История драгоценной коробочки.









Перламутровая табакерка, бриллианты, изумруды, рубины - Box Snuff, 1765




Необычная табакерка из коллекции Луи XV. Эмалированное золото, Париж, 1763 г.



Эмалированная золотая табакерка с эмалевой миниатюрой, на которой изображение короля Людовика XIV. Франция (1638-1715)



Французская золотая табакерка с изображением Марии-Луизы, императрицЫ Франции (1791-1847), герцогиня Пармская.1730 г.















Очень редкая по исполнению золотая табакерка Людовика XV, золото, алмазы, изумруды, Париж, 1742; ( оценена в $ 162 000)









Цветное золото с чеканкой, инкрустированные бриллиантами. Германия, 1768 г.



Табакерка короля Франции - XV Луи. Золото, белое золото, покрыта японским лаком , 1733 г.




Черная мраморная табакерка, инкрустированная золотом и эмалью, Берлин, 1765 г.



Флоренция, около 1800 г., была продана за $ 200,000



Очень тонкой и редкой работы золотая табакерка Людовика XV Ювелир - Франсуа Марто, Париж, 1743. Работы Франсуа Марто представляют выдающуюся редкость. Оценивается в $220,000.

.

Немецкая в золотой оправе фарфорная Трипл табакерк, украшенные в духе - Ватто, 1750 г., принадлежала барону Макс фон Гольдшмидт-Ротшильду.








Резной хризопраз, пронзил, гравированные золотом, с алмазами и поддержкой фольги. Хризопраз - особенно любил Фредерик. Германия, 1775 г.





Золотая табакерка с бриллиантами и вензелем владельца.Германия, 1738 г.



















Подарочная табакерка Наполеона. 1797 г.





Золотая табакерка с эмалью - сцены из "Дон Кихота" . Табакерка Мигеля де Сервантеса, была источником вдохновения .





Золото и эмали, Германия, 1880 г.




Золото, эмаль, бриллианты - Швейцария, 1848 г., Корона - Наполеона III.



Эмалированная золотая табакерка с акварелью в миниатюрном в тайнике, с изображением Бетти де Ротшильд и двое ее детей. Швейцария, 1828 г.




Табакерка (от фр. tabatière) — небольшая коробочка, закрывающаяся крышкой.
Используется для хранения нюхательного табака.



Еще в 18 веке в царской России и Европе была мода нюхать табак. И многие знатные вельможи начали друг перед другом кичиться, кто по статусу выше.



А табакерка служила, своего рода мерой обеспеченности и достатка. У простолюдин были берестовые, из кости и дерева. У зажиточных – из серебра, золота, дорогих пород дерева и украшались драгоценными камнями. Нюхательным табаком дорожили. Это была целая церемония, поэтому табакерка была предметом индивидуального пользования.



В высшем обществе эти узорные коробочки были даже частью антуража, интерьера. Было модно выставлять на показ интересную, драгоценную табакерку в будуаре или гостиной. Даже у юных барышень в обиходе были миловидные шкатулочки для табака.





А началось всё в XVI веке, когда французский посол Жан Нико выслал королеве Франции Катерине Медичи, которая страдала от мигрени, популярный в Португалии нюхательный табачок. Считалось, что табак, если его нюхать, лечит мигрень. И помогло! При сыне Екатерины Франциске II нюханье табака становится модой, а при Людовике XIV частью придворного этикета. Естественно, что это увлечение не обошло и Россию. Роскошные вельможи екатерининского двора угощали друг друга нюхательным табачком, а табакерки стали разновидностью ювелирных изделий. Изготавливали музыкальные табакерки, которые играли популярные мелодии при открывании. Табакерки проникли в быт самых разных слоев населения. Даже стойкий оловянный солдатик в сказке Андерсена любуется на прекрасную танцовщицу, прислонившись к табакерке на столе.







Дань увлечению табаком отдала Екатерина II, но, в отличие от своего супруга Петра III, она табак не курила, а нюхала. М. И. Пыляев свидетельствует: «Императрица очень любила нюхать табак, но никогда не носила с собой табакерки; последние, впрочем, у ней лежали на всех столах и окнах в ее кабинете. Привычка не носить с собой табакерки произошла у нее оттого, что Петр III не позволял ей нюхать табак; но страсть у Екатерины к табаку была настолько сильна, что она не могла долго обходиться без нюханья, и при жизни Петра III всегда просила князя Голицына садиться за обедом возле нее и тихонько под столом угощать ее табаком. Раз император заметил это и очень рассердился на Голицына, сделав ему серьезный выговор. Императрица впоследствии нюхала табак только тот, который для нее сеяли в Царском Селе, нюхала же его всегда левой рукой на том основании, что правую руку давала целовать верноподданным».






Табакерка - маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли, - была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом (или не обладает, ежели табакерка неказиста). Павел Иванович Чичиков, играя у губернатора в вист, «чтобы еще более согласить в чем-нибудь своих противников», в отличие от почтмейстера, «всякий раз подносил им всем свою серебряную с финифтью табакерку, на дне которой заметили две фиалки, положенные туда для запаха».

Уже в первые десятилетия XVIII века в Петербурге стали появляться табакерки с изящным орнаментом и накладными рельефами из тонкой металлической фольги. Стали множиться табакерочные производства, которые были призваны удовлетворить желания петербуржцев иметь при себе нюхательный табак в удобном, легком и красивом футляре. Для многих тогда были вполне доступны табакерки из папье-маше, выложенные внутри для лучшей сохранности табачного аромата тонким слоем олова или черепаховой пластинкой.



В XIX - начале XX веков дорогие табакерки часто служили и императорской наградой, а генеральским чинам, когда у них уже имелись все полагавшиеся по классу должности ордена, вместо высших орденов жаловались табакерки, украшенные драгоценными камнями и портретами их величеств.

До нашего времени дошло несколько десятков табакерок, принадлежавших Елизавете Петровне и Екатерине II. Каждая из них - шедевр прикладного искусства, неповторимый в своем художественном решении. В высшем свете табакерка часто являлась существенной частью парадного антуража и для зрелых дам, и для их молоденьких дочерей. М. И. Пыляев писал, что «у прекрасного пола была мода нюхать табак; даже 16-летние красавицы нюхали его; табакерки юных красавиц носили поэтическое название: "кибиточки любовной почты".



В первые десятилетия XIX века мода на нюханье табака еще не прошла, о чем свидетельствуют строки, написанные пятнадцатилетним А. С. Пушкиным:

Возможно ль, милая Климена,
Какая странная во вкусе перемена!..
Ты любишь обонять не утренний цветок,
А вредную траву зелену,
Искусством превращенну
В пушистый порошок!



Екатерининский дворец.Синяя комната (кабинет, Курительная, Диванная, Табакерка)

Так понравившийся императрице Синий кабинет был назван ею «Табакеркой» - не только за небольшие размеры и камерность, но в первую очередь за изысканность художественной отделки, превращавшей комнату в настоящую драгоценность .





















































1 комментарий:

  1. какая удивительно красивая подборка табакерок.Если Вы не против, можно использовать её со ссылкой на Ваш блог?

    ОтветитьУдалить