Царские диадемы

Диадемы рода Романовых не просто произведения высокого ювелирного искусства, они являются историческими памятниками, которые видели торжество и гибель великих династий, мужество, благородство и стойкость носивших их дам, они- свидетели двух непростых и бурных веков европейской истории.
Из 18 диадем и корон в Алмазном фонде  сегодня хранятся только две короны и две диадемы, некогда принадлежавшие дому Романовых. Представленные в посте диадемы либо утрачены,либо находятся не в России.
В русском языке слово «диадема» применяется именно к украшениям головы. В английском используют два основных термина. Диадема (diadem) – сплошное (как кольцо) без разрывов украшение (coronet, circlet – также применяется к данному виду диадем) и тиара (tiara) – драгоценное изделие, украшающее только переднюю часть головы.
Российский императорский двор считался одним из самых богатых в Европе. Украшения агустейшим особам создавали лучшие ювелиры тех лет. Их взгляды в основном были обращены на запад. Но развивая модные направления, украшениям придавались национальные черты. Так популярной до сих пор среди аристократических дам мира является диадемадиадема-франж (фр. - бахрома), распространенное название которой Diadme (tiare) russe – фр. «русская диадема», рисунок лучей которой не только формой напоминает русский кокошник , но и идеально повторяет бриллиантовые лучи орденских знаков – особенно звезд Ордена Св. Апостола Андрея Первозванного.


Свадебный подарок дочери Александра II Марии Александровны- роскошная бриллиантовая tiare russe (русская тиара). Эту тиару унаследовала дочь Марии Александровны, королева Румынская Мария.


Молодая императрица Александра Федоровна в tiare russe ( русской тиаре) и в своих любимых жемчужных ожерельях работы придворного ювелира Болина, которые подарила своей невестке вдовствующая императрица. Также к платью приколоты жемчужно-бриллиантовая брошь-бант и звезда ордена Св. Екатерины.

Иван Крамской. Портрет императрицы Марии Федоровны 1880


Среди украшений российских императриц диадемы появились еще во времена Петра I. Представителям российского царского дома хорошо была знакома европейская мода.

Георг Христоф Гроот Портрет цесаревича Петра Фёдоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1740-е г.


Владимирская тиара“Lovers knot” (узелки любви), выполненная для великой княгини Марии Павловны (Марии Александрины Элизабет Элеоноры Мекленбург-Шверинской – 1854-1920г., правнучки Павла I) по случаю ее бракосочетания с великим князем Владимиром Александровичем (1847-1909г), вторым сыном императора Александра II в 1874г придворным ювелиром Болиным.

Великая княгиня Мария Павловна во дворце, в парадном придворном платье, отороченном русскими соболями. На голове княгини – Владимирская тиара.

Дочь Марии Павловны Елена в 1921г. продала Владимирскую тиару королеве Марии, супруге Георга V , короля Великобритании. Ныне это украшение входит в число тех избранных драгоценностей, которые королева Елизавета II надевает чаще других.


Большая бриллиантовая диадема 1831(1833) г. (возможно авторство Я.Эрнста - версия Л.Кузнецовой) с 113 жемчужинами.
Эта роскошная диадема украшала голову императрицы Александры Федоровны во время церемонии открытия I-й Государственной Думы. Подобные диадемы “Lovers knot” (узелки любви), мода на которые началась в Европе не позднее 1825 г. также пользовались популярностью при русском дворе. У супруги Николая I императрицы Александры Федоровны было как минимум две диадемы, в стиле lovers knot, но без самих бриллиантовых узелков. Первая – большая бриллиантовая диадема 1831(1833) г. Все следы диадемы после инвентаризации 1922г. теряются; возможно, вместе с другими украшениями из коллекции она была продана, целой или по частям, на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927г


Портрета Александры Федоровны кисти Бодаревского (1907)



В русском костюме известен головной убор – очелье – и работа Болина отдаленно напоминает его. Сегодня эта диадема находится в собственности И.Маркос.

Востановленная в СССР ДИАДЕМА «РУССКАЯ КРАСАВИЦА» 1987 год
Платина, 1000 бриллиантов, 25 крупных каплевидных жемчужин


Реконструкция диадемы с сапфирами


Диадема с изумрудами (Болин, 1900)
Венец из великолепной парюры, заказанной в 1900г. императрицей Александрой Федоровной придворным ювелирам Болину и Фаберже. Парюру украшали крупные, ограненные кабошоном изумруды и бриллианты (бриллианты – южно-африканского происхождения); все камни были оправлены в серебро с золотыми закрепками, все элементы были пронумерованы и могли быть заменены другими. Венец и ожерелье (не представлен) были выполнены в великой спешке ювелиром Швериным из фирмы «Болин». Венец украшен большим, четырехугольным, с конусообразной коронкой, изумрудом огранки кабошон, массой около 23 карат.

Императрица Александра Федоровна с венцом на голове Н.К. Бодаревский в 1907г.


Диадемы с мотивами колосьев и лавровых листьев – один из самых популярных типов украшений первой трети 19в. Для вдовы Павла I императрицы Марии мастерской Дювалей создана бриллиантовая диадема из колосьев с лейкосапфиром в центре.

Востановленная в СССР ДИАДЕМА «РУССКОЕ ПОЛЕ»
Золото, серебро, бриллианты, розы
Мастер В. Николаев. 70-е годы ХХ века


Свадебный подарок дочери Александра II Марии Александровны -Бриллиантовый венец с рубинами (часть парюры)

ожерелье из ограненных кушоном бриллиантов, чередующихся с рубиновыми кушонами, кольцо с рубином, ограненным кушоном, массой 9,19 карата,


Тиара с бриллиантовыми фонтанами, выполненная Шоме в 1899г.
Элементы тиары имитируют струящиеся потоки воды, эффектно искрящиеся в лучах света мелкими бриллиантами и собирающиеся «пролиться» крупными каплями грушевидных бриллиантов, трепещущих при малейшем движении.
Общая масса бриллиантов в этом сказочном произведении ювелирного искусства – более 75 каратов. Предположительно, эта тиара была подарена великим князем Владимиром Александровичем своей супруге, великой княгине Марии Павловне, по случаю их семейного юбилея – серебряной свадьбы в 1914 г.


Тиара из сапфирово-бриллиантовой парюры, которая была выполнена для императрицы Александры Федоровны в начале XX в. Фридрихом Кехли, швейцарцем по происхождению, ставшим придворным петербургским ювелиром в 1902г. Рисунок тиары слагают переплетенные полукружья, в которые вставлены 16 крупных сапфиров в оправе из золота с маленькими золотыми рельсовыми заклепками. Бриллианты оправлены в серебро на золотой основе. Рядом с тиарой запечатлено корсажное украшение или брошь из той же парюры.


Корона с 18 грушевидными жемчужинами из парюры, созданной для императрицы Марии Федоровны в начале 1880х годов.


Тиара-эгрет . Бриллианты и аквамарины посажены на платиновые корнера. В центре тиары – граненый кушоном аквамарин. Позади венчающего тиару аквамарина грушевидной формы можно было вставить перо.


Изумрудно- бриллиантовый кокошник, выполненный придворным ювелиром Болиным для великой княгини Елизаветы Федоровны.
За 90 лет своей истории эта тиара принадлежала пяти представительницам королевских династий, но в итоге исторические изумруды были вынуты и проданы по отдельности.
Тем не менее из-за своего исторического происхождения тиара сохранилась до наших дней. Проданные изумруды были заменены на искусственные и она сейчас экспонируется в штаб-квартире компании на Вандомской площади в Париже.






Бриллиантовый кокошник, заказанный Картье великим князем Владимиром Александровичем в подарок своей дочери Елене (1882-1957) по случаю ее бракосочетания в 1902г.с принцем Николаем Греческим.

Великая княжна Елена в кокошнике, подаренном ей родителями на свадьбу.


Сапфировая тиара - Кокошник и великолепная сапфировая брошь с подвесками.
Все элементы с сапфирами и бриллиантами были съемными и могли носится, как броши. В качестве центрального элемента - овальный сапфир массой 162 карата.

История кокошника с сапфирами напоминает сюжет голливудского фильм.
В 1825 году русский император Николай I подарил тиару с сапфирами своей супруге Александре Федоровне в честь их восшествия на Российский престол. Следующим владельцем кокошника стал внук Александры Федоровны, третий сын Александра II, дядя императора Николая II, великий князь Владимир Александрович. Кокошник стал подарком супруге великого князя – великой княгине Марии Павловне, урожденной принцессе Марии-Александрине-Елизавете-Элеоноре Мекленбург-Шверинской, при дворе ее сравнивали с Екатериной II.

Портрет Марии Павловны работы Кустодиева
После октябрьской революции 1917 года почти все великокняжеские дворцы, да и просто богатые особняки были разграблены. Владимирскому дворцу повезло, он был отдан Ленинградскому дому ученых. Это и помогло сохранить и сам дворец, и его уникальные интерьеры.
У Марии Павловны были колоссальные связи с дипломатами и иностранными представительствами в Санкт-Петербурге. Одним из близких друзей княгини был агент британской разведки Альберт (Берти) Стопфорд.
Летом 1917 года в одежде рабочего Альберт Стопфорд проник во Владимирский дворец. Апартаменты великой княгини находились на втором этаже: гостиная в стиле Людовика XVI, кабинет, будуар в мавританском стиле, опочивальня и еще четыре помещения. Лично от Марии Павловны в Кисловодске Берти получил точные инструкции о двери, ведущей в тайную комнату – будуар княгини, где и находились драгоценности – настоящий клад из 244 предметов ювелирной работы отменного качества, стоимостью в несколько десятков миллионов фунтов стерлингов. И среди них историческая сапфировая тиара. Благодаря всё тем же связям в дипломатических кругах драгоценности удалось тайно вывезти из советской России во Францию, где они и воссоединились с княгиней.

Для поддержания достойной жизни в эмиграции Мария Павловна вынуждена продать часть драгоценностей, среди которых была и сапфировая тиара. И новой владелицей шедевра ювелирного искусства стала королева Румынии Мария Мисси.

Не имея румынского происхождения, королева Мария сделала для Румынии больше чем румынские короли для своей отчизны. Она принимала активное участие в политике и планах войны. В 1919 году королева Мария представляла Румынию на подписании Версальского мирного договора, который возвращал Румынии территории, захваченные во время войны. Во время первой мировой войны Мария была медсестрой и написала книгу «Моя страна», чтобы оказать финансовую помощь организации Красного Креста. В старости королева Мария подарила Тиару своей дочери Илеане.
Илеана и её семья были изгнаны из новой коммунистической Румынии. Они бежали на поезде в Россию, откуда перебрались в Швейцарию, затем переехали в Аргентину, а после в США. Несмотря на многочисленные сложности и лишения Илеана сохранила семейную ценность, тиара сопровождала ее во всех путешествиях и переездах.

Принцесса Илеана внесла огромный вклад в поддержание православия во Франции, Румынии и Штатах. В возрасте 81 года посетила Румынию в 1990 году. До самой смерти служила в монастыре в качестве игуменьи. А сапфировая тиара все-таки ушла с молотка в США еще в 1950 году, покупатель неизвестен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий