Независимо
от того какие именно краски вы будете использовать в работе над
картиной, палитра должна быть подготовлена перед работой, с
систематизированным размещением красок в определенном низменном порядке.
Прежде
всего, нужно изучить техники старых мастеров, разобраться в пигментах
какими они пользовались, и как составляли свою палитру.
Как и у большинства художников 18 века, вермильон размещен отдельно, перед белым пигментом.
Оскар Клод Моне (1840-1926)
Рембрандт Хермес ванн Рейн (1606-1669)
Поль Гоген(1848-1903)
Французский художник Жорж Пьер Сера(1859-1891)
Жорж Сера верил в то, что основные цвета: красный, желтый и синий достигают глаз с разным спектром, и смешиваются на сетчатке.
Другой любимой техникой Дега выступает поперечная штриховка, где линии- штрихи пересекаются серией перпендикулярных линий.
Винсент Ван Гог (1853-1890)
В
письме своему брату Тео, в 1882, Ван Гог писал: « Есть три основных
цвета – красный, желтый и синий; дополнительными цветами выступают
оранжевый, зеленый и фиолетовый.
Пьер Огюст Ренуар( 1841-1919)
Ренуар стал известным благодаря умению использовать цвета, в частности: черный, белый и серый.
Если менять порядок размещения красок, тогда каждый раз, поиск нужной, будит занимать время и отвлекать от работы.
Художник, раскладывая краски, сам определяет порядок и систему.
В действительности, никаких правил кроме удобства не существует,
но для большинства художников более удобным является размещение за
спектром.
В
этом случае, сначала идут красные, затем оранжевые и желтые, потом
зеленые, синие и фиолетовые, а в конце коричневые, черные и белые
краски.
Существует также другой способ, где теплые и холодные цвета размещаются в разных группах.
Третий способ: в группы объединяются цвета, чаще всего комбинируемые.
Метод
И.Репина: краски как обычно размещены вдоль верхнего края палитры. В
центре расположены белила, справа теплые, а слева холодные цвета.
Метод
художников 17 века: свинцовые белила возле отверстия для большого
пальца, затем вдоль края палитры идут охра желтая, зеленая земля, сиена,
охра красная, умбра, и черный. В этом варианте, цвета размещены от
светлых к темным.
Практическое
правило старых мастеров: во избежание образования грязного цвета,
применяйте последний метод, и смешивайте цвета только с ближайшими
цветами на палитре, или с белым.
Основная схема работы заключается в следующем: темные места пишите с помощью умбры, полутона сиеной, а светлые места – желтой.
Главное
правило старых мастеров – не зависимо от того, какого цвета предмет,
передавать его следует в контексте всей композиции, тем разнообразием
цветов, который есть у вас на палитре.
Лучше всего раскладывать краски ближе к внешнему краю палитры, таким образом, останется больше места для работы с цветами.
Многие
художники вместо одного большого пятна каждой краски, делают несколько
маленьких. В результате чего, легче поддерживать чистоту, и яркость
красок.
Изучать
этот вопрос легче всего по автопортретам художников, где они изображали
себя или других художников за работой, с палитрой в руке.
Франсиско Хосе де Гойя–и–Лусьентес (1746-1828)
Испанский художник, один из самых ярких представителей эпохи романтизма.
Гойя
использовал семь цветов (не считая белого и черного), и размещал их на
палитре с белым пигментом вначале, у отверстия для большого пальца, и
черным в конце. Помимо белого и черного Гойя использовал только
природные пигменты.
На картине видны девять пигментов, которые размещены по внешнему краю
палитры в таком порядке: свинцовые белила, охра желтая, охра коричневая,
красный светлый, сиена жженная, и четыре черных пигмента.
В центре палитры художник начал смешивать краски для получения необходимых цветов.
Природные
пигменты могут быть очень яркими и обладать высокой тональной силой:
охра желтая выглядит практически так же, как и неаполитанская желтая,
красный светлый как вермильон, сиена жженная, как краплак, и глауконит
(когда используется) как виридиан.
Необычной
особенностью палитры Гойя является то, что на его палитре большое
количество черных пигментов (четыре), но, в то же время, явное
отсутствие умбры.
Также на палитре Гойя отсутствуют синий и зеленый пигменты.
Большое количество черного на заднем плане придает его работам особенный характер.
Французский художник–импрессионист.
Палитра художника Клода Моне описывается как яркая, или богатая.
Моне обращался с красками также свободно, как и пианист с
клавишами пианино. Работая над картиной, он не отрывал от нее взгляда,
ему не требовалось смотреть на палитру, чтобы найти нужную краску. Его
палитра все время менялась.
Начиная с 1860 года, Моне избегал черных красок, его палитра состояла только из чистых светлых цветов.
Отвечая
на вопросы, он говорил «… Самое важное, это знать, как
использовать краски. Выбор красок – всего лишь дело привычки. Я
использую свинцовые белила, кадмий желтый, вермильон, крапп (ярко
красная), кобальт синий, окись хрома, и все.»
Детальное изучение техники Моне, показывает, что краски, часто,
использовались прямо из тюбиков, или смешивались непосредственно на
холсте.
Также, Моне прибегал к технике лессировки (работа полупрозрачными красками), чтобы добиться эффекта прозрачности, и свечения.
Моне наносил краску легкими мазками, либо так чтобы они не соприкасались, либо непосредственно одну за другой.
Голландский художник. Один из самых ярких представителей золотого века голландской живописи. Мастер светотени.
Рембрандт
всегда интересовался светом. Он любил создавать интригу с помощью света
и тени, пользуясь насыщенными природными пигментами.
В работе над своими картинами, Рембрандт использовал
исключительно небольшое количество красочных пигментов. Его палитру
можно охарактеризовать как простую.
В
разные времена, палитра Рембрандта включала в себя такие краски:
свинцовые белила, охру желтую, охру красную, кость черную, вермильон,
краплак, зеленую землю, умбру, свинцово-оловянную желтую, коричневый
"ван-дейк".
Но никогда, все эти краски не были одновременно на палитре Рембрандта.
Свинцовыми белилами Рембрандт писал тело, белые манжеты и воротники, а свинцово-оловянным желтым наиболее яркие места.
Как правило, Рембрандт природные (земляные) пигменты смешивал с другими цветами, чтобы усилить цвет.
Художник часто использовал яркую охру красную, усиливая ее краплаком, но не вермильоном, который применял редко.
Для
предварительных набросков композиции на холсте, а также насыщенного
темно коричневого заднего плана, художник любил использовать коричневый
"ван-дейк". Но поскольку он плохо сохнет, Рембрандт смешивал его с
другими природными пигментами, что бы предотвратить этот эффект.
Художник
выкладывал на палитру ровно столько красок, сколько было нужно на день.
Делалось это по двум причинам: 1) Пигменты были дорогими, и расходовать
их нужно было разумно; 2) Краски никогда не оставались на палитре до
следующего раза, потому что они подсыхали, и могли испортить картину.
Существовала
формула при написании таких специфических вещей, как золота, лошадей, и
тела. Если Рембрандт собирался провести день, рисуя только лошадь, он
подготавливал лишь необходимые для этого пигменты, а именно: свинцовые
белила, черную и охру желтую.
Как
правило, Рембрандт, составляя краски, использовал 3-4 основных цвета, и
только работая над телом, применял до шести пигментов.
Французский художник самоучка. Представитель постмодернизма.
Поль Гоген верил в чистый цвет, в то, что работа художника должна быть посвящена именно этому.
На изображении можно рассмотреть палитру художника, которая была найдена в мастерской после его смерти. Краски Гоген
,
не раскладывал в каком то определенном порядке, похоже, что он даже не
чистил свою палитру, а накладывал краски поверх высохших.
Своему
ученику он говорил забыть традиционное использование цвета, какому его
учили в академии, и вместо этого рисовать так, как он видит в природе,
используя яркие цвета: « Каким ты видишь это дерево? Оно зеленое? Тогда
нарисуй его зеленым, лучшим какой имеется на твоей палитре. Какими ты
видишь эти деревья? Они оранжевые. Тогда делай их оранжевыми. А тени от
них синие? Тогда изобрази их с помощью чистого ультрамарина. Листья красные? Тогда бери вермильон».Французский художник Жорж Пьер Сера(1859-1891)
Следовательно, Сера раскладывал краски в определенном порядке
(желтые, красные, синие - от светлых к темным), всего лишь добавляя
нужные цвета ( красный/зеленый, или фиолетовый/желтый), и для каждого
цвета отдельный белый.
Черный не использовался, поскольку был объявлен физиками не ярким цветом.
Жорж Сера не любил технику импрессионизма из-за легких мазков, лежащих в ее основе.
Напротив, он применял технику «пуантилизм», которую создал и разработал вместе с другом, художником Полом Синяком.
Пуантилизм заключается в использовании большого количества маленьких точек, для создания объекта.
После Сера многие художники прибегали к этой техники.
Пуантилизм
скорее техника смешивания цветов, чем стиль. Суть в том, что цвета
смешиваются только при зрительном восприятии, так званом оптическом
смешении, без непосредственного физического смешивания.
Французский художник Эдгар Дега(1834-1917)
Один из главных представителей импрессионизма, хотя сам считал себя реалистом.
Работал в разных техниках: масляная живопись, акварель, пастель и бронзовая скульптура.
Палитра Дега (на изображении) относится к раннему этапу его
творчества, когда основную часть красок художника составляли природные
(земляные) пигменты.
Значительно
ярче палитра Дега стала позже, когда изменилась тема его работ, а также
техника, для которой стали характерны смелые, широкие мазки.
С помощью серии длинных, волнистых линий чередующими цветами
одну за другой, Дега предавал вибрации и энергии даже самые обычные
предметы.
Штриховка, и поперечная штриховка чаще всего встречаются в пастельных работах Дега.
Дега также работал в технике «импасто», когда краска накладывается толстым, густым слоем, ударными мазками.
Дега часто комбинировал пастель, или масло со связующими веществами, в результате чего получалась густая, пастообразная краска.
Дега
как-то признался своему другу, что никогда не чувствовал себя по
настоящему удовлетворенным, когда его работы покидали мастерскую.
Нидерландский художник, представитель постмодернизма.
Ван Гог скорее задавался целью передать настроение, и эмоции, чем использовать цвета реалистично.
В то время это было неслыханно.
«Вместо того, что бы в точности передавать увиденное, я более
произвольно использую цвета, что бы мощнее передать мои собственные
ощущения».
Поначалу, палитра Ван Гога состояла в основном из темных и мрачных
земляных пигментов, таких как: умбра, сиена и оливковый зеленый.
С
развитием новых, светостойких пигментов, а также интерес к работе
импрессионистов, внесли в его палитру яркие краски: красные, желтые,
оранжевые, зеленые и синие.
Типично, палитра Ван Гога состояла из таких цветов: охра желтая,
желтый крон, кадмий желтый, оранжевый крон, вермильон, прусский синий,
ультрамарин, свинцовые и цинковые белила, изумрудный, краплак, охра
красная, сиена и черный.
Ван Гог работал очень быстро, с чувством безотлагательности, используя
краску прямо из тюбиков, широкими красочными мазками (импасто).
Если добавить черный и немного белого, можно получить
бесконечное разнообразие серых – серый красный, серый желтый, синий
серый…
Невозможно даже сказать, сколько существует серо-зеленых. Понимая эти простые правила, можно получить более 70 разных цветов.
Художник
– это человек, который по крайней мере знает как анализировать цвет,
когда видит его в природе, и может сказать, к примеру, что тот
серо-зеленый это желтый с черным и синим и.т.д. Другими словами, это
тот, кто знает, как найти
серые цвета природы на своей палитре».
«Что бы подчеркнуть красоту волос, я прибегаю к оранжевым
цветам, кронам, и бледно желтому… Я создаю ясный задний план, с помощью
богатого, насыщенного синего, который только могу придумать, и с помощью
этой простой комбинации – ярких волос на фоне насыщенного синего
заднего плана, я получаю мистический эффект, как у звезды в глубине
лазурного неба».
Французский художник. Один из самых ярких представителей, а также основателей импрессионизма.
Ренуар всегда начисто вытирал свою палитру после работы. Он был аккуратным и экономным.
В основном, Ренуар пользовался всего лишь пятью разными цветами
кроме белого: титановые белила, желтый крон, краплак, голубой
ультрамарин, прусский синий, вермильон.
В разные периоды творчества, палитра Ренуара дополнялась такими цветами: неаполитанская желтая, виридиан, кость жжёная,
умбра
жжёная, сиена, охра желтая, венецианская красная, синтетически краплак
(темно красная), кобальт синий, окись хрома, свинцовые белила.
Он был настолько влюблен в живопись, что не прекращал работать даже в
старости, болея разными формами артрита, и рисовал кисточкой привязанной
к рукаву.
Ренуар любил импрессионизм, он изображал обычных людей танцующих
и веселящихся. Благодаря его мастерству передавать свет, картины
Ренуара яркие, живые и спонтанные.
С возрастом также изменился стиль Ренуара, он стал мягче, а очертания поверхностными.
Художник начал использовать мощные цвета, чаще всего красные и оранжевые, а мазки делать густыми и насыщенными.
Его любимой темой стали молодые, полные, обнаженные девушки.
Используя холсты уже покрытые белой масляной краской, Ренуар,
тем не менее, с помощью мастехина наносил еще один слой свинцовых белил.
Новый слой заполнял узор холста, делая его поверхность гладкой и отражающей.
Когда
холст был все еще влажным, художник тонким слоем наносил краску на
водной основе, благодаря чему достигалась поразительная прозрачность и
текучесть. Таким приемом, Ренуар чаще всего пользовался, работая над
лепестками цветов, а также задним планом.
Изучение
техник и палитр великих мастеров способно дать больше чем все
современные книги о живописи вместе взятые. Нужно лишь научиться видеть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий