То ли главная кинопремьера последних недель, «Исчезнувшая»
Дэвида Финчера, снятая по бестселлеру Гиллиан Флинн, то ли само время
года — осень — настраивает на таинственный лад, но в книжном обзоре
октября почти все новинки — детективы.
Несбе
распрощался (надеемся, временно) с главным своим героем Харри Холле и
придумал нового — Сонни Лофтхуса. Этот тридцатилетний неудачник, почти
половину жизни — 12 лет — отсидевший в тюрьме, выходит на свободу и
мстит за убийство отца. Коротко и ясно. Дело, как обычно у Ю Несбе,
происходит в Осло, который писатель изображает натуральным Готэм-сити:
мрачным, холодным, равнодушным, коррумпированным, скрывающим страшные
тайны. Коррупция и продажность властей — темы, часто проскакивающие в
последних книгах писателя. В «Сыне» это доведено до предела, книга
похожа на сценарий скандинавской версии сериала «Спрут» (если кто помнит
такой). Только здесь вместо бесстрашного комиссара Каттани — не менее
бесстрашный наркоман Лофтхус, севший за решетку, потому что взял на себя
чужие преступления в обмен на героин. Публике такое понравилось, ей
вообще нравится все, что сочиняет Несбе. Книжка вышла в родной Норвегии и
в английском переводе еще весной, и тут же оказалась на первых строчках
книжных хит-парадов, а права на экранизацию моментально купил Голливуд.
Снимать фильм по «Сыну» хочет Чаннинг Татум (!), он же, ясное дело,
намерен сыграть главную роль. Татум в роли
наркомана-убийцы-мстителя-борца за справедливость? Это интригует.
Безумец
на «Мерседесе» врезается в толпу людей, стоящих в очереди на Биржу
труда. Восемь погибших, 15 раненых. Имя водителя станет известно
довольно быстро, более того, он сам заявит о себе — письмом к отставному
полицейскому Ходжесу. Любитель жанровых экспериментов, Кинг не просто
сочинил детективный роман
— первый в своей карьере, но и обещает два продолжения — с тем же
Ходжесом в главной роли. Любители «стандартного» Кинга морщат носы и и с
нетерпением ждут еще одной книжки мастера,
«Возвращение», которая поступит в продажу в ноябре: вот там все будет,
как положено — мистика, сделка с Дьяволом и проч. Зато ценители
прозаических романов любимого автора (таких, как «Сердца Атлантиды» или
«22/11/63») могут смело браться за «Мистера Мерседес»: книжка эта — это
детектив только по форме и сюжету, по сути же — очередное высказывание
на социальные темы. Крепкая проза, с тщательно выписанными героями,
уместной иронией и неожиданной нежностью, упакованная в детективный
сюжет. Иногда Кинга заносит, и он растекается мыслью по древу, но это у
него в последние годы встречается часто, преданные читатели уже
привыкли.
Главный
— для российского читателя — писатель Норвегии в главном остается верен
себе — пишет просто, понятно и смешно. Но в мелочах он все-таки
изменился. «Переучет», например, совсем не наивная книжка. Кроме того,
главный герой здесь — пожилой человек. Лу, обычно сочинявший истории про
подростков или своих сверстников, взялся за старшее поколение (хотя и
сам писатель не слишком молод, ему в мае стукнуло 45). Главная героиня
«Переучета» — знаменитая норвежская поэтесса по имени Нина. Переживая
творческий и житейский кризис, поэтесса уехала в Стамбул, там хорошенько
расслабилась и вернулась домой обновленная. Наладила жизнь и села за
написание новых стихов. Результатом — сборником «Босфор» — она очень
гордится и в то же время боится реакции критики и читателей. Шутка ли —
новая книга после десятилетнего молчания, тем более что в глубине души
Нина считает себя плохим поэтом. Это подтверждает плохой отзыв на
«Босфор», напечатанный в одной из газет. Но что позволено Юпитеру, не
позволено быку — одно дело ругать себя самой, другое — когда по ней
проходятся посторонние. Нина, что называется, встает на дыбы, и гнев ее
страшен. Если кратко, «Переучет» — хороший роман, который портит
отсутствие диалогов на фоне бесконечных мысленных монологов главной
героини.
Романы
Сунда активно сравнивают с книгами Стига Ларссона. Раскручивать свежие
имена за счет знаменитых коллег — стандартная издательская практика, так
что подобные параллели вызывают как минимум недоверие, — мол, «сколько
этих Ларссонов было в последние годы и сплыло». В случае с Сундом
отсылки к автору «Девушки с татуировкой дракона» не так уж
несправедливы. И тот, и другой шведы, оба прославились трилогиями:
Ларрсон — «Миллениумом», Сунд — «Викторией Бергман». У обоих в активе
имеется ключевой персонаж — волевая женщина, а также — что часто
встречается в скандинавских детективах — обличение пороков общества. До
тиражей покойного Ларссона Сунду, правда, далеко, но, во-первых, еще не
вечер, во-вторых, у Сунда перед старшим товарищем есть серьезное
преимущество: пишет Эрик Аксл Сунд (это, кстати, псевдоним, под которым
работает — Йеркер Эрикссон и Хокан Аксландер Сундквист) на порядок лучше
Стига Ларрсона.
В «Девочке-вороне», первой книге трилогии, речь идет об убийствах подростков-мигрантов. По следам убийц идут комиссар полиции, психотерапевт и некая Виктория Бергман. Все три — женщины, и каждая порадует любителей скандинавского нуара, приученных Лисбет Саландер или Сага Норен, героиней сериала «Мост», что слабый пол — это новый сильный.
«Сын»
Ю Несбе
«Мистер Мерседес»
Стивен Кинг
«Переучет»
Эрленд Лу
«Слабость Виктории Бергман. Девочка-ворона»
Эрик Аксл Сунд
В «Девочке-вороне», первой книге трилогии, речь идет об убийствах подростков-мигрантов. По следам убийц идут комиссар полиции, психотерапевт и некая Виктория Бергман. Все три — женщины, и каждая порадует любителей скандинавского нуара, приученных Лисбет Саландер или Сага Норен, героиней сериала «Мост», что слабый пол — это новый сильный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий