Работы Эгона Шиле вернут наследникам коллекционера, погибшего в Дахау

В Нью-Йорке поставлена точка в очередном деле о реституции, которое длилось почти два с половиной года. Суд постановил, что известный лондонский арт-дилер Ричард Наги должен вернуть две акварели Эгона Шиленаследникам жертв Холокоста. Коллекция еврея из Австрии Фрица Грюнбаума была насильно изъята нацистами во время Второй мировой войны. Впрочем,ответчик не теряет надежды: он заявил, что является добросовестным приобретателем и намерен подать апелляцию.

Рисунки «Женщина в чёрном фартуке»(1911) и «Женщина, закрывшая лицо»(1912) оцениваются в общей сложности примерно в 5 млн долларов США. Ранее они входили в собрание поэта-песенника Фрица Грюнбаума, который в своих эстрадных представлениях открыто издевался над Гитлером. В 1938 году нацисты заключили артиста под стражу и отправили в концлагерь Дахау, где он погиб в 1941-м. 

После ареста Грюнбаума его жену Элизабет вынудили передать права собственности на коллекцию из примерно 450 произведений искусства (включая по меньшей мере 81 работу Шиле), а затем выселили из квартиры. Она также умерла в Освенциме в 1942 году.

Слева: Фриц Грюнбаум. Фото: haus-des-meeres.at
Ричард Наги, чей профессиональный стаж насчитывает почти 40 лет, утверждает, что купил рисунки на законных основаниях. Ещё в 1956 году акварели продала через швейцарский аукцион сестра Элизабет, и с тех пор они несколько раз сменили владельца. Арт-дилер привёз их в 2015 году на Салон Art + Design в Нью-Йорк, где работы были арестованы и запрещены к вывозу из США.
Женщина, закрывшая лицо
Эгон Шиле
1912, 31×47 см
Как сообщал «Артхив», иск против Наги подали дальние наследники супругов Грюнбаумов — Тимоти Райф и Дэвид Френкель. Но ответчик заявил, что две арбитражные комиссии в Вене не нашли никаких доказательств нацистского мародёрства. Мало того, британец напомнил, что сам происходит из семьи, которая была вынуждена покинуть Венгрию после аншлюса 1938-го года. «Я поддерживаю возврат присвоенной собственности. Но это не тот случай», — утверждал Наги. 

Однако судья Чарльз Рамос вынес вердикт, что «подпись под прицелом не может считаться законной передачей». «Нью-Йорк защищает собственность законного владельца, если имущество было украдено, даже если эта собственность находится в распоряжении добросовестного покупателя», — добавил он.



В свою очередь пресс-секретарь галереи Ричарда Наги напомнила, что акварели «поступили из хорошо известных собраний и неоднократно публиковались». Мало того, признанные эксперты по происхождению предметов искусства из коллекций жертв Холокоста не обнаружили признаков мародёрства. 

«Удивительно, что судья Рамос проигнорировал не только их отчёты,но и решения Федерального суда США и выводы двух независимых австрийских групп, которые ранее постановили, что эта собрание не было украдено нацистами. Мы верим, что после подачи апелляции получим полное и справедливое рассмотрение», — добавила она.

Слева: Эгон Шиле, «Женщина в чёрном фартуке» (1911). Частная коллекция
Между тем, исследователи всё ещё обсуждают, были ли работы из коллекции Грюнбаума захвачены нацистами или скрыты во время войны. О местонахождении собрания в период между 1942 и 1956 годами ничего неизвестно.
Фасад дома (Окна)
Эгон Шиле
1914, 110×141 см
Объятия (Любовники)
Эгон Шиле
1917, 100×170.2 см
Портрет Эдуарда Космака
Эгон Шиле
1910, 100×100 см
Четыре дерева
Эгон Шиле
1917, 110.5×141 см
Фасад дома (Окна)
Эгон Шиле
1914, 110×141 см
Объятия (Любовники)
Эгон Шиле
1917, 100×170.2 см

Prev
Next
Напомним, в октябре 2018 года исполняется 100 лет со дня смерти Эгона Шиле. Этой дате будет посвящена ретроспектива экспрессиониста в венском Бельведере. В центре внимания выставки окажутся такие работы, как «Портрет Эдуарда Космака», «Фасад дома», «Смерть и Дева», «Объятия» и «Четыре дерева». Кураторы намерены проследить историю поступления работ в собрание, исследовать их сюжеты и рассказать об изображённых на портретах людях. Экспозицию выстроят так, что произведения окажутся в некоем визуальном диалоге друг с другом — его образуют эскизы картин и родственные работы.

Ретроспектива «Эгон Шиле. Путь в коллекцию» будет работать с 19 октября 2018-го по 17 февраля 2019 года.
Смерть и дева
Эгон Шиле
1915, 150×180 см

https://artchive.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий