Брошь. Золото, демонтоиды, бриллианты, жемчуг, опал. 1879 г
Насекомые встречались в украшениях во все времена, но настоящая мода
на них началась в начале XIX века в связи с развитием естественных
наук. С тех пор жучки-паучки навсегда стали одними из самых
востребованных образов в украшениях, и до сих пор практически все
известные ювелирные дома имеют свой драгоценный инсектарий, пополняемый
время от времени новыми образчиками.
Викторианская брошь. Золото, лунный камень, бриллианты, ок. 1890
Часы-браслет «Хепри» в виде жука скарабея. Лазурит, оникс, изумруды, бриллианты. Бушерон (Boucheron). 2011 год
Ювелиры XIX века не просто использовали образы насекомых, а
практически копировали Матушку-Природу и непременно имели альбомы с
натуралистическими зарисовками насекомых и заказывали эскизы у
энтомологов. Собственно броши и колье XIX века правильнее всего называть
"энтомологическими".
Швейцарские часы-брошь в виде жука. Золото, эмаль гильоше, бриллианты.
Нажатием кнопки в области хвостика, крылья открываются, показывая циферблат. Конец 19-го века
Ювелиры того времени создали сотни
антикварных брошек-стрекоз, пауков и божьих коровок, и именно тогда
зародились так называемые «инсектарии» — коллекции ювелирных изделий в
виде насекомых. Коллекции пополнялись за счет ювелирных украшений,
которые, в том числе, выполнялись и под заказ.
Викторианская брошь, золото, опал, бриллианты, первая треть 19 века
Бабочек-стрекозелов делали знаменитые
ювелирные мастерские — Овчинников, Сазиков, Хлебников, Фаберже —
используя при этом новомодные технологии: эмалирование, филигранное
гильоширование, а также инкрустация целым букетом драгоценных камней:
аметист, гранат, агат и многими другими.
Шкатулка. Серебро, гранаты. Павел Овчинников. Россия. 19 век.
Брошь-кулон.Золото, платина, жемчуг, бриллианты. Начало 20-го века.
Первенство в изготовлении украшений с насекомыми принадлежит
Луи-Франсуа Картье, "королю ювелиров и ювелиру королей". К ХХ веку
популярность насекомых возросла благодаря знаменитому Рене Лалика,
страстному любителю насекомых, а стрекоза по праву считается одним из
самых востребованных образов в его украшениях, хотя не проходил он мимо и
других "крылатых":Для парижской Всемирной выставки в 1900 году Альфонс Муха и Жорж Фуке разработали коллекцию в стиле Ар Нуво. Эти украшения очень отличались от традиционных ювелирных дизайнов того времени, но публика и критика приняла их благосклонно. В той коллекции тоже много насекомых:
Одним из самых признанных современных ювелиров-любителей-насекомых считается Жильбер Альбер, который всегда говорил, что красота драгоценного изделия таится не в количестве карат, а в оригинальной идее исполнения. Тем не менее, большинство украшений в коллекциях ювелирного дома Gilbert Albert обрамляют в драгоценные металлы и драгоценные же камни.
Самыми популярными видами насекомых во все времена были и остаются бабочки и стрекозы.
Викторианская брошь. Золото, изумруды, бриллианты. 1890
Во-первых, их природная раскраска наиболее привлекательна и яркая,
во-вторых, форма крыльев и симметрия органично вписываются в дизайн
изделия. Большую роль играет и символичность этих насекомых.
Брошь - золото, опал, сапфиры, жемчуг. Первая половина 19 века. Англия
Викторианская брошь. Золото, аметист, цитрины и гранат, ок. 1890.
Так, у многих народов бабочка ассоциируется с душой человека и является символом бессмертия.
Викторианская брошь. Золото, кораллы. ок. 1890
А стрекоза как бы подтверждает активную жизненную позицию человека,
который выбирает подобные украшения. Кроме того, как и бабочка, она
является символом спасения души и короткой, но прекрасной человеческой
жизни, лёгкости, грациозности и легкомыслия.
Викторианская брошь. Золото, эмали, бриллианты
Викторианская брошь. Золото, изумруды, рубины, бриллианты
На второе место можно поставить жуков, точнее, жуков-скарабеев.
Их делали еще в огромном количестве в Древнем Египте, где эти жуки, как известно, считались священными:
Жук-скарабей для древних египтян — божество Хепри, символ бессмертия, вечной жизни, рождающегося каждое утро нового солнца и одновременно пути, которое оно совершает. Скарабей – это символ и синоним души, ее полной трудов пути и настойчивого движения к цели, а также путь ученика к мудрости.
Позже ювелиры стали копировать подобные вещи, основывая уже свой выбор не столько на образе жука, сколько на ассоциации с Древним Египтом и раритетности античного образа скарабея. Вот, например, викторианская брошь-скарабей:
Медальон «Жук-скарабей». Золото, эмаль, микро-мозаика. Италия, середина 19-го века
Жук-олень близок скарабею и тоже в
позднейшей традиции ассоциируется с египетским Хепри. Однако, в этом
образе главное значение имеют его рога, которые являются символом
энергии и силы, главным образом, фаллической, мужской.
Викторианская брошь. резной аметист, бриллианты, золото
Викторианская серебряная брошь
Брошь. Золото, серебро, бриллианты, рубины. Россия, Карл Фаберже, начало 20 века
Отдельно стоит отметить образ божьей
коровки, которая и свое название получила от того, что многие народы
считали ее насекомым Богородицы.
Во всех культурах божья коровка выступает как символ удачи и благих вестей, а также символ благодати, доброты, прощения.
Считается, что божья коровка выступает в роли посланника между людьми и Богом. Найти божью коровку считалось хорошей приметой.
Викторианская брошь. Золото, эссекский хрусталь
Божью коровку связывали с Великой Богиней, а
позже была атрибутом Богоматери. Отсюда ее названия в европейских
языках: "птица Богоматери", "божья Марьюшка", "жук Марии". В норвежском
ее называют очень смешно "курочкой Марии".
В наши дни божья коровка стала символизировать еще и любовь и сексуальность.
В наши дни божья коровка стала символизировать еще и любовь и сексуальность.
Тиффани, 1948 год
К тому же, характерные пятнышки на спинке, выполненные при помощи
драгоценных камней, очень гармонично вписывались в образ любого изделия.А само количество пятнышек на панцире тоже имеет определенное символическое значение: чем больше пятнышек, тем сильнее считается этот талисман удачи. Одно пятнышко — отличное начало нового дело, два — символ гармонии, три — человек сможет найти правильное решение в сложной ситуации, четыре пятнышками — защита от воровства, пять — повысит творческий потенциал, шесть — поможет в учебе, семь — особый знак, залог удачи во всех делах.
Золото, бриллианты, красная маль гильоше. Россия, конец 19 - начало 20 в.
Чуть реже использовались образы пчелы, осы и мухи.Пчела не только символ трудолюбия, но и созидания, а вот оса — более сложный символ, который в позднейшей традциии стал ассоциироваться с острым язычком и умением парировать нападки врагов.
Брошь "Оса". Франция, 19 век. Золото, эмалью и бриллианты
Пчела и шмель всегда ассоциировалась с трудолюбием, оса — с настойчивостью, а муха, как не странно, — с деловой активностью.
Викторианская брошь. Золото, эмаль, бриллианты
Золотая викторинаская брошь. Жемчужина барокко, жёлтые и белые бриллианты, рубины
Золотая викторианская брошь. Жемчужина барокко, бриллианты, сапфир, рубины
Пожалуй, нет более противоречивого образа
насекомого в ювелирном искусстве и в то же время более модного во все
времена, чем образ паука. Он и создатель мира, и коварный и хитрый
охотник. Наши предки видели в пауке, сидящем в центре своей паутины,
солнечное божество, сотворяющее из самого себя вселенную. С пауком
связана и тема ткачества во всех смыслах.
Брошь. Золото, бриллианты, аметисты, рубины. Россия, начало 20 века
В нашей стране паук всегда ассоциировался с богатством, удачей и
хорошими новостями, а паук, спускающийся на паутине — с божественными
дарами, подарками судьбы. Поэтому ювелирные пауки часто изображаются
вместе с паутиной. Согласно легенде, во время бегства Мухаммеда из Мекки
ему пришлось скрываться в пещере, и посланный Аллахом паук завесил
паутиной вход, скрыв пророка. Так, украшение с паутиной может
рассматриваться и как защитный амулет.
Запонки. Золото, платина, демонтоиды. Россия, начала ХХ века
Иногда паука изображают рядом с мухой.Муха — не только жертва, но и защитница. Изображения мух на античных геммах было оберегом от сглаза.Еще она — символ храбрости — храбрые солдаты в древние времена награждались золотыми мухами. Муха изображалась довольно часто в натуральную величину на самом видном месте на картинах нидерландских, немецких и итальянских художников XV–XVI веков. Это некий талисман против реальных насекомых, которые могли осквернить картины.
Викторианская брошь. Золото, жемчуг, бриллианты, рубины, сапфиры
Есть и еще одно довольно пугающее внешне — лично меня — насекомое,
которое, тем не менее, очень эффектно выглядит в украшениях. Это цикада.
Колье с цикадой. Серебро, эмали, Начало 20 века
Цикада — символ долголетия, счастья и вечной молодости. Вероятно,
объяснением этому служит тот факт, что цикада живет дольше всех других
насекомых — до18 лет. Происхождение этого символа, по-видимому, связано с
легендой о цикаде: когда на была доброй и справедливой царицей, после
смерти возродившейся в виде цикады. Став цикадой, она не старела
физически и жила дольше, чем все остальные насекомые. С тех пор цикада и
стала символом вечной юности.
Викторианская серебряная брошь. Серебро, эмали, рубины
Цикада от Эльзы Скиапарелли. 1938 год
Все представленные выше украшения — старинные и очень дорогие, но не
стоит расстраиваться: и в наши дни есть немало прекрасных украшений в
виде насекомых — как винтажных, так и современных.В заключение — небольшая галерея таких украшений, как авторских, так и неподписанных, но от этого не менее красивых.
Надеюсь, вам было интересно!
Комментариев нет:
Отправить комментарий