ИНТЕРЕСНЫЕ ФОТО СКУЛЬПТУР ИЗ СТУПЫ КУМБУМ (ГЬЯНЦЕ)

Одним из самых примечательных сооружений в Тибете является ступа Кумбум, строительство которой началось спустя пару лет после соседнего монастыря Пелхор Чходе. Кумбум означает "имеющая 100 тысяч изображений". Вряд ли кто-то в XV веке вёл точный подсчёт статуй и выполненных в непальском стиле фресок в многочисленных святилищах ступы, большинство которых сохранилось в весьма хорошем состоянии до наших дней. Ступа была практически не тронута во время "культурной революции", лишь кое-какие статуи были обезглавлены, но впоследствии отреставрированы.



В момент нашего визита верхние этажи ступы были закрыты на реставрацию, так что добраться до круглой башенной части и террасы и заглянуть в глаза Будды, смотрящие на все четыре стороны, сблизи не получилось. Но круг за кругом мы обходили этажи ступы, заглядывали в святилища, затем поднимались этажом выше.
Маричи - одно из воплощений Тары, богиня солнечного света и рассвета, супруга Хаягривы.

2. 

В ступе в том же святилище на лотосовом троне - Маричи в форме с двумя руками. Правая рука в мудре высшего даяния протянута вперед, левая рука обычно держит сосуд с нектаром у пояса, но у конкретно этой статуи Маричи левая рука сложена в мудру. Изображения и статуи в Кумбум часто могут отличаться от тех, что Вы встретите в других храмах и монастырях Тибета, не стоит забывать, что рисовали фрески и возводили статуи выходцы из непальской народности невари.

3. 

Бхутадамара - одна из форм бодхисаттвы силы Ваджрапани. В этой форме у него 6 рук.

4. 

На стене комнаты - привычное и наиболее часто встречаемое изображение Ваджрапани в форме с двумя руками, в правой бодхисаттва держит ваджру. Мудра левой руки отличается от статуи в Пелхор Чходе, хотя строили храм и ступу в одно и то же время. Пространство вокруг Ваджрапани всегда пылает.

5. 

Ситатапатра, "разгоняющая, рассеивающая" - ещё одно из воплощений богини-защитницы Тары. Богиня держит белый зонт и защищает все проявления бытия. В мирной форме Ситатапатру изображают с одним лицом и двумя руками, но статуя в Кумбум имеет шесть рук и три головы. Её окружают четыре гневных женских божества - Апараджита, Махачанда, Махаджавала и Махакала.

6. 

Разные изображения Ситатапатры украшают стены святилища.

7. 

Следующее святилище носит название Сукхавати, что означает "земля блаженства", место на западе, где пребывает будда Амитабха. В комнате восседает на лотосовом троне гигантская статуя Амитабхи в форме будды Амитаюс, божества долгой жизни.

8. 

Парнашабари - один из аспектов гневной богини Палдэн Лхамо. У Парнашабари тело жёлтого цвета, шесть рук и три головы; богиня стоит в необычной позе с согнутой левой ногой. Талию богини украшает пояс из свежих листьев.

9. 

Хаягрива, "с лошадиной шеей" - йидам и дхармапала, защитник учения, гневный аспект будды Амитабхи. Гнев Хаягривы направлен на причины страдания и возникает из сочувствия, которое он испытывает ко всем страдающим существам. Можно встретить разные формы Хаягривы, где он изображён с шестью головами, три из которых лошадиные, с шестью или восемью руками. У статуи Хаягривы в Кумбум в форме дхармапалы - одна антропоморфная голова, и небольшая голова лошади помещена в волосы над короной.

10. 

Ачала, "недвижимый" - гневное божество-защитник, держащее в правой руке меч.

11. 

Грахаматрика - "мать всех планет", трёхликая шестирукая богиня, главные руки её сложены в мудре обучения дхарме.

12. 

Дипанкара, будда прошлого, поднимает правую руку в мудре бесстрашия. Как и Шакьямуни, Дипанкара родился в царской семье, но однажды покинул стены дворца и, практикуя аскетизм, обрёл просветление под деревом пиппхали.

13. 

Богиня богатства, процветания и изобилия Васудхара изображена в мирной форме с левой рукой, сложенной в мудре бесстрашия. Правая рука сложена в мудру, дарующую благо. Васудхара находится в окружении четырёх женских божеств, чьи руки так же сложены в упомянутые выше мудры.

14. 

На противоположной стене богиня держит на руках Вайшравану, бога богатства.

15. 

Четырёхрукий Махабала, "обладающий великой силой", держит длинный посох в одной из своих рук. По сторонам - небольшие статуи бодхисаттв Падмапани (одна из ипостасей Авалокитешвары) и Ваджрапани.

16. 

Красно-коричневое женское божество Дхваджагра с тремя головами и четыремя руками.

17. 

Следующее большое святилище носит название "Тушита" - чистая обитель будды будущего Майтрейи. Большая статуя Майтрейи возвышается над паломниками.

18. 

Вайшравана (Дзамбала), "яснослышащий", бог богатства, восседает на снежном льве. На левой руке Вайшраваны сидит мангуст, изрыгающий драгоценности. Статую недавно заново покрасили.

19. 

Перед тем, как подняться на третий этаж ступы, Вы пройдёте через зал со статуями четырёх великих королей-хранителей. Слева с мечом - Вирудхака, правитель неба роста, охраняющий юг, так как его страна находится на южной стороне горы Меру. Справа со ступой в руке - Вирупакша, правитель неба метаморфоз, охраняющий запад.

20. 

Слева - Вайшравана, правитель неба, оберегающего простых людей от травм; Вайшравана охраняет север. Справа - Дхритараштра, правитель неба сильного королевства, охраняющий восток.

21. 

Редко встречаемая форма бодхисаттвы мудрости Манджушри, когда он восседает на льве, а руки сложены в мудру обучения дхарме. На стенах вокруг - изображения шестнадцати архатов будды Шакьямуни.

22. 

Авалокитешвара (Ченрези) - бодхисаттва сострадания. В двух руках у груди Авалокитешвара держит драгоценность, исполняющую задуманное, в двух других руках у него хрустальные чётки и лотос, символизирующий святую любовь и сострадание. Все Далай Ламы считаются воплощениями Авалокитешвары. Слева и справа - бодхисаттвы Шадакшари и Манидхарин.

23. 

Зелёная Тара - богиня-защитница, одна из главных форм богини Тары. К ней часто обращаются за покровительством тибетцы, напевая мантру "Ом таре туттаре туре соха". Правая нога богини спускается вниз с лотоса и символизирует готовность прийти на помощь, левая нога находится в состоянии покоя.

24. 

На стенах помимо Зелёной Тары изображены все 21 форма богини Тары.

25. 

Авалокитешвара Амогхапаша - редко встречаемая и мало известная форма бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары с серебряным телом и золотым лицом. Статую окружают бодхисаттвы Бхрикути, Хаягрива, Экаджати и Шадакшари.

26. 

Чёрный Хаягрива в гневной форме стоит ногами на двух трупах.

27. 

Курукулла, "рождённая от Тары" - гневное женское божество с телом красного цвета и четыремя руками. В главных руках дакини держит лук и стрелу. Курукулла - покровительница магии, любви, чародейства и целительства.

28. 

Данная форма бодхисаттвы мудрости Манджушри называется "игривый король".

29. 

Ваджравидарана своим видом напоминает Ваджрапани. Он держит в руках тантрические атрибуты: в правой - двойную ваджру (отсутствует), в левой - колокольчик. Стоит Ваджравидарана на двух трупах, а рядом с ним находятся женские божества Сарасвати и Ваджратара.

30. 

Махамуни - эзотерическая форма будды Шакьямуни с восемью руками.

31. 

Белая Тара сидит в позе лотоса на троне. У неё семь глаз: ещё по одному глазу находится в центрах ладоней и ступней, и третий глаз, глаз мудрости, находится во лбу. Правая рука сложена в мудре дарения блага, левая - в мудре проповедующего учения. В левой же руке Белая Тара держит цветок лотоса.

32. 

Следующее святилище снова посвящено бодхисаттве силы Ваджрапани. В статуе воплощена форма Ваджрапани, именуемая Дрозанг, что означает "хорошее перерождение".

33. 

На стенах тоже изображены формы Ваджрапани.

34. 

Поднимаемся на четвёртый этаж. Ваджрасаттва, "алмазная душа, душа молнии" дарует сиддхи ясновидения сокровенной внутренней действительности. Правая рука держит ваджру у сердца, а левая у бедра – серебряный колокольчик.

35. 

Ещё одна комната посвящена будде долгой жизни, Амитаюс. Будда сидит в медитативной позе и держит в руках сосуд с нектаром бессмертия.

36. 

Джваланаларка - гневное женское божество с двойной ваджрой в правой руке (здесь отсутствует) и колокольчиком в левой.

37. 

Джваланала, "горящий огнём" - гневное мужское божество в сопровождении двух женских божеств.

38. 

Четырёхликий Вайрочана - дхьяни-будда центра мироздания, символизирующий элемент эфира или пространства, в сопровождении Ваджрасаттвы и Ваджрараги.

39. 

Ратнасамбхава - дхьяни-будда южного направления, телом жёлтый (или золотой), символизирующий элемент земли.

40. 

Необычная форма шестиголового Манджушри, бодхисаттвы мудрости.

41. 

Бодхичитта Ваджра в сопровождении Ваджравады и Ваджрадхармы.

42. 

Шакьясимха - "тот, кто действует в нижних мирах", вместе с Ваджрасаттвой и Самантабхарой, бодхисаттвой, символизирующим чувство обоняния.

43. 

Амогхасиддхи - дхьяни-будда северного направления, телом зелёный и символизирующий элемент воздуха.

44. 

Серебряный четырёхликий Вайрочана - дхьяни-будда центра мироздания.

45. 

Ещё одна статуя будды Амитаюс с сосудом, содержащим нектар бессмертия.

46. 

Будда Дхармадхарараджа - "король тех, кто поддерживает дхарму".

47. 

Центральная статуя красного бодхисаттвы олицетворяет форму всех будд, руки сложены в мудре обучения дхарме.

48. 

Буддасурья, "солнечный будда", держит в руках открытый рот.

49. 

Акшобхья, дхьяни-будда восточного направления, имеет тело синего цвета и символизирует элемент воды.

50. 

На пятый этаж ступы мы подняться не успели. Основная часть группы уже сидела в автобусе, а наш гид Джун стояла снаружи неподалёку и, только завидев нас, махала рукой, чтобы мы спускались. Но выше всё равно почти всё было закрыто на реставрацию, так что большую часть из 100 тысяч изображений ступы Кумбум мы увидели. А затем нас ждал город Шигатзе, где на следующее утро мы посетили крупный монастырь Ташилунпо, знаменитый 26метровой статуей будды Майтрейи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий