боли, ни слез – объясняла она.
Жаклин стала заботливой хозяйкой, хранительницей и распорядительницей огромного творческого наследия Пикассо. Однако эта миссия задержала ее в мире живых только на 13 лет. Накануне большой выставки Пикассо в Мадриде 15 октября 1986 года Жаклин Рок застрелилась. Пабло Пикассо однажды сказал: «Моя смерть будет похожа на кораблекрушение. Когда под воду уходит океанский лайнер, в воронку затягивает все оказавшиеся поблизости суденышки». Так и случилось. Паблито, внук Пикассо, отравился через два дня после похорон деда. Спустя два года умер старший сын художника Пауло. Мария-Тереза Вальтер, одна из возлюбленных Пикассо, повесилась в 1977 году, а в 1986-м застрелилась его вторая жена Жаклин Рок. Внучка Пикассо Марина считает, что ей повезло. «Я должна была стать одной из жертв этого кораблекрушения. – пишет она в книге «Мой дед Пикассо», – но я выжила. Выжила благодаря жажде жизни, унаследованной от деда. Хотя деда, по сути, у меня никогда не было».
«Забыть Пикассо невозможно. В моей жизни был период, когда я во всех своих бедах винила его одного. Мне понадобились годы, чтобы понять, как отчаянно одинок был этот человек, и единственным доступным ему языком было искусство. К несчастью, никто из окружавших его детей этим языком не владел».
Комментариев нет:
Отправить комментарий