Образ Демона Дмитрия Хворостовского . Сразу после выступления певец заболел.

Есть старинное театральное поверье, согласно которому роли 'нечистой силы' приносят несчастье и тяжелые болезни их исполнителям.
Хворостовский исполнил партию Демона в КЗЧ
В начале 2015 года в течение трех вечеров в Москве давали в концертном исполнении оперу Антона Рубиншейна «Демон» по одноименной поэме М. Ю. Лермонтова (Режиссер Дмитрий Бертман, Концертый зал Чайковского) Организатором этого события стала Московская государственная академическая филармония. Все три 
вечера прошли с переаншлгами.
В роли Духа-искусителя - Дмитрий Хворостовский. В спектакле заняты сопрано Асмик Григорян (Литва), бас Александр Цымбалюк.

Появление в филармонической афише "Демона" Рубинштейна не случайно. Спеть партию люциферического любовника, надмирного искусителя давно мечтал звездный российский баритон Дмитрий Хворостовский. Московская филармония пошла навстречу певцу, 
нарушив при этом свой привычный формат концертного исполнения оперы. 
Образ Демона у Дмитрия Хворостовского харизматичен: но он - не вечно молодой красавец-искуситель и не мефистофельский типаж с исступленным взглядом, а постаревший роковой любовник с седыми прядями волос и холодным отрешенным взглядом. Его Демон воплощает скуку, знание: все - в прошлом, весь мир - прочитанная книга. Этот Демон знает, что нет смысла тратить силы даже на зло: оно творится само по себе. Хворостовский поет своего героя безупречно ровно, гладким звуком, отделывая каждую фразу и не поддаваясь плотным крещендо оркестр.

В финале "Демона" решается исход борьбы. Исход известен. Но Ангел в спектакле не побеждает. Ему достается тело Тамары, безжизненно повисшее на его руках. Любовь Тамары познал Демон. Пусть и на миг.

Века прошедшие с тех пор как Лермонтов сформулировал для мира трагедию личности Демона, её не обобщили, не упростили и не сгладили. Трагедия Демона, к сожалению, сегодня понятна без избыточных пояснений. Сильный, умный, но погруженный в себя, при этом способный к чувствованию и видению в мире его неустроенностей, несправедливостей, дисгармоний, антитез, искажений и перегибов – это человек, который чувствует в себе силу влиять не просто на ход жизни, но вмешиваться в вопросы мироустроения. Однако таланты его и одаренности остальной толпе современников не нужны.В этом романтическая ирония. И тогда Демон, горделивый и неспособный к смирению, даже не задумывающийся и не знающий о наличии выбора подвижнического созидания, восстает против Бога. За то, что мир не справедлив, и не справедлив сам Бог, допускающий зло. Правда восставшего усилена к тому же самоуверенной убеждённостью, что твори мир он, тот получился бы значительно более совершенным.

В потрясающих легато Дмитрия Хворостовского говорили и Лермонтов-поэт, и Рубинштейн-композитор. Певец в музыке воплотил замысел – трагедию сильного человека, по беде современных ему обстоятельств и условий не сумевшего осуществить своё предназначение и исчерпать в созидании тот живой котёл творческих сил и потенций, которыми Бог этого человека с отеческой щедростью одарил в момент самого его замысливания. Ведь Бог замысливал себе помощника. Но в силу слабости веры оного получил нигилиста, мстящего самому миру за неустроенность этого же мира. Восстав против Бога, герой Лермонтова-Рубинштейна "сеял зло без наслаждения" и, утратив всякие искры вдохновения, находил в себе силы лишь для ещё больших судорог своего противобожьего восстания. Хворостовский выстрадал на сцене все точно по-лермонтовски: и бесплодность гордыни, и первостепенность своеволия над милосердием, и вторичное падение от малодушия.

Полный страстей Демон не сумел найти в себе главного чувства, которое в действительности и есть высшее вдохновение и высшая сила, — любовь. За контрастами перекошено-искажённого мира, в котором, да, страдание зачастую перевешивает счастье, пустота забивает полноту, а неволя представляется привлекательнее свободы, Демон не увидел величия и обаяния этого мира. Выраженных в вечном и незыблемом – в красоте природы, глубокобережных отношениях в семье и искренне-трепетных отношениях между возлюбленными.

Хворостовский-Демон, встретивший Тамару-Григорян, прошёл по лезвию выбора между падением и любовью, между забвением в истории и раскаянием-искуплением, но в выборе своем всё-таки поступил по-демонски.

Неожиданная для московской публики героиня (Тамара-Григорян) – чувственная, по-человечески близкая, трогательная, по-женски-понятно-сопереживающая и понимающая Демона. Светлая и чистая и в тоже время естественно желающая любви: "Ты видишь: я тоскую, ты видишь женские мечты", — лермонтовско-рубинштейновская Тамара призналась Демону в своих чувствах хрустальным сопрано виленчанки Асмик Григорян на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского.

Несмотря на то, что мистические знаки появлялись в творческой жизни Дмитрия Хворостовского, он не побоялся спеть в опере «Демон». Как отметили СМИ, а также друзья и коллеги безвременно ушедшего артиста, сразу после выступления певец заболел.

Создатели программы на телевидении «Однажды…» вспомнили, что всего 2 года назад известный оперный певец отважился и принял творческий вызов – он спел в опере «Демон» композитора Антона Рубинштейна. Как отмечают эксперты, постановку создали почти 150 лет назад и на протяжении 50-ти лет все попытки поставить оперу проваливались – по случайным обстоятельствам.

Журналисты рассказали, что Хворостовский вспоминал, что однажды хотел исполнить партию из оперы и резко почувствовал ухудшения в состоянии здоровья. Во время пения он захрипел. В то время артист отметил, что по этому поводу у него остались «жуткие воспоминания». Однако певец все же вышел на сцену и сыграл инфернальную роль. Это было в начале 2015 года. После этого через несколько месяцев у него диагностировали опухоль в головном мозге.

По словам Дмитрия Хворостовского, «Демон» является свободой мысли и свободой любви. Артист подчеркнул, что вся его жизнь – это доказательство выхода за рамки. Кроме того, знаменитый баритон произнес слова, которые оказались пророческими — певец назвал жизнь прекрасной, но, к сожалению, короткой.



Комментариев нет:

Отправить комментарий