Катар или почему капитализм убивает арт-рынок?

19/02/2015
Коррупция в мире искусства является одной из главных тем обсуждения — каждое второе арт-шоу вызывает недоумение своей коммерческой составляющей. Для тех, кто не является участником арт-рынка, это может быть не так очевидно, но отметим: рост роли искусства в качестве инвестиционного товара для ультра-богатых, похоже, все больше искажает процесс принятия любых арт-решений для всех остальных. И лучшее тому подтверждение — картина Поля Гогена, проданная не так давно за 300 млн долларов США.

 Музей искусств в Катаре
Любое обсуждение денежной ценности предметов искусства вызывает скорее разочарованный гнев среди настоящих художников, в том числе и потому, что порождает слишком много «коммерческих» работ, выполненных именно для продажи и не имеющих, зачастую, никакого отношения к подлинному искусству.
Картина 1892 года, написанная Полем Гогеном, обновила рекорд — теперь это самая дорогая из когда-либо проданных картин. Последние 50 лет работа экспонировалась в Художественном музей в Базеле, Швейцария, но её предыдущий владелец решил, что может неплохо заработать на ней и не ошибся.
Есть ряд откровенно загадочных аспектов в этой истории. Во-первых, почему именно Гоген стоит так дорого? Во-вторых, почему именно Катар готов платить такие деньги за предметы искусства? Экономисты ломаю голову над этими вопросами. Есть ли эстетическая составляющая в интересе к этому полотну или это исключительно бизнес-решение? Список топ-10 самых дорогих картин, когда-либо проданных, не дает никакого разъяснения относительно того, почему некоторые художники стали настолько ценными, а другие нет. Список включает в себя Ренуара, Пикассо, Поллока, Кунинга, Климта и Бекона — эдакая смесь утонченных модернистов и популярных авторов «красивых картинок». Цена продажи во многих случаях определяется исключительно прошлым опытом, другими словами, работы художника являются ценными только потому, что кто-то заплатил круглую сумму за них в прошлом. Получается замкнутый круг, контролируют который дилеры и коллекционеры, в чьих интересах держать цены на максимально высоком уровне.
Поль Гоген, например, не был очень известен при жизни; стоимость его картин серьёзно выросла спустя очень много лет после смерти. Парадокс парадоксов — страна, соблюдающая строгие законы шариата покупает картину художника, чья жизнь далека от эталона морали и нравственности. Бросив жену и пятерых детей, Гоген отправился жить на южные острова, где имел многочисленные связи с молодыми женщинами и умер, ослабленный алкоголем и, возможно, сифилисом, из-за передозировки морфина.
Теперь, из-за невообразимой стоимости его картины, он тесным образом связан с такими понятиями, как «элита» и «роскошь».
Мы не знаем, будет ли картина, стоимостью в 300 млн долларов, выставляться для общественности или находиться в закрытой частной коллекции. Королевская семья Катара сделала коллекционирование предметов искусства своей миссией.
Имея изысканный вкус, они уже стали обладателями ценных образцов исламского искусства, как старинного, так и современного, а также таких «сложных» примеров современного западного искусства, как произведения Дэмиена Херста и Луизы Буржуа.
Сегодня Катар является крупнейшим в мире покупателем предметов искусства. Семья Аль-Тани в состоянии практически в одиночку подтолкнуть вверх мировые цены на искусство, потому что готова платить больше, чем кто-либо, за любую ценную работу. Один из членов семьи, Сауд бин Мохаммед Аль-Тани, был даже обвинен в безрассудной трате денег и помещен в 2005 году под домашний арест после того, как он не смог оплатить счет за покупку в 20 млн долларов США.
Однако, в случае абсолютной монархии невозможно отделить государственные деньги от частных, поэтому нельзя сказать, что коллекция принадлежит королевской семье, в равно степени она принадлежит и народу Катара. Вот только вопрос мотивации семьи Аль-Тани остается открытым: делают ли они это из любви к искусству и желания обеспечить ценный образовательный опыт для своих граждан, или же это просто инвестиции в экономику и желание во всем быть первыми?
Анна Сидорова © Gallerix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий