Демон Лермонтова и Врубеля

 Демон Лермонтова. К двухсотлетию поэта
М.А.Врубель. Демон сидящий
Демон Лермонтова, шире - демоническое – сквозная тема поэта, которая звучит уже в раннем стихотворении «Мой демон», написанном в пятнадцать лет, и продолжающаяся в позднем   «Герое нашего времени».
Демон Лермонтова – это  личный герой поэта, а не абстрактное мировое зло Пушкина, это герой  его внутренней жизни, который активен, силен и диктует свою волю, реально присутствуя в самой глубине его сердца, где, по словам Достоевского,
«дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».
В самом начале девятнадцатого века Лермонтов, как настоящий пророк и художник, человек с очень тонкой нервно-психической организацией души, поставил  своего рода диагноз своему времени и грядущему, став  клиницистом новой эпохи, описав  симптомы, которые еще только-только начали проявляться, но с  годами становились  яснее и очевидней.
 Демон Лермонтова. К двухсотлетию поэта
М.А.Врубель. Голова Демона на фоне гор
Потом тема присутствия демонического в самой глубине человеческого сердца станет основной в творчестве философов  Кьеркегора, Ницше, Достоевского, Кафки, Камю, Сартра, поэтов серебряного века и художников века двадцатого. Демон Лермонтова – это дух свободы и бунтарства,  который не может смириться с несправедливостью земного, он жаждет идеала, который на земле недостижим.  Демон напевает волшебные песни и вводит человека в золотой сон, где:
Средь полей необозримых
В небе ходят без следа
Облаков неуловимых
Волокнистые стада.
Час разлуки, час свиданья -
Им ни радость, ни печаль;
Им в грядущем нет желанья
И прошедшего не жаль.
В день томительный несчастья
Ты об них лишь вспомяни;
Будь к земному без участья
И беспечна, как они!
 Демон Лермонтова. К двухсотлетию поэта
М.А.Врубель. Демон и Тамара
Человек не может избавиться от Демона, он должен признать его в себе и заботиться о том, чтобы Демон не поглотил его совсем. Демонические страсти не приходят со стороны, они живут в человеке от рождения, всеянные в его плоть. С годами они прорастают, требуя своего удовлетворения. Лермонтов в течение всей жизни пытался преодолеть своего Демона. Удалось ли?
Лермонтов первым в русской литературе и искусстве коснулся трагической тайны человеческого бытия, которую не видели не только его современники, не позволившие напечатать  «Демона» при жизни, а потом и вовсе его запретившие, но и более поздние поколения, к которым относится, например, такой почитаемый   философ как  Владимир Соловьев.
Мой Демон
Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он.
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей.
1829
 Демон Лермонтова. К двухсотлетию поэта
М.А.Врубель. Танец Тамары
В России поэму напечатали только через двадцать лет. Но и потом отголоски запрета на эту тему давали себя знать вплоть до начала века двадцатого. Так, к пятидесятилетию со дня смерти поэта начали готовить сборник его стихов, который должен был выйти в 1891 году.
Каждый художник мог выбирать то произведение, которое  хотел бы проиллюстрировать. Врубель выбрал «Демона», интерес к которому начал проявлять задолго до юбилейного издания. Он очень точно почувствовал дух не только поэмы и поэта, но и своего времени, и состояние собственной души.
Демон, которого Лермонтов ощущал только на уровне симптомов, во времена Врубеля говорил уже в полный голос, все больше и больше очеловечиваясь. И, тем не менее, это было еще далеко не всем очевидно. На Врубеля обрушился шквал критики: и за искаженное понимание поэмы,  и за искажение Лермонтова, и  за непонимание темы.
Это сейчас врубелевская «Демониада» считается шедевром, на которую приходят смотреть тысячи поклонников творчества художника. А тогда каких только обвинений он  не услышал в свой адрес от именитых академиков.
 Демон Лермонтова. К двухсотлетию поэта
Ф.Шаляпин в образе Демона
К теме Демона Лермонтова потом обращались Брюсов, Сологуб, Блок, Белый, Бальмонт, Пастернак. Антон Рубинштейн написал в 1872 году одноименную оперу, которую опять запрещают.
И только через четыре года  разрешают. Трагический дух Демона смог передать исполнитель главной партии Ф.Шаляпин, позднее сказавший:
«Кто не слышал меня в Демоне, тот меня не знает».
Но на похоронах Врубеля  в 1910 году Александр Блок уже открыто признает:
«Врубель пришёл с лицом безумным, но блаженным. Он – вестник; весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова – символы наших времён…»
Лермонтов работал над  «Демоном» в течение двенадцати лет, было восемь его редакций: первый набросок появился в пятнадцать лет, последняя редакция – в начале 1841 года, за полгода до трагической гибели. Впервые поэма была напечатана за границей,  в Карлсруэ в 1856 году  и только четыре года спустя – в России.
Многочисленные переделки поэмы были попыткой снять возможные требования цензуры и желанием поэта увидеть «Демона» напечатанным, но не случилось.  Демон Лермонтова – это тема, которая является ключевой для  творчества поэта, близкая нам по трагическому ощущению жизни и  одновременно по ее мистической таинственности.

http://sotvori-sebia-sam.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий