Каждый год 10 июля на улицах британского города Ковентри появляется странная процессия. Впереди верхом на лошадях едут обнаженные женщины, а вслед за ними идут люди в старинных костюмах. Процессия движется через весь город от первого кафедрального собора к центральному парку, где проводится ежегодный фестиваль, посвященный национальной героине – леди Годиве.
Нагота против налогов
Художник Эдмунд Лейтон изобразил леди Годиву в момент принятия решения. 1892 год
Считается, что события, описанные в легенде, произошли в 1043 году. Тогда Ковентри еще был маленьким захолустным городком. Правил им граф Леофрик, человек, имевший множество военных и политических заслуг и обладавший значительным состоянием. Он мечтал сделать из Ковентри процветающий город. Вместе со своей супругой, которая носила имя Годива и славилась крайней набожностью, лорд учредил в городе аббатство и щедро вкладывал средства и в остальные «объекты инфраструктуры». И в самом деле, вскоре Ковентри преобразился, став четвертым по значению городом средневековой Англии.
Однако Леофрик не только оказывал городу «спонсорскую помощь». Он постоянно увеличивал налоги, доводя население до крайней степени нищеты. В отчаянии жители решили обратиться за помощью к леди Годиве. Добрая женщина пообещала передать мужу просьбу о снижении налогового бремени.
Разумеется, граф Леофрик отказал жене, причем в довольно грубой форме. Однако она вновь и вновь повторяла ему просьбу жителей, и как-то раз, изрядно охмелев на пиру, супруг заявил, что готов вообще отменить налоги для горожан, но с одним условием: если леди Годива проедет средь бела дня верхом на лошади через весь город полностью обнаженной… Вспомните, что дело было в пуританской Англии и речь шла о добропорядочной и богобоязненной женщине.
Тем не менее, жена согласилась на это условие. Тут же, при свидетелях, он потребовала от мужа клятву, что их договор будет исполнен.
Свою часть соглашения Годива выполнила на следующий день. Прекрасная обнаженная всадница, чье тело было прикрыто лишь распущенными волосами, прогарцевала на лошади через весь город из одного конца в другой… Впрочем, жители Ковентри, среди которых уже разнесся слух о «договоре», старались в это время не выходить на улицу и плотно притворили ставни, чтобы не видеть наготу женщины. Лишь некто по имени Том решил тайком поглядеть на красавицу, но при взгляде на нее мгновенно ослеп. Так его наказали Небеса.
Как гласит предание, граф Леофрик, пораженный поступком жены, выполнил ее требование и действительно отменил непомерные для населения налоги.
Миф и реальность
Леди Годива – популярный сюжет в искусстве
Впервые эта история была упомянута в летописи за 1188 год монахом монастыря святого Албана Роджером Вендровером. Однако впоследствии ее достоверность не раз подвергалась сомнению. И на то имелись достаточно веские причины. Прежде всего, граф Леофрик и леди Годива являлись реальными историческими лицами, жизнь которых достаточно подробно описана в английских летописных источниках. Если верить этим источникам, то граф Леофрик действительно выстроил бенедиктинский монастырь, которому были переданы во владение обширные земли и деревни. Что же касается его супруги, то леди Годива преподнесла в дар монастырю большое количество золота, серебра и драгоценностей, что сделало его самым богатым в Англии. Неудивительно, что после кончины правитель и его щедрая жена были с почестями погребены на территории обители. Между тем ни в одном официальном источнике не приводится скандальная история о заключенном супругами пари и проезде обнаженной леди Годивы по городу. Откуда же взялась эта странная легенда?
В XIII веке этим вопросом заинтересовался король Эдуард I, который устроил целое расследование. Выяснилось, что с 1057 года налоги с жителей Ковентри действительно не взимались. Но легенда-то относится к началу 1040-х! Выходит, Леофрик зачем-то ждал полтора десятка лет, чтобы исполнить свое обещание?
Тем не менее, образ леди Годивы за прошедшее тысячелетие так и не утратил своего романтического ореола. Ей посвящено множество стихов, поэм, романов и фильмов, картин и статуй. Ее лик был отчеканен на монетах. В ее честь даже назвали астероид (3018 Годива).
Языческое или христианское?
Памятник леди Годиве в центре Ковентри
Некоторые историки связывают возникновение предания о Годиве с желанием братьев из обители святого Албана насолить «коллегам» из более богатого и популярного монастыря. Однако все дело оказалось, по-видимому, в религии.
Как известно, христианской религии не так просто было привлечь потенциальную паству, исповедующую древние языческие культы. Первые христианские священники порой даже вынуждены были вводить в богослужения элементы языческих ритуалов, а храмы нередко возводились на местах древних святилищ.
Еще до вторжения норманнов неподалеку от того места, где ныне находится Ковентри, обитало племя саксов – хвикке. Графа же Леофрика в старинных летописях часто именовали «повелителем хвикке». Хвикке, как следует из мифов, особо почитали богиню плодородия. Ее имя было Года. Вплоть до наших дней в окрестностях Ковентри сохранился ряд топонимов, связанных с этим именем. В ходе археологических раскопок в деревне Вегинтон были найдены руины храма, посвященного богине Годе.
Так как Ковентри располагался «на отшибе», среди непроходимых лесов и вдали от других городов Британии, здесь долгое время параллельно с христианством сохранялся культ Годы. Само имя города – Ковентри − происходит от названия священного дерева Кофа, возле которого язычники проводили ритуальные действа.
Каждый год в середине лета здесь устраивались праздничные мистерии в честь Годы. Впереди процессии на белом жеребце скакала обнаженная жрица, за ней следовали остальные участники церемонии. Процессия приближалась к священному дереву, возле которого богине в лице жрицы воздавались почести. В жертву ей приносили лошадь и одного из мужчин племени, молодого и красивого. Даже после того как в Ковентри появилось аббатство, языческий праздник еще в течение многих лет не прекращал своего существования. Видимо, в связи с этим у местных монахов и возникла идея подменить культ языческой богини историей, более близкой к христианству: ведь леди Годиву, так много сделавшую для обители, почитали почти как святую.
Замысел удался как нельзя лучше. О богине постепенно забыли, а жена местного правителя стала символом мученичества. Что же касается злополучного Тома, осмелившегося подсматривать за обнаженной женщиной, то вряд ли он был реальным человеком. Скорее всего, прототипом этого легендарного образа стал мужчина, которого приносили в жертву богине.
Сегодня статуя, изображающая обнаженную женщину верхом на лошади, украшает Ковентри. В программу ежегодного карнавала − пожалуй, самого экстравагантного в Великобритании − разумеется, никакие жертвоприношения не входят. В рамках его проводится множество аттракционов и состязаний. Главное из них – конкурс на лучшую леди Годиву, в котором и участвуют обнаженные всадницы, скачущие впереди процессии. Правда, дается это звание лишь на один год.
Виктор СТАЛЬНЕНКО,
Тамара ТРОЯНОВА
Нагота против налогов
Художник Эдмунд Лейтон изобразил леди Годиву в момент принятия решения. 1892 год
Считается, что события, описанные в легенде, произошли в 1043 году. Тогда Ковентри еще был маленьким захолустным городком. Правил им граф Леофрик, человек, имевший множество военных и политических заслуг и обладавший значительным состоянием. Он мечтал сделать из Ковентри процветающий город. Вместе со своей супругой, которая носила имя Годива и славилась крайней набожностью, лорд учредил в городе аббатство и щедро вкладывал средства и в остальные «объекты инфраструктуры». И в самом деле, вскоре Ковентри преобразился, став четвертым по значению городом средневековой Англии.
Однако Леофрик не только оказывал городу «спонсорскую помощь». Он постоянно увеличивал налоги, доводя население до крайней степени нищеты. В отчаянии жители решили обратиться за помощью к леди Годиве. Добрая женщина пообещала передать мужу просьбу о снижении налогового бремени.
Разумеется, граф Леофрик отказал жене, причем в довольно грубой форме. Однако она вновь и вновь повторяла ему просьбу жителей, и как-то раз, изрядно охмелев на пиру, супруг заявил, что готов вообще отменить налоги для горожан, но с одним условием: если леди Годива проедет средь бела дня верхом на лошади через весь город полностью обнаженной… Вспомните, что дело было в пуританской Англии и речь шла о добропорядочной и богобоязненной женщине.
Тем не менее, жена согласилась на это условие. Тут же, при свидетелях, он потребовала от мужа клятву, что их договор будет исполнен.
Свою часть соглашения Годива выполнила на следующий день. Прекрасная обнаженная всадница, чье тело было прикрыто лишь распущенными волосами, прогарцевала на лошади через весь город из одного конца в другой… Впрочем, жители Ковентри, среди которых уже разнесся слух о «договоре», старались в это время не выходить на улицу и плотно притворили ставни, чтобы не видеть наготу женщины. Лишь некто по имени Том решил тайком поглядеть на красавицу, но при взгляде на нее мгновенно ослеп. Так его наказали Небеса.
Как гласит предание, граф Леофрик, пораженный поступком жены, выполнил ее требование и действительно отменил непомерные для населения налоги.
Миф и реальность
Леди Годива – популярный сюжет в искусстве
Впервые эта история была упомянута в летописи за 1188 год монахом монастыря святого Албана Роджером Вендровером. Однако впоследствии ее достоверность не раз подвергалась сомнению. И на то имелись достаточно веские причины. Прежде всего, граф Леофрик и леди Годива являлись реальными историческими лицами, жизнь которых достаточно подробно описана в английских летописных источниках. Если верить этим источникам, то граф Леофрик действительно выстроил бенедиктинский монастырь, которому были переданы во владение обширные земли и деревни. Что же касается его супруги, то леди Годива преподнесла в дар монастырю большое количество золота, серебра и драгоценностей, что сделало его самым богатым в Англии. Неудивительно, что после кончины правитель и его щедрая жена были с почестями погребены на территории обители. Между тем ни в одном официальном источнике не приводится скандальная история о заключенном супругами пари и проезде обнаженной леди Годивы по городу. Откуда же взялась эта странная легенда?
В XIII веке этим вопросом заинтересовался король Эдуард I, который устроил целое расследование. Выяснилось, что с 1057 года налоги с жителей Ковентри действительно не взимались. Но легенда-то относится к началу 1040-х! Выходит, Леофрик зачем-то ждал полтора десятка лет, чтобы исполнить свое обещание?
Тем не менее, образ леди Годивы за прошедшее тысячелетие так и не утратил своего романтического ореола. Ей посвящено множество стихов, поэм, романов и фильмов, картин и статуй. Ее лик был отчеканен на монетах. В ее честь даже назвали астероид (3018 Годива).
Языческое или христианское?
Памятник леди Годиве в центре Ковентри
Некоторые историки связывают возникновение предания о Годиве с желанием братьев из обители святого Албана насолить «коллегам» из более богатого и популярного монастыря. Однако все дело оказалось, по-видимому, в религии.
Как известно, христианской религии не так просто было привлечь потенциальную паству, исповедующую древние языческие культы. Первые христианские священники порой даже вынуждены были вводить в богослужения элементы языческих ритуалов, а храмы нередко возводились на местах древних святилищ.
Еще до вторжения норманнов неподалеку от того места, где ныне находится Ковентри, обитало племя саксов – хвикке. Графа же Леофрика в старинных летописях часто именовали «повелителем хвикке». Хвикке, как следует из мифов, особо почитали богиню плодородия. Ее имя было Года. Вплоть до наших дней в окрестностях Ковентри сохранился ряд топонимов, связанных с этим именем. В ходе археологических раскопок в деревне Вегинтон были найдены руины храма, посвященного богине Годе.
Так как Ковентри располагался «на отшибе», среди непроходимых лесов и вдали от других городов Британии, здесь долгое время параллельно с христианством сохранялся культ Годы. Само имя города – Ковентри − происходит от названия священного дерева Кофа, возле которого язычники проводили ритуальные действа.
Каждый год в середине лета здесь устраивались праздничные мистерии в честь Годы. Впереди процессии на белом жеребце скакала обнаженная жрица, за ней следовали остальные участники церемонии. Процессия приближалась к священному дереву, возле которого богине в лице жрицы воздавались почести. В жертву ей приносили лошадь и одного из мужчин племени, молодого и красивого. Даже после того как в Ковентри появилось аббатство, языческий праздник еще в течение многих лет не прекращал своего существования. Видимо, в связи с этим у местных монахов и возникла идея подменить культ языческой богини историей, более близкой к христианству: ведь леди Годиву, так много сделавшую для обители, почитали почти как святую.
Замысел удался как нельзя лучше. О богине постепенно забыли, а жена местного правителя стала символом мученичества. Что же касается злополучного Тома, осмелившегося подсматривать за обнаженной женщиной, то вряд ли он был реальным человеком. Скорее всего, прототипом этого легендарного образа стал мужчина, которого приносили в жертву богине.
Сегодня статуя, изображающая обнаженную женщину верхом на лошади, украшает Ковентри. В программу ежегодного карнавала − пожалуй, самого экстравагантного в Великобритании − разумеется, никакие жертвоприношения не входят. В рамках его проводится множество аттракционов и состязаний. Главное из них – конкурс на лучшую леди Годиву, в котором и участвуют обнаженные всадницы, скачущие впереди процессии. Правда, дается это звание лишь на один год.
Виктор СТАЛЬНЕНКО,
Тамара ТРОЯНОВА
http://tainy.info/
Комментариев нет:
Отправить комментарий