Каким образом Ларри Гагосян стал самым
могущественным — и почти наверняка самым богатым — арт-дилером в мире?
Он нашел, а в некоторых случаях возвратил из небытия многих знаменитых
художников планеты, он вкладывался в них, и их продвигал, и изо всех сил
старался получить максимальные цены за их работы. Но как бы он ни был
хорош — а он действительно очень хорош, как и другие девять участников
рейтинга самых влиятельных арт-дилеров США по версии Forbes, — Гагосян в
свои 67 лет так бы и продавал оттиски в рамочках, если бы не некоторые
обстоятельства: появление огромного количества нуворишей по всему миру,
создание международных ярмарок типа «Арт-Базеля», взрывное
распространение культа современного искусства в последние 50 лет.
До Гагосяна был Лео Кастелли (1907–1999). Утонченный эмигрант из
Триеста, Кастелли продавал авангард в своей галерее, сначала на
Манхэттене (в Ист-Сайде), затем в Сохо, и его художники стали настоящими
рок-звездами. В их числе Джаспер Джонс, Рой Лихтенштейн, Клас
Ольденбург, Роберт Раушенберг, Ричард Серра и Фрэнк Стелла. «Лео
Кастелли сделал знаменитыми важнейших художников прошедшего столетия», —
свидетельствует редактор журнала Art News Милтон Эстероу.
Пожалуй, самый примечательный среди них — Энди Уорхол, в круг общения
которого входили Джим Моррисон, Трумен Капоте и Лу Рид и чей визуальный
ряд включал такие популярные образы, как Мэрилин Монро, Мохаммед Али,
Элизабет Тейлор, кока-кола, суп Campbell’s и долларовые купюры. В 1962
году Уорхол познакомил мир с банками супа Campbell’s и тем самым открыл
десятилетия споров об искусстве и потреблении. В результате его имя
стало известно всему миру, а интерес к нему подогревала его
экстравагантная личная жизнь (он был геем, утверждая при этом, что
девственник). Вместе с его славой росла и слава Кастелли, и слава других
его художников. А затем и деньги пришли: работу «200 однодолларовых
купюр», проданную в 1986 году на Sotheby’s за $385 000, 23 года спустя
тот же аукционный дом продал уже за $43,8 млн.
Современное искусство не всегда продавалось по таким заоблачным
ценам, как сейчас. Все началось, как полагают некоторые, в 1973 году,
когда разбогатевший на такси магнат Роберт Скалл, разводясь с женой,
светской львицей, продал 50 картин из своей коллекции на аукционе
ParkeBernet (сейчас принадлежит Sotheby’s) за неслыханные в то время
$2,2 млн. Картина Джаспера Джонса «Мишень» (Target, 1961) принесла ему
$125 000, «Большой цветок» Уорхола (Large Flower, 1964) — $135 000. Эти
цены ошеломляли настолько, что Раушенберг после торгов набросился на
Скалла с претензиями: «Я рвал задницу, чтобы ты на мне наживался, да?»
Гагосян и Кастелли знали друг друга, были партнерами за ломберным
столом и одно время вместе владели галереей. (Гагосян тоже работает с
Эдвардом Рушеем, Серра, Саем Твомбли и Уорхолом — все они вышли из
«конюшни» Кастелли.) Кастелли познакомил Гагосяна с одним из своих самых
богатых клиентов, миллиардером С. И. Ньюхаусом. Однако Кастелли редко
играл на так называемом вторичном рынке (продавая работы, которые уже
были в продаже), а Гагосян часто этим занимается, рискуя и своими
деньгами, и деньгами клиентов. И эта стратегия позволила ему быстро
разбогатеть.
1988 год. На аукционе Sotheby’s Гагосян делает ставку на работу
Джонса «Фальстарт» (1959) для Ньюхауса — $17 млн. «Все были потрясены,
для меня такая цена просто необъяснима», — прокомментировал торги на
следующий день один из дилеров для The New York Times.
Поднимает цены спрос со стороны нового класса разбогатевших
американцев, европейцев и азиатов — всем им вдруг понадобилось
современное западное искусство. Более 100 из 1226 миллиардеров мира —
коллекционеры. Среди клиентов Гагосяна — Леон Блэк, Эли Брод и Стивен
Коэн. Сегодня звездные клиенты бьются друг с другом за звездных
художников, интересы которых представляют звездные дилеры, которых
иногда обвиняют в том, что они уводят друг у друга клиентов.
На рост цен работают и шоу. Основанная в 1973 году ярмарка
«Арт-Базель» превратилась в своего рода ежегодную Олимпиаду искусства,
на которой дилеры демонстрируют свои высшие достижения. Десять лет назад
открылась вторая площадка «Арт-Базеля» в Майами, в прошлом году 50 000
ее посетителей осмотрели экспонаты 260 галерей; недавно «Арт-Базель»
купила контрольный пакет Гонконгской ярмарки Art HK. Но стоит ли ждать
очередной ярмарки? У Гагосяна сейчас 12 галерей по всему миру, и все они
участвовали в ретроспективе британского художника Дэмиена Херста,
которая состоялась в этом году.
Над рынком современного искусства витает дух Энди Уорхола. Продажи
одних только его работ обеспечивают 20% оборота, считает Клейтон Пресс,
глава Linn|Press, консультативной службы, которая помогала Forbes
составить рейтинг самых влиятельных арт-дилеров США. «Художник
производит вещи, которые не нужны людям», — сказал как-то Уорхол. Это
так же неверно, как и его предсказание о том, что «свои 15 минут славы»
может получить каждый.
Комментариев нет:
Отправить комментарий