Книга с интригой: новинки октября

То ли главная кинопремьера последних недель, «Исчезнувшая» Дэвида Финчера, снятая по бестселлеру Гиллиан Флинн, то ли само время года — осень — настраивает на таинственный лад, но в книжном обзоре октября почти все новинки — детективы.

«Сын»

Ю Несбе

«Сын»
Несбе распрощался (надеемся, временно) с главным своим героем Харри Холле и придумал нового — Сонни Лофтхуса. Этот тридцатилетний неудачник, почти половину жизни — 12 лет — отсидевший в тюрьме, выходит на свободу и мстит за убийство отца. Коротко и ясно. Дело, как обычно у Ю Несбе, происходит в Осло, который писатель изображает натуральным Готэм-сити: мрачным, холодным, равнодушным, коррумпированным, скрывающим страшные тайны. Коррупция и продажность властей — темы, часто проскакивающие в последних книгах писателя. В «Сыне» это доведено до предела, книга похожа на сценарий скандинавской версии сериала «Спрут» (если кто помнит такой). Только здесь вместо бесстрашного комиссара Каттани — не менее бесстрашный наркоман Лофтхус, севший за решетку, потому что взял на себя чужие преступления в обмен на героин. Публике такое понравилось, ей вообще нравится все, что сочиняет Несбе. Книжка вышла в родной Норвегии и в английском переводе еще весной, и тут же оказалась на первых строчках книжных хит-парадов, а права на экранизацию моментально купил Голливуд. Снимать фильм по «Сыну» хочет Чаннинг Татум (!), он же, ясное дело, намерен сыграть главную роль. Татум в роли наркомана-убийцы-мстителя-борца за справедливость? Это интригует.

«Мистер Мерседес»

Стивен Кинг

«Мистер Мерседес»
Безумец на «Мерседесе» врезается в толпу людей, стоящих в очереди на Биржу труда. Восемь погибших, 15 раненых. Имя водителя станет известно довольно быстро, более того, он сам заявит о себе — письмом к отставному полицейскому Ходжесу. Любитель жанровых экспериментов, Кинг не просто сочинил детективный роман — первый в своей карьере, но и обещает два продолжения — с тем же Ходжесом в главной роли. Любители «стандартного» Кинга морщат носы и и с нетерпением ждут еще одной книжки мастера, «Возвращение», которая поступит в продажу в ноябре: вот там все будет, как положено — мистика, сделка с Дьяволом и проч. Зато ценители прозаических романов любимого автора (таких, как «Сердца Атлантиды» или «22/11/63») могут смело браться за «Мистера Мерседес»: книжка эта — это детектив только по форме и сюжету, по сути же — очередное высказывание на социальные темы. Крепкая проза, с тщательно выписанными героями, уместной иронией и неожиданной нежностью, упакованная в детективный сюжет. Иногда Кинга заносит, и он растекается мыслью по древу, но это у него в последние годы встречается часто, преданные читатели уже привыкли.

«Переучет»

Эрленд Лу

«Переучет»
Главный — для российского читателя — писатель Норвегии в главном остается верен себе — пишет просто, понятно и смешно. Но в мелочах он все-таки изменился. «Переучет», например, совсем не наивная книжка. Кроме того, главный герой здесь — пожилой человек. Лу, обычно сочинявший истории про подростков или своих сверстников, взялся за старшее поколение (хотя и сам писатель не слишком молод, ему в мае стукнуло 45). Главная героиня «Переучета» — знаменитая норвежская поэтесса по имени Нина. Переживая творческий и житейский кризис, поэтесса уехала в Стамбул, там хорошенько расслабилась и вернулась домой обновленная. Наладила жизнь и села за написание новых стихов. Результатом — сборником «Босфор» — она очень гордится и в то же время боится реакции критики и читателей. Шутка ли — новая книга после десятилетнего молчания, тем более что в глубине души Нина считает себя плохим поэтом. Это подтверждает плохой отзыв на «Босфор», напечатанный в одной из газет. Но что позволено Юпитеру, не позволено быку — одно дело ругать себя самой, другое — когда по ней проходятся посторонние. Нина, что называется, встает на дыбы, и гнев ее страшен. Если кратко, «Переучет» — хороший роман, который портит отсутствие диалогов на фоне бесконечных мысленных монологов главной героини.

«Слабость Виктории Бергман. Девочка-ворона»

Эрик Аксл Сунд

«Слабость Виктории Бергман. Девочка-ворона»
Романы Сунда активно сравнивают с книгами Стига Ларссона. Раскручивать свежие имена за счет знаменитых коллег — стандартная издательская практика, так что подобные параллели вызывают как минимум недоверие, — мол, «сколько этих Ларссонов было в последние годы и сплыло». В случае с Сундом отсылки к автору «Девушки с татуировкой дракона» не так уж несправедливы. И тот, и другой шведы, оба прославились трилогиями: Ларрсон — «Миллениумом», Сунд — «Викторией Бергман». У обоих в активе имеется ключевой персонаж — волевая женщина, а также — что часто встречается в скандинавских детективах — обличение пороков общества. До тиражей покойного Ларссона Сунду, правда, далеко, но, во-первых, еще не вечер, во-вторых, у Сунда перед старшим товарищем есть серьезное преимущество: пишет Эрик Аксл Сунд (это, кстати, псевдоним, под которым работает — Йеркер Эрикссон и Хокан Аксландер Сундквист) на порядок лучше Стига Ларрсона.
В «Девочке-вороне», первой книге трилогии, речь идет об убийствах подростков-мигрантов. По следам убийц идут комиссар полиции, психотерапевт и некая Виктория Бергман. Все три — женщины, и каждая порадует любителей скандинавского нуара, приученных Лисбет Саландер или Сага Норен, героиней сериала «Мост», что слабый пол — это новый сильный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий