24/12/2014
БЕРН. Музей изобразительных искусств в швейцарском городе Берне (Kunstmuseum Bern) опубликовал первые два списка из 290 произведений искусства, входивших в коллекцию Корнелиуса Гурлитта (Cornelius Gurlitt, 1932-2014), сына немецкого арт-дилера Хильдебранда Гурлитта (Hildebrand Gurlitt, 1895-1956). Корнелиус Гурлитт умер в мае этого года и согласно завещанию, обнародованному немецкими властями, коллекция переходит в собственность Музея Берна, который, в свою очередь, согласился принять наследство.
В соответствии с соглашением, подписанным с правительством Федеративной Республики Германии и федеральной земли Бавария, коллекция работ, находившаяся в мюнхенской квартире Гурлитта (известная также как «Мюнхенский склад») и в его доме в австрийском городе Зальцбурге, будет классифицирована в несколько этапов, а результаты каждого будут объявлены публично.
Из списков, которые были опубликованы (соответственно 195 единиц из Мюнхена и 95 – из Зальцбурга), стало ясно, что в Мюнхене находилась замечательная коллекция картин, гравюр и акварелей таких художников, как Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo, 1696-1770), Эжен Делакруа (Eugène Delacroix, 1798-1863), Оноре Домье (Honoré Daumie, 1808-1879), Жан-Франсуа Милле (Jean-Francois Millet, 1814-1875), Ренуар (Auguste Renoir, 1841-1919), Макс Либерман (Max Liebermann, 1847-1935), Ловис Коринф (Lovis Corinth, 1858-1925), Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec, 1864-1901), Эмиль Нольде (Emil Nolde, 1867-1956), Кете Кольвиц Käthe Kollwitz, 1867-1945), Карл Хофер (Karl Hofer, 1878-1955), Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner, 1880-1938), Карл Шмидт-Rotlif (Karl Rottluff-Schmidt, 1884-1976), Марк Шагал (Marc Chagall, 1887-1985), Эрих Геккель (Erich Heckel, 1883-1970), Оскар Кокошка (Oscar Kokoschka, 1886-1980), Рудольф Гроссман (Rudolf Großmann, 1882-1941), Генрих Кампендонк (Heinrich Campendonk, 1889-1957), Отто Дикс (Otto Dix, 1891-1969) и других.
В коллекции кроме того содержится очень большое количество работ Генриха Гурлитта (Heinrich Louis Theodor Gurlitt, 1812-1897) — хорошего художника и деда Корнелиуса Гурлитта.
Среди работ, найднных в доме в Зальцбурге, особый интерес для исследователей (и следователей) представляют пейзаж Яна Брейгеля Старшего (Jan Brueghel the Elder, 1568-1625) и сюрреалистические полотна Макса Эрнста (Max Ernst, 1891-1976) . Эксперты из музея в Берне «объявили» также и о найденных картинах Жана-Батиста Камиля Коро (Camille Corot, 1796-1875), Гюстава Курбе (Gustave Courbet, 1819-1877), Эдуара Мане (Edouard Manet, 1832-1883), Клода Моне (Claude Monet, 1840-1926), Камиля Писсарро (Camille Pissarro, 1830-1903), Аристид Майоль (Aristide Maillol, 1861-1944), Роберта Хубера (Hubert Robert, 1733-1808), коллекции мелкой пластики Огюста Родена (Auguste Rodin, 1840-1917), образцах древнеегипетского искусства и т.д.
Месяц назад, 24 ноября, Кристоф Шейблин (Christoph Sheublin), президент Музея изобразительных искусств Берна, рассказал о том, что он принял пожертвование Гурлитта. Эта новость была встречена с неодобрением многими. Президент Всемирного еврейского конгресса, миллиардер Рональд Лаудер (Ronald S. Lauder, 1944) сказал, что если коллекция будет принята музеем, это вызовет «лавину исков», добавив, что если сотрудники музея хотят принять эти предметы искусства до установления их происхождения, то этим собираются навредить себе и своей страны, а сам музей в Берне станет музеем краденых произведений искусства.
Владелец крупной косметической компании, Лаудер известен как давний председатель совета директоров нью-йоркского Музея MoMA, и владелец огромной коллекции произведений искусства, в которую, в частности, входит знаменитая картина «Портрет Адели Блох-Бауэр» (Adele Bloch-Bauer I, 1907) Густава Климта (Gustav Klimt, 1862-1918). Бизнесмен купил картину в июне 2006 года за 135 млн. долларов США у Марии Альтман (Maria Altmann, 1916-2011), хотя, по разным данным, австрийское государство было готово выплатить ей за эту работу порядка 150 млн. долларов.
Кроме собственно резонансного дела обнаружения коллекции Гурлиттов, этот прецедент, как считают специалисты, вызовет изменения в баварском законодательстве, способствующие реституции предметов искусства, которые были украдены нацистами во время Второй мировой войны.
Экспертиза установления права владения предметами коллекции продолжается. В начале этого года в отношении более чем 400 работ не было найдено никаких доказательств того, что они являлись предметом незаконных действий, после чего прокуратура немецкого города Аугсбурга постановила вернуть их Корнелиусу Гурлитту «немедленно».
БЕРН. Музей изобразительных искусств в швейцарском городе Берне (Kunstmuseum Bern) опубликовал первые два списка из 290 произведений искусства, входивших в коллекцию Корнелиуса Гурлитта (Cornelius Gurlitt, 1932-2014), сына немецкого арт-дилера Хильдебранда Гурлитта (Hildebrand Gurlitt, 1895-1956). Корнелиус Гурлитт умер в мае этого года и согласно завещанию, обнародованному немецкими властями, коллекция переходит в собственность Музея Берна, который, в свою очередь, согласился принять наследство.
В соответствии с соглашением, подписанным с правительством Федеративной Республики Германии и федеральной земли Бавария, коллекция работ, находившаяся в мюнхенской квартире Гурлитта (известная также как «Мюнхенский склад») и в его доме в австрийском городе Зальцбурге, будет классифицирована в несколько этапов, а результаты каждого будут объявлены публично.
Из списков, которые были опубликованы (соответственно 195 единиц из Мюнхена и 95 – из Зальцбурга), стало ясно, что в Мюнхене находилась замечательная коллекция картин, гравюр и акварелей таких художников, как Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo, 1696-1770), Эжен Делакруа (Eugène Delacroix, 1798-1863), Оноре Домье (Honoré Daumie, 1808-1879), Жан-Франсуа Милле (Jean-Francois Millet, 1814-1875), Ренуар (Auguste Renoir, 1841-1919), Макс Либерман (Max Liebermann, 1847-1935), Ловис Коринф (Lovis Corinth, 1858-1925), Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec, 1864-1901), Эмиль Нольде (Emil Nolde, 1867-1956), Кете Кольвиц Käthe Kollwitz, 1867-1945), Карл Хофер (Karl Hofer, 1878-1955), Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner, 1880-1938), Карл Шмидт-Rotlif (Karl Rottluff-Schmidt, 1884-1976), Марк Шагал (Marc Chagall, 1887-1985), Эрих Геккель (Erich Heckel, 1883-1970), Оскар Кокошка (Oscar Kokoschka, 1886-1980), Рудольф Гроссман (Rudolf Großmann, 1882-1941), Генрих Кампендонк (Heinrich Campendonk, 1889-1957), Отто Дикс (Otto Dix, 1891-1969) и других.
В коллекции кроме того содержится очень большое количество работ Генриха Гурлитта (Heinrich Louis Theodor Gurlitt, 1812-1897) — хорошего художника и деда Корнелиуса Гурлитта.
Среди работ, найднных в доме в Зальцбурге, особый интерес для исследователей (и следователей) представляют пейзаж Яна Брейгеля Старшего (Jan Brueghel the Elder, 1568-1625) и сюрреалистические полотна Макса Эрнста (Max Ernst, 1891-1976) . Эксперты из музея в Берне «объявили» также и о найденных картинах Жана-Батиста Камиля Коро (Camille Corot, 1796-1875), Гюстава Курбе (Gustave Courbet, 1819-1877), Эдуара Мане (Edouard Manet, 1832-1883), Клода Моне (Claude Monet, 1840-1926), Камиля Писсарро (Camille Pissarro, 1830-1903), Аристид Майоль (Aristide Maillol, 1861-1944), Роберта Хубера (Hubert Robert, 1733-1808), коллекции мелкой пластики Огюста Родена (Auguste Rodin, 1840-1917), образцах древнеегипетского искусства и т.д.
Месяц назад, 24 ноября, Кристоф Шейблин (Christoph Sheublin), президент Музея изобразительных искусств Берна, рассказал о том, что он принял пожертвование Гурлитта. Эта новость была встречена с неодобрением многими. Президент Всемирного еврейского конгресса, миллиардер Рональд Лаудер (Ronald S. Lauder, 1944) сказал, что если коллекция будет принята музеем, это вызовет «лавину исков», добавив, что если сотрудники музея хотят принять эти предметы искусства до установления их происхождения, то этим собираются навредить себе и своей страны, а сам музей в Берне станет музеем краденых произведений искусства.
Владелец крупной косметической компании, Лаудер известен как давний председатель совета директоров нью-йоркского Музея MoMA, и владелец огромной коллекции произведений искусства, в которую, в частности, входит знаменитая картина «Портрет Адели Блох-Бауэр» (Adele Bloch-Bauer I, 1907) Густава Климта (Gustav Klimt, 1862-1918). Бизнесмен купил картину в июне 2006 года за 135 млн. долларов США у Марии Альтман (Maria Altmann, 1916-2011), хотя, по разным данным, австрийское государство было готово выплатить ей за эту работу порядка 150 млн. долларов.
Кроме собственно резонансного дела обнаружения коллекции Гурлиттов, этот прецедент, как считают специалисты, вызовет изменения в баварском законодательстве, способствующие реституции предметов искусства, которые были украдены нацистами во время Второй мировой войны.
Экспертиза установления права владения предметами коллекции продолжается. В начале этого года в отношении более чем 400 работ не было найдено никаких доказательств того, что они являлись предметом незаконных действий, после чего прокуратура немецкого города Аугсбурга постановила вернуть их Корнелиусу Гурлитту «немедленно».
Анна Сидорова © Gallerix.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий