Посетителям Эрмитажа в
пятницу представили прижизненный парадный портрет Петра I. Полотно
работы придворного художника прусского короля Антуана Пэна, пострадавшее
во время Великой Отечественной войны, реставрировали три года.
«Это
уникальное в своем роде полотно остро нуждалось в полном
научно-техническом исследовании и высокопрофессиональной реставрации. В
конце 2011 года портрет Петра Великого из парадных залов Павловского
дворца был отправлен в лабораторию научной реставрации станковой
живописи Государственного Эрмитажа „Старая Деревня“, где была проведена
его комплексная реставрация», — рассказали представители музея.
Реставрационные работы состояли из трех этапов: консервации, очистки
авторской живописи от старых записей, сделанных в разное время, и
художественной реставрации, подразумевающей восполнение утрат.
Специалистам
при работе с портретом Петра Великого пришлось не только устранять
следы времени, но и бороться с последствиями вандализма — в годы Великой
Отечественной войны полотно попало в руки немецких солдат, которые
вырезали его из рамы и сделали надписи на нем. «Во время первого этапа
реставрации, связанного с консервацией живописи, выяснилось, что
последствия срезки и скручивания в рулон — не единственные следы
вандализма, нанесенные портрету войной. На обратной стороне холста, в
правой нижней части, была обнаружена выполненная в зеркальном отражении
надпись на немецком языке „Heil Wache“ /в переводе — „Да здравствует
часовой“/. Оплавленные края букв свидетельствуют о возможном выжигании
надписи накаленным шилом или гвоздем с лицевой стороны картины», —
сообщили представители Эрмитажа.
В
2012 году после завершения консервационных работ были проведены
физико-химические исследования, которые позволили лучше изучить
технические и художественные особенности портрета Петра Великого и
подтвердить авторство Антуана Пэна. По словам специалистов, «проведенные
исследования позволяют говорить о том, что Павловский дворец-музей
обладает совершенно уникальным прижизненным портретом Петра I,
выполненным известным европейским мастером первой половины XVIII века
Антуаном Пэном».
Портрет Петра
Великого находится в Павловске с 1801 года. При Павле I портрет был
помещен в Малый кабинет дворца, где он висел около 140 лет — до начала
Великой Отечественной войны. Картину не успели вывезти в эвакуацию, и
она была обнаружена только при освобождении Павловска в 1944 году с
серьезными повреждениями. В 1960-е годы портрет Петра I вернулся на свое
историческое место после небольшой реставрации. Спустя полвека
состояние полотна было признано аварийным, и его решили отправить на
реставрацию в Эрмитаж.
Отреставрированный портрет до 19 апреля можно будет увидеть в Эрмитаже, затем он вернется в Павловск.
Комментариев нет:
Отправить комментарий