Русский музей покажет галерею портретов Екатерины II

Более 500 произведений с изображением императрицы, в том числе около 20 портретов, объединены в выставку из музейной серии «Сага о Романовых»



Федот Шубин. «Портрет Екатерины II». 1792–1794. Фото: Государственный Русский музей

Большая выставка, более 500 произведений, об императрице из музейной серии «Сага о Романовых», включающая живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, интересна прежде всего показом двух десятков портретов Екатерины II. Известный исследователь русского гравированного портрета Дмитрий Ровинский собрал более 500 ее изображений, выявив 14 типов у разных художников. Многие копировались и гравировались. Современные исследователи выделяют типы Федора Рокотова, Александра Рослина, Пьетро Ротари, Вигилиуса Эриксена и комбинации Рокотов (голова) — Рослин (все остальное).

В первую очередь любопытны «исходники» из собрания Русского музея. На портрете Эриксена (после 1762 года) императрица изображена в мундире Преображенского полка на коне Бриллианте. На портрете Михаила Шибанова 1787 года — в красном дорожном костюме и соболиной шапке со шлыком. Полотно Дмитрия Левицкого «Императрица Екатерина II в храме богини Правосудия» (1783) создано по программе, сочиненной Николаем Львовым, архитектором и литератором, человеком эпохи Просвещения. Продумано все: от лаврового венца, знака богов, вместо привычной короны до жезла Меркурия, аллегории защитницы торговли. Федор Рокотов изобразил государыню в горностаевой мантии с георгиевской лентой по случаю учреждения ордена Святого Георгия.

Дмитрий Левицкий. «Портрет Екатерины II». 1782. Фото: Государственный Русский музей

Крепостной художник Иван Аргунов писал Екатерину не с натуры, а по типу Ротари, но в 1762 году стал автором первого императорского портрета. Другой коронационный портрет, Стефано Торелли, где Екатерина изображена в большой короне от Позье, создан чуть позднее, между 1763–1766 годами, и получился суше и официальнее.

Галерею образов Екатерины Великой завершает портрет Иоганна Баптиста Лампи Старшего (1793). И после 30 с лишним лет царствования императрицу беспокоила легитимность ее нахождения у власти. Левой рукой она указывает на портрет Петра I как своего предшественника, рядом с ней установлены фигуры льва и орла, символы власти, а за ее спиной — аллегорические женские фигуры: Сила с колонной и Благоразумие со змеей и зеркалом.

Русский музей
Екатерина Великая в стране и мире
16 февраля – 28 марта
http://www.theartnewspaper.ru/posts/5366/

Комментариев нет:

Отправить комментарий