Когда нужно вершить дела, одна унция веры стоит целой тонны опыта.
Ф. Крейн
Ф. Крейн
Александр Тихомиров
Заслуженный художник России Александр Евгеньевич Тихомиров (1956)
живет в небольшом городе Благовещенске, что на самом краю нашей земли.
Дальше, за Амуром, — уже только Китай…
Выпускник знаменитой «строгановки», Тихомиров попал на Дальний Восток случайно. Близилось время распределения, ему как-то в одночасье обрыдла столичная суета, вдобавок случилась личная драма, и он страстно захотел уехать куда-нибудь подальше — хоть за Уральский хребет.
Выпускник знаменитой «строгановки», Тихомиров попал на Дальний Восток случайно. Близилось время распределения, ему как-то в одночасье обрыдла столичная суета, вдобавок случилась личная драма, и он страстно захотел уехать куда-нибудь подальше — хоть за Уральский хребет.
А тут коллегу и друга Юру Попкова метеоусловия забросили на три часа в
Благовещенск, он вернулся потрясенный: «Слушай, Саня, там красные дубы
на белом снегу—красота неописуемая. Езжай». Эти «красные дубы» сердцу
художника сказали больше, чем другие доводы.
Александр срочно послал запрос в Благовещенск — не нужен ли им
художник-монументалист, оттуда вскоре пришел вызов. И вот уже 20 лет он,
родившийся и выросший в подмосковной Электростали, учившийся в столице,
живет в Приамурье.
— Здесь моя семья, мои друзья, моя мастерская, здесь источник жизни и
вдохновения, — говорит художник. — Значит, здесь моя настоящая
родина.Здесь, добавим уже от себя, повсеместно видны следы его
неустанных трудов: почти все крупные социально-культурные объекты в
областном центре украшены его мозаиками и рельефами.
Но подлинную известность, перешагнувшую пределы Дальнего Востока,
всей матушки-России, ему принесла оконопись — уникальное направление
современной живописи.
Воскресение Господне
Александр Тихомиров стал не только автором необычного термина, но и
создателем нового живописного метода, его пророком и вдохновенным
мастеровым.
Богоматерь Семистрельная
— Око, окно, оконопись — слова звучат как однокоренные, — поясняет
Александр — Суть оконописи в том, что я стал писать работы на
православные темы, используя в качестве материала оконные ставни.
Эта «подсказка» — не иначе как божественной природы — пришла ко мне
во сне. Ведь окна — глаза дома. А ставни — своего рода ресницы,
защищающие глаз от сглаза, от камня, брошенного злой рукой.
В Евангелии от Луки сказано: «если око твое будет чисто, то и все
тело твое будет светло, а если оно будет худо, то и тело твое будет
темно». Это для меня — своего рода эпиграф к оконописи, потому что я
занимаюсь живописью религиозной, духовной.
Если говорить совсем определенно, то оконопись — та же иконопись,
только вне монастыря. Каждая моя работа — это, по сути, икона, писанная
хоть и светским, но глубоко верующим человеком, каковым я стал еще в
студенчестве, тайно крестившись (времена-то были люто атеистические) в
Тарасовской церкви. С тех пор мою жизнь сопровождают пост и молитва, а
моим «монастырем» стала мастерская.
Архангел Михаил
За все годы работы у Александра ни дня не было проблем с материалом.
Благовещенск — город исконно русский, а значит — еще во многом
деревянный. Здесь все знают художника и несут ему ставни от домишек,
которые идут на снос.
Но в дело годится не всякий ставень, а только тот, что по-настоящему
прокалился солнцем, продубился ветрами, промылся дождями. А для этого
нужно не менее ста лет, считает Александр. Только тогда доска обретает
свою «биографию», «судьбу».
Очистив филенку ставни от копоти и грязи, художник выявляет скрытую
от постороннего глаза фактуру дерева — трещины, сучки, годовые кольца — и
органично «вкрапляет» их в свои сюжеты. Это придает им дополнительную
образную энергию, подлинно житийную силу.
Избранница Мария
И все же…
— Вы стали основоположником, будем считать, нового направления в живописи, которое тем не менее имеет свои пределы, в частности, известную ограниченность сюжетов, — не без подвоха спрашиваю у художника. — Не боитесь самоповторов?
— Вы стали основоположником, будем считать, нового направления в живописи, которое тем не менее имеет свои пределы, в частности, известную ограниченность сюжетов, — не без подвоха спрашиваю у художника. — Не боитесь самоповторов?
Спас Нерукотворный
— Нисколько не боюсь, — убежденно отвечает Александр. — Я живу на
границе с Китаем, часто выставляюсь по ту сторону Амура. Так вот, на
Востоке вообще нет такого понятия — «исчерпанность темы».
Там существуют художники, которые всю жизнь пишут одних только
ласточек. Или котов. Или цветы. Я встречал людей, влюбленных, например, в
ландыши. Я же люблю русскую историю, русские избы, люблю окна — очи
дома, люблю наблюдать проявление духа в грубой, казалось бы, материи
ставень.
Именно этим я с упоением занимаюсь. И мне, представьте, не скучно,
хотя до оконописи я занимался и вполне традиционной живописью. Что же до
«скудости» православных сюжетов, то жизнь одного только святого,
скажем, Дмитрия Донского, княгини Ольги, которых я не раз писал, — уже
неисчерпаемый источник веры, духовного самостояния.
Что же говорить о неисчерпаемой фигуре Христа, его апостолов… Хватило бы только таланта, чтобы оказаться на высоте темы.
Христос Вседержатель
Таланта и творческой энергии, веры в себя и свое дело Александру не
занимать. Начав заниматься оконописью, он круто поменял свой образ
жизни. Бросил пить, хотя раньше, что скрывать, злоупотреблял, доставляя
немало горя близким.
В начале своего нового пути он встретил жесткое сопротивление со
стороны некоторых деятелей церкви, которые не сразу поняли, что это за
оконопись такая и зачем она нужна.
Понадобились годы подвижнического труда, прежде чем оконопись была
признана не «ересью», а новым словом в современной религиозной живописи,
«оконописной иконой», как определил место Тихомирова «в церковном
строю» архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил.
Нынче работы художника есть у Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II, их можно увидеть в ряде церквей Сибири и Дальнего Востока,
они не раз выставлялись в храме Христа Спасителя, а в 2000 году были
представлены на международной выставке современного православного
искусства в Иерусалиме, проделав путь от Святой Руси — к Святой земле.
Тесны врата и узок Путь, ведущие в жизнь Вечную
Кстати, что касается выставок, то Александр не успевает их открывать,
зачастую передоверяя это дело своим представителям. Только в Москве у
него случается до десяти вернисажей в год — не больно-то каждый раз
налетаешься за семь тысяч верст.
Зато его работы «разлетелись» нынче по всему миру, они хранятся в
галереях и частных собраниях Австрии, Чехии, Германии, Кипра, Кореи,
Китая, Польши, США, Финляндии, Японии, Израиля.
А.Тихомиров и Лариса Лужина на выставке художника
— Не грешно ли с точки зрения православия продавать свои творения? — спрашиваю у художника напоследок.
— Ничуть не грешно. Я же не монастырский, а мирской художник. У меня жена, двое детей — их надо кормить. Кстати, столпы православия, труды которых я постоянно читаю и перечитываю, резонно замечают: как правило те, кто занимается духовным искательством, упускают из вида материальную сторону жизни.
— Ничуть не грешно. Я же не монастырский, а мирской художник. У меня жена, двое детей — их надо кормить. Кстати, столпы православия, труды которых я постоянно читаю и перечитываю, резонно замечают: как правило те, кто занимается духовным искательством, упускают из вида материальную сторону жизни.
И наоборот. Получается вроде стояния на одной ноге. Я же стараюсь стоять на двух ногах. И у меня получается.
Орден Дружбы народов
Александр Евгеньевич Тихомиров награждён орденом Дружбы. Заслуженную
награду народный художник России получил из рук Владимира Владимировича
Путина в рамках Церемонии вручения государственных наград, которая
прошла в Екатерининском зале Кремлевской резиденции президента 28 мая
2014 года.
Амурский художник Александр Тихомиров стал членом-корреспондентом Российской академии художеств.
Почётное звание Александру Евгеньевичу было присвоено 21 сентября 2010г в Москве на собрании президиума академии.
Тихомиров является народным художником России, председателем амурской
общественной организации Творческого союза художников России.
Умиление
Спас Нерукотворный
Распятие
Комментариев нет:
Отправить комментарий