Независимо
от того какие именно краски вы будете использовать в работе над
картиной, палитра должна быть подготовлена перед работой, с систематизированным размещением красок в определенном низменном порядке.
Французский художник Жорж Пьер Сера(1859-1891)
Если менять порядок размещения красок, тогда каждый раз, поиск нужной, будит занимать время и отвлекать от работы.
Художник, раскладывая краски, сам определяет порядок и систему.
В действительности, никаких правил кроме удобства не существует,
но для большинства художников более удобным является размещение за
спектром.
В
этом случае, сначала идут красные, затем оранжевые и желтые, потом
зеленые, синие и фиолетовые, а в конце коричневые, черные и белые
краски.
Существует также другой способ, где теплые и холодные цвета размещаются в разных группах.
Третий способ: в группы объединяются цвета, чаще всего комбинируемые.
Метод
И.Репина: краски как обычно размещены вдоль верхнего края палитры. В
центре расположены белила, справа теплые, а слева холодные цвета.
Метод
художников 17 века: свинцовые белила возле отверстия для большого
пальца, затем вдоль края палитры идут охра желтая, зеленая земля, сиена,
охра красная, умбра, и черный. В этом варианте, цвета размещены от
светлых к темным.
Практическое
правило старых мастеров: во избежание образования грязного цвета,
применяйте последний метод, и смешивайте цвета только с ближайшими
цветами на палитре, или с белым.
Основная схема работы заключается в следующем: темные места пишите с помощью умбры, полутона сиеной, а светлые места – желтой.
Главное
правило старых мастеров – не зависимо от того, какого цвета предмет,
передавать его следует в контексте всей композиции, тем разнообразием
цветов, который есть у вас на палитре.
Лучше всего раскладывать краски ближе к внешнему краю палитры, таким образом, останется больше места для работы с цветами.
Многие
художники вместо одного большого пятна каждой краски, делают несколько
маленьких. В результате чего, легче поддерживать чистоту, и яркость
красок.
Прежде
всего, нужно изучить техники старых мастеров, разобраться в пигментах
какими они пользовались, и как составляли свою палитру.
Изучать
этот вопрос легче всего по автопортретам художников, где они изображали
себя или других художников за работой, с палитрой в руке.
Франсиско Хосе де Гойя–и–Лусьентес (1746-1828)
Испанский художник, один из самых ярких представителей эпохи романтизма.
Гойя
использовал семь цветов (не считая белого и черного), и размещал их на
палитре с белым пигментом вначале, у отверстия для большого пальца, и
черным в конце. Помимо белого и черного Гойя использовал только
природные пигменты.
На картине видны девять пигментов, которые размещены по внешнему краю
палитры в таком порядке: свинцовые белила, охра желтая, охра коричневая,
красный светлый, сиена жженная, и четыре черных пигмента.
Как и у большинства художников 18 века, вермильон размещен отдельно, перед белым пигментом.
В центре палитры художник начал смешивать краски для получения необходимых цветов.
Природные
пигменты могут быть очень яркими и обладать высокой тональной силой:
охра желтая выглядит практически так же, как и неаполитанская желтая,
красный светлый как вермильон, сиена жженная, как краплак, и глауконит
(когда используется) как виридиан.
Необычной
особенностью палитры Гойя является то, что на его палитре большое
количество черных пигментов (четыре), но, в то же время, явное
отсутствие умбры.
Также на палитре Гойя отсутствуют синий и зеленый пигменты.
Большое количество черного на заднем плане придает его работам особенный характер.
Оскар Клод Моне (1840-1926)
Французский художник–импрессионист.
Палитра художника Клода Моне описывается как яркая, или богатая.
Моне обращался с красками также свободно, как и пианист с
клавишами пианино. Работая над картиной, он не отрывал от нее взгляда,
ему не требовалось смотреть на палитру, чтобы найти нужную краску. Его
палитра все время менялась.
Начиная с 1860 года, Моне избегал черных красок, его палитра состояла только из чистых светлых цветов.
Отвечая
на вопросы, он говорил «… Самое важное, это знать, как
использовать краски. Выбор красок – всего лишь дело привычки. Я
использую свинцовые белила, кадмий желтый, вермильон, крапп (ярко
красная), кобальт синий, окись хрома, и все.»
Детальное изучение техники Моне, показывает, что краски, часто,
использовались прямо из тюбиков, или смешивались непосредственно на
холсте.
Также, Моне прибегал к технике лессировки (работа полупрозрачными красками), чтобы добиться эффекта прозрачности, и свечения.
Моне наносил краску легкими мазками, либо так чтобы они не соприкасались, либо непосредственно одну за другой.
Рембрандт Хермес ванн Рейн (1606-1669)
Голландский художник. Один из самых ярких представителей золотого века голландской живописи. Мастер светотени.
Рембрандт
всегда интересовался светом. Он любил создавать интригу с помощью света
и тени, пользуясь насыщенными природными пигментами.
В работе над своими картинами, Рембрандт использовал
исключительно небольшое количество красочных пигментов. Его палитру
можно охарактеризовать как простую.
В
разные времена, палитра Рембрандта включала в себя такие краски:
свинцовые белила, охру желтую, охру красную, кость черную, вермильон,
краплак, зеленую землю, умбру, свинцово-оловянную желтую, коричневый
"ван-дейк".
Но никогда, все эти краски не были одновременно на палитре Рембрандта.
Свинцовыми белилами Рембрандт писал тело, белые манжеты и воротники, а свинцово-оловянным желтым наиболее яркие места.
Как правило, Рембрандт природные (земляные) пигменты смешивал с другими цветами, чтобы усилить цвет.
Художник часто использовал яркую охру красную, усиливая ее краплаком, но не вермильоном, который применял редко.
Для
предварительных набросков композиции на холсте, а также насыщенного
темно коричневого заднего плана, художник любил использовать коричневый
"ван-дейк". Но поскольку он плохо сохнет, Рембрандт смешивал его с
другими природными пигментами, что бы предотвратить этот эффект.
Художник
выкладывал на палитру ровно столько красок, сколько было нужно на день.
Делалось это по двум причинам: 1) Пигменты были дорогими, и расходовать
их нужно было разумно; 2) Краски никогда не оставались на палитре до
следующего раза, потому что они подсыхали, и могли испортить картину.
Существовала
формула при написании таких специфических вещей, как золота, лошадей, и
тела. Если Рембрандт собирался провести день, рисуя только лошадь, он
подготавливал лишь необходимые для этого пигменты, а именно: свинцовые
белила, черную и охру желтую.
Как
правило, Рембрандт, составляя краски, использовал 3-4 основных цвета, и
только работая над телом, применял до шести пигментов.
Поль Гоген(1848-1903)
Французский художник самоучка. Представитель постмодернизма.
Поль Гоген верил в чистый цвет, в то, что работа художника должна быть посвящена именно этому.
На изображении можно рассмотреть палитру художника, которая была найдена в мастерской после его смерти. Краски Гоген,
не раскладывал в каком то определенном порядке, похоже, что он даже не
чистил свою палитру, а накладывал краски поверх высохших.
Своему
ученику он говорил забыть традиционное использование цвета, какому его
учили в академии, и вместо этого рисовать так, как он видит в природе,
используя яркие цвета: « Каким ты видишь это дерево? Оно зеленое? Тогда
нарисуй его зеленым, лучшим какой имеется на твоей палитре. Какими ты
видишь эти деревья? Они оранжевые. Тогда делай их оранжевыми. А тени от
них синие? Тогда изобрази их с помощью чистого ультрамарина. Листья красные? Тогда бери вермильон».Французский художник Жорж Пьер Сера(1859-1891)
Жорж Сера верил в то, что основные цвета: красный, желтый и синий достигают глаз с разным спектром, и смешиваются на сетчатке.
Следовательно, Сера раскладывал краски в определенном порядке
(желтые, красные, синие - от светлых к темным), всего лишь добавляя
нужные цвета ( красный/зеленый, или фиолетовый/желтый), и для каждого
цвета отдельный белый.
Черный не использовался, поскольку был объявлен физиками не ярким цветом.
Жорж Сера не любил технику импрессионизма из-за легких мазков, лежащих в ее основе.
Напротив, он применял технику «пуантилизм», которую создал и разработал вместе с другом, художником Полом Синяком.
Пуантилизм заключается в использовании большого количества маленьких точек, для создания объекта.
После Сера многие художники прибегали к этой техники.
Пуантилизм
скорее техника смешивания цветов, чем стиль. Суть в том, что цвета
смешиваются только при зрительном восприятии, так званом оптическом
смешении, без непосредственного физического смешивания.
Французский художник Эдгар Дега(1834-1917)
Один из главных представителей импрессионизма, хотя сам считал себя реалистом.
Работал в разных техниках: масляная живопись, акварель, пастель и бронзовая скульптура.
Палитра Дега (на изображении) относится к раннему этапу его
творчества, когда основную часть красок художника составляли природные
(земляные) пигменты.
Значительно
ярче палитра Дега стала позже, когда изменилась тема его работ, а также
техника, для которой стали характерны смелые, широкие мазки.
С помощью серии длинных, волнистых линий чередующими цветами
одну за другой, Дега предавал вибрации и энергии даже самые обычные
предметы.
Другой любимой техникой Дега выступает поперечная штриховка, где линии- штрихи пересекаются серией перпендикулярных линий.
Штриховка, и поперечная штриховка чаще всего встречаются в пастельных работах Дега.
Дега также работал в технике «импасто», когда краска накладывается толстым, густым слоем, ударными мазками.
Дега часто комбинировал пастель, или масло со связующими веществами, в результате чего получалась густая, пастообразная краска.
Дега
как-то признался своему другу, что никогда не чувствовал себя по
настоящему удовлетворенным, когда его работы покидали мастерскую.
Винсент Ван Гог (1853-1890)
Нидерландский художник, представитель постмодернизма.
Ван Гог скорее задавался целью передать настроение, и эмоции, чем использовать цвета реалистично.
В то время это было неслыханно.
«Вместо того, что бы в точности передавать увиденное, я более
произвольно использую цвета, что бы мощнее передать мои собственные
ощущения».
Поначалу, палитра Ван Гога состояла в основном из темных и мрачных земляных пигментов, таких как: умбра, сиена и оливковый зеленый.
С
развитием новых, светостойких пигментов, а также интерес к работе
импрессионистов, внесли в его палитру яркие краски: красные, желтые,
оранжевые, зеленые и синие.
Типично, палитра Ван Гога состояла из таких цветов: охра желтая,
желтый крон, кадмий желтый, оранжевый крон, вермильон, прусский синий,
ультрамарин, свинцовые и цинковые белила, изумрудный, краплак, охра
красная, сиена и черный.
Ван Гог работал очень быстро, с чувством безотлагательности, используя
краску прямо из тюбиков, широкими красочными мазками (импасто).
В
письме своему брату Тео, в 1882, Ван Гог писал: « Есть три основных
цвета – красный, желтый и синий; дополнительными цветами выступают
оранжевый, зеленый и фиолетовый.
Если добавить черный и немного белого, можно получить
бесконечное разнообразие серых – серый красный, серый желтый, синий
серый…
Невозможно даже сказать, сколько существует серо-зеленых. Понимая эти простые правила, можно получить более 70 разных цветов.
Художник
– это человек, который по крайней мере знает как анализировать цвет,
когда видит его в природе, и может сказать, к примеру, что тот
серо-зеленый это желтый с черным и синим и.т.д. Другими словами, это
тот, кто знает, как найти серые цвета природы на своей палитре».
«Что бы подчеркнуть красоту волос, я прибегаю к оранжевым
цветам, кронам, и бледно желтому… Я создаю ясный задний план, с помощью
богатого, насыщенного синего, который только могу придумать, и с помощью
этой простой комбинации – ярких волос на фоне насыщенного синего
заднего плана, я получаю мистический эффект, как у звезды в глубине
лазурного неба».
Пьер Огюст Ренуар( 1841-1919)
Французский художник. Один из самых ярких представителей, а также основателей импрессионизма.
Ренуар всегда начисто вытирал свою палитру после работы. Он был аккуратным и экономным.
Ренуар стал известным благодаря умению использовать цвета, в частности: черный, белый и серый.
В основном, Ренуар пользовался всего лишь пятью разными цветами
кроме белого: титановые белила, желтый крон, краплак, голубой
ультрамарин, прусский синий, вермильон.
В разные периоды творчества, палитра Ренуара дополнялась такими цветами: неаполитанская желтая, виридиан, кость жжёная, умбра
жжёная, сиена, охра желтая, венецианская красная, синтетически краплак
(темно красная), кобальт синий, окись хрома, свинцовые белила.
Он был настолько влюблен в живопись, что не прекращал работать даже в
старости, болея разными формами артрита, и рисовал кисточкой привязанной
к рукаву.
Ренуар любил импрессионизм, он изображал обычных людей танцующих
и веселящихся. Благодаря его мастерству передавать свет, картины
Ренуара яркие, живые и спонтанные.
С возрастом также изменился стиль Ренуара, он стал мягче, а очертания поверхностными.
Художник начал использовать мощные цвета, чаще всего красные и оранжевые, а мазки делать густыми и насыщенными.
Его любимой темой стали молодые, полные, обнаженные девушки.
Используя холсты уже покрытые белой масляной краской, Ренуар,
тем не менее, с помощью мастехина наносил еще один слой свинцовых белил.
Новый слой заполнял узор холста, делая его поверхность гладкой и отражающей.
Когда
холст был все еще влажным, художник тонким слоем наносил краску на
водной основе, благодаря чему достигалась поразительная прозрачность и
текучесть. Таким приемом, Ренуар чаще всего пользовался, работая над
лепестками цветов, а также задним планом.
Изучение
техник и палитр великих мастеров способно дать больше чем все
современные книги о живописи вместе взятые. Нужно лишь научиться видеть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий