Картины Караваджо (Caravaggio). Биография художника.


Святой Иероним


Живопись Караваджо


Караваджо, Микеланджело (Michelangelo Merisi da Caravaggio ) (наст. фам. Меризи - Merisi) (1573-1610), – известный итальянский художник, представитель итальянского барокко.

Один из самых значительных и талантливых художников в истории искусства. Реформатор европейской живописи XVII века, основоположник реалистического направления, внёс в изобразительное искусство чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени (характерная черта караваджизма).
Биография художника

Караваджо учился в Милане (1584—88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606. В мае 1606 г. художник убил на дуэли участника ссоры и вынужден был покинуть город. В 1608 г. он переехал на Мальту, где был заключен в тюрьму, потом бежал на Сицилию. Умер живописец (от малярии) в г. Порто-Эрколе, Тоскана.
Особенности творчества

Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 — начала 17 вв. (маньеризм и академизм). Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект. Простонародность образов, смелое утверждение демократических художественных идеалов поставили художника в оппозицию по отношению к современному ему искусству. В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ не большого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом ("Погребение Св. Лучии", 1608 г.). Свет в картинах Караваджо становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает черты свободной импровизационности.
Жанр картин

Караваджо - автор исключительных по драматической силе религиозных композиций ("Положение во гроб", ок. 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета - непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов"). В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг.). Внес большой вклад в сложение новых видов живописи - натюрморта ("Корзина с фруктами", ок. 1596 г.) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет"). Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг.) - это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг.; "Смерть Марии", ок. 1605-1606 гг.).
Влияние искусства Караваджо

Новаторское искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века - Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана,Веласкеса, Рембрандта.
Усекновение головы Иоанна Предтечи




Шулеры


Музыканты


Святой Иоанн Креститель


Давид


Амур-победитель


Обращение Савла


Обращение Савла. Фрагмент


Призвание святого Матфея


Призвание святого Матфея. Фрагмент


Караваджо Призвание святого Матфея. Фрагмент


Юдифь и Олоферн


Юдифь и Олоферн. Фрагмент


Юдифь и Олоферн. Фрагмент


Поцелуй Иуды


Святой Иоанн Креститель


Гадалка


Отдых на пути в Египет


Отдых на пути в Египет. Фрагмент


Отдых на пути в Египет. Фрагмент


Маленький больной Вакх


Юноша, укушенный ящерицей


Лютнист


Лютнист. Фрагмент


Вакх




Экстаз святого Франциска


Экстаз святого Франциска. Фрагмент


Юноша с корзиной фруктов


Юноша, чистящий фрукт


Марфа и Мария Магдалина


Святая Екатерина Александрийская


Корзина с фруктами


Мария Магдалина


Нарцисс


Святой Матфей и ангел


Мученичество сявтого Матфея


Мученичество сявтого Матфея. Фрагмент


Мученичество сявтого Матфея. Фрагмент


Мученичество сявтого Матфея. Фрагмент






Распятие святого Петра


Распятие святого Петра. Фрагмент


Распятие святого Петра. Фрагмент




Ужин в Эммаусе


Уверение Фомы



Жертвоприношение Авраама


Жертвоприношение Авраама


Жертвоприношение Авраама. Фрагмент


Жертвоприношение Авраама Фрагмент


Смерть Марии


Святой Иероним






Мадонна пилигримов


Положение во гроб




Положение во гроб. Фрагмент


Давид с головой Голиафа




Мадонна со змеёй


Мадонна со змеёй. Фрагмент


Мадонна с четками


Мадонна с четками. Фрагмент






Бичевание Христа




Семь дел милосердия


Семь дел милосердия


Виньякур





Рождество со святыми Лаврентием и Франциском


Поклонение пастухов


Благовещение












О творчестве великого живописца

Микеланджело да Меризи (1573-1610), прозванный Караваджо (по имени маленького городка в Ломбардии, в котором он родился), вошел в историю как реформатор европейской живописи на рубеже XVI и XVII веков.

Караваджо учился живописи в Милане у маньериста Симоне Петерцано. В первых его работах нетрудно распознать увлечение венецианскими художниками и в особенности мастерами брешианской школы - Дж. Савольдо и А. Моретто. Но в дальнейшем, развитие искусства Караваджо пошло совершенно иными путями. 17-летним юношей он попадает в Рим. Вначале Караваджо работает как художник-исполнитель у Кавальеро д'Арпино. Потом, благодаря помощи кардинала дель Монте, он начинает находить покупателей и для своих самостоятельных произведений. Хранящаяся в Эрмитаже картина "Лютнист" относится именно к этому времени. Если в "Вакхе" (1592-1593) художник решает тему еще в плане преимущественно декоративном, то в "Лютнисте" и в "Концерте" (1595) привлекает поэтическая одухотворенность замысла.

Но Караваджо была чужда созерцательность возвышенных классических композиций. Рим для него был не музеем, а живым, беспокойным современным городом. Караваджо пишет "Гадалку" (1595) и "Игроков" (1594-1595), наряду со многими картинами на легендарные и религиозные сюжеты. Он стремится писать как можно правдивее. Его картины намеренно прозаичны, если не сказать - намеренно грубы. Они воспринимались как вызов господствующему вкусу. Но у работ художника постепенно появляются и свои сторонники. Караваджо удается получить ряд заказов от церкви.

Он пишет цикл картин о евангелисте Матфее (1597.....1599), "Распятие Петра" и "Обращение Савла" (1600-1601), несколько изображений мадонн. Художник стремится усилить эмоциональное воздействие живописи. Большое значение придает он контрастам света и тени. В их борении - особый драматизм его произведений. Он часто прибегает и к неожиданным композиционным решениям, внося остроту новизны в трактовку традиционного сюжета.

Великолепным образцом искусства Караваджо в этот период может служить композиция "Положение во гроб" (1602-1604), звучащая не обреченно, а героически. В библейских мифах Караваджо находил драму современного бытия. В самом подборе типов, в сознательно обыденной трактовке чувствуется его желание поднять действительность до уровня легенды, мифа.

Правомерно говорить и о своеобразном романтическом начале в его творчестве, о героическом пафосе художника, монументальности его работ. Перед нами - мастер, полный сил и энергии, бунтарь, смело отвергающий принятые нормы, а не холодный экспериментатор, увлеченный лишь светотенью, как его пытались представить некоторые исследователи. Неслучайно так часто были недовольны его работами высокопоставленные римские заказчики. Нередко их пугал драматизм его работ, их демократичность. "Смерть Марии" (1605-1606), одно из центральных его произведений, где традиционная тема представлена как волнующая человеческая драма, была решительно отвергнута и так и никогда не заняла места ни в одной из римских церквей. Искусство Караваджо представлялось слишком плебейским, вызывающим по сравнению и с привычной сдержанностью классической живописи в Италии, и с изощренностью живописи маньеристов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий