Корона как головной убор магической силы


Один из самых необычных и, наверное, не очень удобных головных уборов в истории — корона.




Символ превосходства, высшего достоинства, власти. Похожие украшения из рогов, перьев встречаются у многих народов ещё дописьменных культур.




Но в отличие от венка, сплетенного из растений и выступающего в качестве образа временного возвышения (победы в спортивном состязании, сражении), соотносимого с кратковременностью растительной жизни, корона выражает превосходство вне временных ограничений. Если венок — образ преходящей славы, то корона безусловно — образ непреходящего величия. Хотя первые короны, возможно, повторяли форму венка.




И это указывает на связь времен: росло благосостояние общества и более дорогим стало украшение власти. Корона возвышается на своим носителем и одновременно возвышает его над окружающими, воплощая саму идею господства.





Но при этом корона — знак высших, сверхчеловеческих сил и полномочий, ниспосланных правителю.




Форма короны зависела от социо-культурных особенностей страны.





В шумерской культуре рогатая тиара — атрибут сверхсильного божественного существа, поскольку бык символизировал гром. В Европе корона обязана своим происхождением античным венкам, круглую форму которых она унаследовала, а в древних государствах Передней Азии и Ближнего Востока — головным украшениям и повязкам жрецов.



В средневековой Европе существовали различные типы корон, каждый из которых обладал своим закрепленным в традиции значением. Императорская корона,




состоявшая из диадемы, образованной восемью вставными золотыми пластинками, и верхней дуги, разделенной на восемь полукружий, задействовала символику числа восемь, означавшего вечную жизнь.















Папы изначально носили белый фригийский колпак, бывший знаком царского достоинства восточного происхождения, поскольку, согласно официальной доктрине Ватикана, Папа получил право на царские регалии от Константина, вместе с Римом. Затем атрибутом папского сана стала тиара



— тройная корона как знак высшей земной власти, символ троевластия, поскольку понтифик управлял, согласно различным интерпретациям, тремя сферами мира, тремя континентами либо тремя церквами (страдающей, воинственной и торжествующей).



Современные монархи надевают традиционные короны только по очень торжественным случам:




в основном, обходятся диадемами. Но диадема, даже необыкновенной красоты







все-таки не несет той магической силы, которую олицетворяет в себе королевская корона.





И хотя Россия давно уже не монархическое государство, все же наша большая императорская корона является непревзойденным шедевром.


Изготовлена она придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации Екатерины Второй в 1762 году в рекордно короткий срок — всего за два месяца. Корона составлена из двух серебряных полушарий, олицетворяющих соединение Востока и Запада на территории Российской империи. Величественный рисунок не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом.









Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви — символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти. Словом, произведение ювелирного искусства необыкновенной красоты.



И так получилось, что пришлось мне пришлось набраться наглости и попробовать сделать имитацию большой императорской короны для школьного спектакля. Вот что получилось:



Комментариев нет:

Отправить комментарий