Афиши с тремя монаршими профилями — австрийского императора Франца I,
российского императора Александра I и прусского короля Фридриха
Вильгельма III — украсили в эти дни улицы дунайской столицы; они
сообщают о масштабной юбилейной выставке "Европа в Вене", которую собрал
к 200-летию Венского конгресса и открывает для публики в пятницу один
из главных венских музеев — Бельведер.
"Это несравненный проект с точки зрения концепции. Венский конгресс по праву занимает место наизначительнейшего политического, но также и светского события XIX века. На эту тему бывали выставки и раньше, но не такие, которые во всей широте освещали и интерпретировали бы ее", — заявила в четверг на пресс-конференции по случаю открытия выставки генеральный директор музея Агнес Хуссляйн-Арко.
На протяжении девяти месяцев в 1814-1815 годах Вена стала поистине центром Европы, куда съехались монархи, вельможи и дипломаты со всего континента, чтобы решить судьбу мира после наполеоновских войн. Им это удалось: были прочерчены новые границы, установлен уникальный режим баланса сил и взаимодействия держав, получивший название "европейского концерта наций", и на протяжении десятилетий в Европе воцарились мир и стабильность, потрясенные впоследствии буржуазными революциями 1848 года и Крымской войной. Однако нормативное значение решений Венского конгресса сохранялось в европейской политике на протяжении всего столетия вплоть до Первой мировой войны.
"Именно на Венском конгрессе Россия утвердила себя как европейская держава", — сказал на пресс-конференции один из кураторов выставки, историк Вернер Телеско.
Однако среди 290 экспонатов лишь несколько документов и карт. Прежде
всего, здесь можно увидеть произведения живописи и графики, портретные
миниатюры, памятные медали и табакерки, карикатуры, бокалы, из которых
пили, и бальные платья, в которых танцевали в ходе конгресса. Ведь
недаром в истории осталось крылатое выражение фельдмаршала Шарля Жозефа
де Линя, который, отвечая на нетерпеливый вопрос о том, почему конгресс
не продвигается к своей цели, ответил: "Конгресс не делает шагов вперед,
конгресс танцует".
Два куратора — историк Вернер Телеско и искусствовед Сабине Грабнер — работали над этой выставкой более двух лет. Они проделали огромную исследовательскую работу, открыли немало ранее не экспонировавшихся произведений как из запасников европейских музеев, так и из собраний семей, чьи предки участвовали в конгрессе. В результате, говорят организаторы, выставку "Европа в Вене" надо воспринимать как сочетание двух частей: фундаментального каталога с историческими текстами и собственно экспозиции.
Многочисленные реалистические и символические изображения трех
триумфаторов и их антагониста-корсиканца составляют немалую долю в общем
объеме экспонатов. Здесь и небольшие гравюры, включая разнообразные
комбинации Франца, Александра и Фридриха Вильгельма на колесницах
с ангелами и без оных, и комичные изображения эволюции шляп Наполеона
или его восхождения к славе и нисхождения вплоть до геенны огненной. Но
есть и крупные полотна. Среди них и одна из жемчужин Бельведера,
знаменитый конный портрет "Наполеон на перевале Сен-Бернар" кисти Жака
Луи Давида, и огромный портрет Александра I работы Франсуа Жерара,
который впервые покинул ради этой выставки дворец Мальмезон под Парижем.
Война не вполне прекратилась в ходе Венского конгресса. Именно бегство Наполеона с острова Эльба позволило сплотить погрязших во взаимных интригах и политической борьбе победителей и продвинуть их к общему решению — параллельно с битвой при Ватерлоо, приведшей к окончательному поражению французского императора в июне 1815 года. Об этом, как и возникших в ходе наполеоновских войн национальных движениях в Европе, повествует третий зал выставки, озаглавленный "Война и мир".
Отдельное место в экспозиции занимают бесчисленные увеселения, которым предавалась Вена в период конгресса и в кулуарах которых решались многие политические вопросы. Не только балы и маскарады в Хофбурге и других дворцах австрийской столицы, парады, турниры и выездки знаменитой венской конной школы, но и пирушки с танцами простолюдинов подробно задокументированы художниками того времени.
Одни из самых роскошных балов устраивал легендарный венский меценат, князь Андрей Кириллович Разумовский, уже переставший к тому времени быть официально российским послом в Вене, но остававшийся значительной фигурой на переговорах. Его огромный дворец в стиле ампир, ныне стесненный окружившей его поздней застройкой, предстает на гравюрах и акварелях начала XIX века во всем великолепии окружавших его парков и протекающего вблизи Дунайского канала. Русское присутствие на конгрессе представлено и привезенной из Чехии композицией медалей Федора Толстого с аллегорическими изображениями главных битв России и Франции.
Вена не мыслит себя без музыки, поэтому и музыке Венского конгресса посвящена специальная экспозиция. Здесь автографы придворного композитора Антонио Сальери, который отвечал за музыкальную программу конгресса, и замечательный портрет его работы Йозефа Мэлера. Сюда же на время выставки перенесен из Венского общества друзей музыки автограф Третьей "Героической" симфонии Бетховена, которую композитор сначала посвятил Наполеону, а затем вычеркнул это посвящение.
Венский конгресс в значительной степени заложил и канон мирных конференций — как в политике, так и в иконографии. Поэтому занятно рядом с живописными и графическими изображениями совещающихся вельмож и императоров 1815 года видеть групповые портреты Парижского конгресса 1856 года, подводившего итоги Крымской войны, Берлинского конгресса 1878 года, пересмотревшего итоги русско-турецкой войны, и фотографии уже более близкого прошлого — лидеров держав-победительниц на Потсдамской конференции 1945 года, заключения Кэмп-Дэвидского мира 1978 года между Израилем и Египтом и Дэйтонского соглашения 1995 года по Боснии и Герцеговине.
Выставка в Нижнем Бельведере продлится до 21 июня.
"Это несравненный проект с точки зрения концепции. Венский конгресс по праву занимает место наизначительнейшего политического, но также и светского события XIX века. На эту тему бывали выставки и раньше, но не такие, которые во всей широте освещали и интерпретировали бы ее", — заявила в четверг на пресс-конференции по случаю открытия выставки генеральный директор музея Агнес Хуссляйн-Арко.
На протяжении девяти месяцев в 1814-1815 годах Вена стала поистине центром Европы, куда съехались монархи, вельможи и дипломаты со всего континента, чтобы решить судьбу мира после наполеоновских войн. Им это удалось: были прочерчены новые границы, установлен уникальный режим баланса сил и взаимодействия держав, получивший название "европейского концерта наций", и на протяжении десятилетий в Европе воцарились мир и стабильность, потрясенные впоследствии буржуазными революциями 1848 года и Крымской войной. Однако нормативное значение решений Венского конгресса сохранялось в европейской политике на протяжении всего столетия вплоть до Первой мировой войны.
"Именно на Венском конгрессе Россия утвердила себя как европейская держава", — сказал на пресс-конференции один из кураторов выставки, историк Вернер Телеско.
Дипломатия в танце и живописи
Фолиант Заключительного акта Венского конгресса с семнадцатью подписями и красными сургучными печатями, перенесенный сюда на время выставки из Австрийского государственного архива, стал одним из экспонатов, размещенных на ближайшие четыре месяца в Нижнем Бельведере и соседствующей с ним Оранжерее.
© Andy Wenzel/BKA
Заключительный акт Венского конгресса
Два куратора — историк Вернер Телеско и искусствовед Сабине Грабнер — работали над этой выставкой более двух лет. Они проделали огромную исследовательскую работу, открыли немало ранее не экспонировавшихся произведений как из запасников европейских музеев, так и из собраний семей, чьи предки участвовали в конгрессе. В результате, говорят организаторы, выставку "Европа в Вене" надо воспринимать как сочетание двух частей: фундаментального каталога с историческими текстами и собственно экспозиции.
Война и мир на берегах Дуная
Первый зал выставки вводит зрителя в обстановку Вены начала XIX века — городские пейзажи того времени показывают не тот город, который мы знаем сегодня, а окруженную садами, лесами и предместьями крепость. Ту самую крепость, частично разрушенную в ходе двух атак наполеоновских войск (второй зал посвящен именно битвам Наполеона с Австрией), в которую 25 сентября 1814 года торжественно въехали три монарха-победителя.
© Johann Peter Krafft, 1828 / Belvedere, Wien
Картина Прибытие императора Франца I
Война не вполне прекратилась в ходе Венского конгресса. Именно бегство Наполеона с острова Эльба позволило сплотить погрязших во взаимных интригах и политической борьбе победителей и продвинуть их к общему решению — параллельно с битвой при Ватерлоо, приведшей к окончательному поражению французского императора в июне 1815 года. Об этом, как и возникших в ходе наполеоновских войн национальных движениях в Европе, повествует третий зал выставки, озаглавленный "Война и мир".
От Тайлерана до Екатерины Багратион
В четвертом зале перед зрителем предстает галерея политических деятелей и дипломатов, вершивших судьбы Европы. Здесь и прекрасный портрет президента конгресса, австрийского канцлера князя Клеменса фон Меттерниха кисти ведущего британского живописца Томаса Лоуренса (это полотно привезли на выставку из семейного собрания Меттернихов). И бюст выдающегося французского дипломата Шарля-Мориса де Талейрана, сумевшего добиться в Вене весомого слова для побежденной державы. А рядом с ними — миниатюрный портрет красавицы княгини Екатерины Багратион — блиставшей по европейским столицам давно устранившейся от своего мужа-полководца дамы, ставшей звездой Венского конгресса не только благодаря благосклонности императора Александра I, но и благодаря имевшимся у нее сведениям о ходе тайных совещаний.Отдельное место в экспозиции занимают бесчисленные увеселения, которым предавалась Вена в период конгресса и в кулуарах которых решались многие политические вопросы. Не только балы и маскарады в Хофбурге и других дворцах австрийской столицы, парады, турниры и выездки знаменитой венской конной школы, но и пирушки с танцами простолюдинов подробно задокументированы художниками того времени.
Одни из самых роскошных балов устраивал легендарный венский меценат, князь Андрей Кириллович Разумовский, уже переставший к тому времени быть официально российским послом в Вене, но остававшийся значительной фигурой на переговорах. Его огромный дворец в стиле ампир, ныне стесненный окружившей его поздней застройкой, предстает на гравюрах и акварелях начала XIX века во всем великолепии окружавших его парков и протекающего вблизи Дунайского канала. Русское присутствие на конгрессе представлено и привезенной из Чехии композицией медалей Федора Толстого с аллегорическими изображениями главных битв России и Франции.
Вена не мыслит себя без музыки, поэтому и музыке Венского конгресса посвящена специальная экспозиция. Здесь автографы придворного композитора Антонио Сальери, который отвечал за музыкальную программу конгресса, и замечательный портрет его работы Йозефа Мэлера. Сюда же на время выставки перенесен из Венского общества друзей музыки автограф Третьей "Героической" симфонии Бетховена, которую композитор сначала посвятил Наполеону, а затем вычеркнул это посвящение.
Венский конгресс в значительной степени заложил и канон мирных конференций — как в политике, так и в иконографии. Поэтому занятно рядом с живописными и графическими изображениями совещающихся вельмож и императоров 1815 года видеть групповые портреты Парижского конгресса 1856 года, подводившего итоги Крымской войны, Берлинского конгресса 1878 года, пересмотревшего итоги русско-турецкой войны, и фотографии уже более близкого прошлого — лидеров держав-победительниц на Потсдамской конференции 1945 года, заключения Кэмп-Дэвидского мира 1978 года между Израилем и Египтом и Дэйтонского соглашения 1995 года по Боснии и Герцеговине.
Выставка в Нижнем Бельведере продлится до 21 июня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий