Голландский ценитель уверен, что нашёл неизвестную работу Климта

В этой картине нет ничего необычного. Она явно старая, с признаками износа и кажется незавершённой, а лицо женщины не отличается красотой. Но летом 2016 года 41-летний бизнесмен и коллекционер-любитель Александр Ветцель из Гааги всё же купил портрет на интернет-распродаже. Многие признаки указывают на то, что это — работа одного из основателей венского модерна Густава Климта.


На эту находку Ветцелю указала его мать Валентина. Зная, что сын собирает произведения искусства и антиквариат, она попросила внимательно посмотреть на картину и отнестись к ней серьёзно. Она была уверена, что женщина на портрете — австрийский модельер-новатор Эмилия Флёге, член «Венских мастерских», основанных Густавом Климтом и его единомышленниками в конце 1890-х годов.




Информация о работе была скудной: масло, дерево, размер 23×18 см. Продавец описал его как «портрет в стиле модерн женщины из Германии или Австрии, 1920 год». Ни модель,ни художник неизвестны, записей о предыдущих владельцах также не было. Ветцель предложил за портрет и две другие небольшие работы 150 евро. Хотя картина была грязной и обесцвеченной, с трещинами по поверхности и местами отсутствующей краской, он заметил сходство с мазками и палитрой австрийских художников конца XIX — начала XX веков. 

Слева: женский портрет, для которого,как убеждён его владелец, Густаву Климту позировала Эмилия Флёге
Затем коллекционер обнаружил, что продавец неправильно разобрал дату работы. Под увеличительным стеклом стало видно, что это не 1920, а 1910 год: единица была выписана с небольшим искривлением в немецком готическом стиле, как часто делали члены Венского сецессиона.

Дальнейшие исследования укрепили мнение коллекционера, что его мать правильно опознала Эмилию Флёге. Может быть, тогда портрет писал самый важный человек в её жизни — Густав Климт? Конечно, работа выполнена не в его — знакомом большинству — стиле. Картина кажется слишком натуралистичной, палитра слишком приглушена. Это совершенно не похоже на такие пышные, украшенные золотом произведения, как «Поцелуй», «Юдифь I» и «Портрет Адели Блох-Бауэр I».
Юдифь и Олоферн
Густав Климт
1901, 84×42 см


На самом деле, Климт время от времени так и делал. Лишь немногие искусствоведы знают о менее декоративных ранних работах или натуралистическом стиле последнего десятилетия его жизни. Малоизвестный образ 19-летней Эмилии Флёге от 1893 года стилистически напоминает картину Ветцеля. Схожесть просматривается в написании листвы, костюма и поверхностной проработке рук. 

Самый известный из трёх портретов Эмилии, созданный Климтом,датируется 1902 годом. Говорят,ей самой и её семье не понравился его демонстративный гламур, и они разрешили Климту продать произведение музею.

Слева: Густав Климт, «Портрет Эмилии Флёге» (1893). Галерея Альбертина,Вена
Портрет Эмилии Флёге
Густав Климт
1902, 181×84 см
Теперь Ветцелю придётся получить авторитетную оценку признанного эксперта по творчеству Климта. Если работу объявят подлинником, это произведёт фурор. Цены на произведения австрийского модерниста взлетели за облака с 2006 года, когда Рональд Лаудер заплатил 135 млн долларов за культовую «Золотую Адель». В 2016 году американская звезда Опра Уинфри продала второй «Портрет Адели» неизвестному китайском коллекционеру за 150 млн долларов, получив 70-процентную прибыль(в 2006 году она приобрела его за 87,9 миллиона). В 2017 году относительно неизвестный «Цветущий сад» принёс 48 млн фунтов стерлингов на Sotheby’s.
Густав Климт, «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (1907). Новая галерея, Нью-Йорк
Густав Климт, «Цветущий сад» (1907). Фонд Ро для «третьего мира», Цюрих
Эмилия Флёге — загадка для искусствоведов. Последние слова Климта были адресованы ей, также есть доказательства, что на шедевре «Поцелуй» изображены сам художник и его любовница. Но точная природа их 27-летних отношений остаётся тайной. Этот союз отчасти разрушает образ Климта как серийного соблазнителя, неспособного связать себя с одной женщиной. Роль Флёге в его жизни во многом была забыта после её смерти в 1952 году в возрасте 77 лет.

Густав Климт познакомился с 17-летней Эмилией после того, как его младший брат Эрнст, также художник, женился на её сестре. Закончив Школу искусств и ремёсел, она стала преуспевающей бизнесвумен: в 1904 году открыла модный салон Schwestern Flöge («Сёстры Флёге»), и близость к Климту гарантировала ей элитную клиентуру.
Поцелуй
Густав Климт
1908, 180×180 см
Эмилия Флёге до конца жизни аккуратно хранила около 600 открыток, писем, телеграмм и других бумаг, которые отправлял ей Климт. Художник писал своей подруге до восьми раз в день, даже когда оба находились в Вене. Биограф Вольфганг Фишер утверждает,что это доказывает его зависимость от Флёге: «У него была привязанность к Эмилии. В её жизни не было другого мужчины, но он не мог решиться и сделать её своей невестой, женой или официальной любовницей».
Густав Климт и Эмилия Флёге на «Вилле Олеандр» на озере Аттерзе в Австрии (около 1910). Источник: The Telegraph
В 1945 году пожар уничтожил многие подарки и вещи, а также сотни рисунков, которые Флёге хранила в своей квартире после смерти Климта. Александр Ветцель изучил архивы, но не нашёл упоминания о каком-либо пропавшем портрете. Может статься, что работу, которой он владеет, выбросили на улицу из-под обломков пожарные, где её подобрал и продал за копейки какой-то бедный прохожий.


Смотрите также видео «Артхива» «Бесконечные пейзажи Густава Климта»
Коллекция одежды зима-лето от Valentino, вдохновлённая дизайном Эмилии Флёге. Источник: The Telegraph
В прошлом году Ветцель передал панель научно-криминалистической лаборатории Музея искусств и науки в Милане, и отчёт оказался обнадёживающим. Анализ возраста,состояния и состава картины относит работу к началу XX века, химический анализ показывает наличие пигментов только той эпохи. Кроме того, эксперты обнаружили под верхним красочным слоем цифры и буквы. Они посоветовали коллекционеру обратиться к профессиональным графологам и специалистам по художественному стилю.

Впрочем, два искусствоведа, которым Ветцель отправил электронные снимки портрета,заявили, что «вряд ли это Климт». Но ещё один эксперт из Техаса не сомневается в личности женщины.



Судебный художник Лоис Гибсон три недели анализировала портрет и фотографии Флёге и пришла к интересным результатам. «Лицевая анатомия на портрете настолько точна,что мне удалось наложить сверху фото,и они совпали. Единственная разница в положении головы», — сказала она. 

Затем она применила свои знания в области стоматологии и челюстно-лицевой структуры, чтобы сравнить двух женщин. Они совпали буквально миллиметр в миллиметр. «Небольшая разница в нижней губе, потому что художник пытался придать ей больше объёма, но в основном рот одной формы. Это, безусловно, Эмилия Флёге», — уверена Гибсон.

Слева: Эмилия Флёге на озере Аттерзе(ок. 1910). Источник: The Telegraph
Ветцеля убеждать не нужно. Но он знает, что до финального вердикта мирового арт-сообщества, которому трудно что-либо доказать, придётся пройти длинный путь.

https://artchive.ru/news/3442~Gollandskij_tsenitel_uveren_chto_nashel_neizvestnuju_rabotu_Klimta

Комментариев нет:

Отправить комментарий