Цирк-шапито: Жизнь на колесах – по дорогам Армении

Этот очерк о первом армянском цирке-шапито, о его актерах, в том числе и четвероногих, об их жизни и судьбе.
Говорят, колун в цирке играет роль человека. Клоун Гоша – “в миру” Геворк Григорян, с 14 лет играет эту роль. Профессиональное образование он получил в Московской академии циркового искусства, работал в Союзгосцирке, который развалился вместе с СССР: “Так как в Армении, как и в других постсоветских странах, не было созданного циркового союза, я, по примеру многих, получил статус свободного артиста, мы жили с надеждой на договорную работу, которую сами должны были находить”.


“И через 30 лет такой жизни я решил, что настало время осуществить свою мечту. Я не хотел, как многие мои коллеги, переходить на преподавательскую работу. Я из тех людей, которые работают до последнего вздоха”, - рассказывает уже два месяца как художественный руководитель и клоун Цирка-шапито.

Непосредственно шапито (шатер) цирка – итальянского производства, привезен из Чехии, предусмотрен для 800 зрителей. “Специалиста по монтажу и демонтажу такой конструкции в Армении нет и быть не может, потому что не было прецедентов. А я за рубежом часто видел и внимательно наблюдал, как осуществляются эти работы. Сейчас мы устанавливаем шатер собственными силами – 6-10 человек. Установка длится 1-2 дня. И неплохо справляемся, еще ни разу не было форс-мажорной ситуации”, - продолжает Григорян.

Цирк-шапито работает практически круглый год – с марта по январь. “Мы стараемся побывать во всех областях, городах Армении. Даже если всего на 2-3 дня. Кончено, нам бы хотелось открыть цирк и гастролировать в каждом городе по месяцу, но наши города небольшие, населения там мало”, - объясняет худрук. Его слова подтверждает статистика: только 10% населения городов посещает цирк. В Аштараке, к примеру, живет 16 тыс. человек. То есть в цирк пойдут примерно 1600, для которых хватит всего двух представлений.

“Когда нас в первый раз встречают в каком-нибудь городе, реакция у людей бывает самая разная. Городские власти думают на уровне школьных актовых залов, считая, что мы привезли 2-3 актеров. А для детей наш приезд всегда становится сюрпризом, праздником. Взрослые сетуют: “Цирк разрушили, а вас выкинули на улицу”. Мы объясняем им, что не имеем ничего общего с Ереванским цирком, что наше существование не зависит от него”, - продолжает Григорян.


Бывают представления, на которые раскупаются все 800 билетов, а бывает – всего 400 или даже 200. Стоимость одного билета – 1500 драмов. Финансовые ожидания худрука пока не оправдываются, но не жалуется: “Наш цирк пока молодой. Люди еще не привыкли к нему. Когда мы только начинали работать, я был уверен, что мы сможем сделать нашу мечту реальностью. Но начинать что-то – это же всегда тяжело”. А сейчас уже во время повторных гастролей дети приходят с нарисованными для любимых артистов плакатами, приносят цветы.

Во время представления рядом со мной сидели 12-13 летние Степик и Армен, которые рассказали, что больше остальных любят клоуна, и заверили, что я соглашусь с ними, как только увижу номер. И они не ошиблись.

Как всегда в цирке, зрители с нетерпением ждут выступления и других артистов: канадского волка, змей, собак, обезьян, среди них и одетый в подгузник детеныш обезьяны. Как рассказал дрессировщик Андрей Калюжный, малыш унаследовал гены своего отца Сани, с которым дрессировщик работает вот уже 23 года: “Мы приехали из Украины. Впервые в Армении, а именно в Гюмри, побывали после Спитакского землетрясения. А приглашение снова приехать сюда восприняли с радостью”.


В цирке работает еще один молодой артист, унаследовавший гены своего отца. Гоша говорит о своей дочери Стефании. Девушка родилась в цирке, ей было всего 4 года, когда она впервые вышла на манеж. Она жонглер. «То, что рассказывают в фильмах о жизни цирка-шапито, в основном, правда. Те же трудности, те же радости. Это жизнь на колесах. Но я не представляют себя в другом месте», - рассказала Стефания и поделилась некоторыми секретами: «Последнее представление сезона мы называем «зеленкой». В этот день каждый, как может, разыгрывает коллег. А зритель даже не подозревает, что происходит на самом деле. Ты выходишь на манеж, и в друг звучит совсем не та музыка, которая должна. Или поднимаешь покрывало и вместо мячей, которые должны быть, видишь палочки».






Комментариев нет:

Отправить комментарий