Величайшая реликвия Великобритании — мраморный барельеф Микеланджело «Мадонна Таддеи» — заняла почетное место в новой галерее Королевской академии художеств в Берлингтон-Гарденс
Микеланджело. «Мадонна Таддеи». Около 1504–1506. Фото: Prudence Сuming
Тондо «Мадонна Таддеи», или «Тондо Таддеи», Микеланджело, ранний шедевр гения и величайшее из сокровищ Королевской академии художеств, снова переезжает. Круглый незавершенный мраморный барельеф, изображающий Марию с младенцем Христом и Иоанном Крестителем, с 1991 года занимал специально отведенную нишу у входа в Галереи Саклера, а в прошлом году погостил в Национальной галерее на выставке «Микеланджело и Себастьяно». Там, в отличие от прежнего, весьма скромного места — в конце длинного зала с рядами гипсовых скульптур, его буквально смогли увидеть в новом свете.
Тондо, освобожденное от зеленоватого пуленепробиваемого стекла, удивляло не только виртуозной техникой Микеланджело, которая видна во всех потрясающих деталях барельефа (их можно разглядеть благодаря новейшей технологии защитного экрана), но и игрой света и нежных теней, сосредоточивших огромную эмоциональную и духовную силу этого произведения.
После выставки тондо демонстрировалось в контексте других экспозиций Национальной галереи — рядом с шедеврами Высокого Возрождения, в частности с рисунком «Мадонна с Младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем» Леонардо да Винчи, который Королевская академия продала Национальной галерее в 1962 году за £800 тыс.
«Мадонна Таддеи» была завещана академии сэром Джорджем Бомоном, талантливым пейзажистом-любителем и ценителем живописи. Он, в свою очередь, приобрел ее в Риме у французского художника-неоклассициста и коллекционера Жан-Батиста Викара. Кроме того, что Викару принадлежало крупное собрание работ Микеланджело, при Наполеоне он отвечал за вывоз произведений искусства из Италии, Франции и австрийских Нидерландов для французских музейных коллекций. И конечно, воспользовался служебным положением, чтобы добыть работы Микеланджело для себя. Хотя потом утверждал, что купил тондо в 1812 году у прямых наследников владельцев палаццо Таддео Таддеи во Флоренции, где оно хранилось с первых дней существования, а затем продал его умолявшему Бомону по сравнительно выгодной цене. Организовать сделку и отправку барельефа в Англию помог великий итальянский скульптор Антонио Канова.
«Мадонна Таддеи» Микеланджело на новом месте. Фото: Hayes Davidson/Collection Gallery
Как только тондо установили в берлоге Бомона на Гросвенор-сквер в Лондоне, «для всех художников оно стало главным предметом разговора», с энтузиазмом сообщал шотландский живописец Дэвид Уилки. Скульптор Иоганн Генрих Фюссли якобы даже пытался удержать свою коллегу по цеху Энн Сеймур Дамер, «которая рвалась его закончить». Уилки сделал эскиз тондо; набросал его и Джон Констебл в 1830 году, когда после смерти Бомона барельеф перевезли в Королевскую академию. Бомон пожелал, чтобы прекрасное тондо осталось в горячо любимой им институции. Великий мраморный барельеф работы Микеланджело весом 350,75 кг был доставлен в академию за £1.
За всю историю «Мадонна Таддеи» всего дважды покидала свой новый дом (впервые в 1966 году, на выставку в Музей Виктории и Альберта), хотя в самой академии за 188 лет пребывания ее переносили не раз. Теперь прославленный мрамор займет почетное место в новой Галерее коллекции, спроектированной Адриеном Гардером, которую курирует президент Королевской академии Кристофер Ле Брюн, — снова среди копий.
Тондо будет находиться в северном конце зала, между окон. Таким образом, барельеф станет кульминацией раскрывающейся перед зрителем перспективы. Почетную компанию ему составят копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, созданная в XVI веке Джампьетрино, с левой стороны и три копии этюдов для фрески Рафаэля, выполненные Джеймсом Торнхиллом, с правой.
Микеланджело. «Мадонна Таддеи». Около 1504–1506. Фото: Prudence Сuming
Тондо «Мадонна Таддеи», или «Тондо Таддеи», Микеланджело, ранний шедевр гения и величайшее из сокровищ Королевской академии художеств, снова переезжает. Круглый незавершенный мраморный барельеф, изображающий Марию с младенцем Христом и Иоанном Крестителем, с 1991 года занимал специально отведенную нишу у входа в Галереи Саклера, а в прошлом году погостил в Национальной галерее на выставке «Микеланджело и Себастьяно». Там, в отличие от прежнего, весьма скромного места — в конце длинного зала с рядами гипсовых скульптур, его буквально смогли увидеть в новом свете.
Тондо, освобожденное от зеленоватого пуленепробиваемого стекла, удивляло не только виртуозной техникой Микеланджело, которая видна во всех потрясающих деталях барельефа (их можно разглядеть благодаря новейшей технологии защитного экрана), но и игрой света и нежных теней, сосредоточивших огромную эмоциональную и духовную силу этого произведения.
После выставки тондо демонстрировалось в контексте других экспозиций Национальной галереи — рядом с шедеврами Высокого Возрождения, в частности с рисунком «Мадонна с Младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем» Леонардо да Винчи, который Королевская академия продала Национальной галерее в 1962 году за £800 тыс.
«Мадонна Таддеи» была завещана академии сэром Джорджем Бомоном, талантливым пейзажистом-любителем и ценителем живописи. Он, в свою очередь, приобрел ее в Риме у французского художника-неоклассициста и коллекционера Жан-Батиста Викара. Кроме того, что Викару принадлежало крупное собрание работ Микеланджело, при Наполеоне он отвечал за вывоз произведений искусства из Италии, Франции и австрийских Нидерландов для французских музейных коллекций. И конечно, воспользовался служебным положением, чтобы добыть работы Микеланджело для себя. Хотя потом утверждал, что купил тондо в 1812 году у прямых наследников владельцев палаццо Таддео Таддеи во Флоренции, где оно хранилось с первых дней существования, а затем продал его умолявшему Бомону по сравнительно выгодной цене. Организовать сделку и отправку барельефа в Англию помог великий итальянский скульптор Антонио Канова.
«Мадонна Таддеи» Микеланджело на новом месте. Фото: Hayes Davidson/Collection Gallery
Как только тондо установили в берлоге Бомона на Гросвенор-сквер в Лондоне, «для всех художников оно стало главным предметом разговора», с энтузиазмом сообщал шотландский живописец Дэвид Уилки. Скульптор Иоганн Генрих Фюссли якобы даже пытался удержать свою коллегу по цеху Энн Сеймур Дамер, «которая рвалась его закончить». Уилки сделал эскиз тондо; набросал его и Джон Констебл в 1830 году, когда после смерти Бомона барельеф перевезли в Королевскую академию. Бомон пожелал, чтобы прекрасное тондо осталось в горячо любимой им институции. Великий мраморный барельеф работы Микеланджело весом 350,75 кг был доставлен в академию за £1.
За всю историю «Мадонна Таддеи» всего дважды покидала свой новый дом (впервые в 1966 году, на выставку в Музей Виктории и Альберта), хотя в самой академии за 188 лет пребывания ее переносили не раз. Теперь прославленный мрамор займет почетное место в новой Галерее коллекции, спроектированной Адриеном Гардером, которую курирует президент Королевской академии Кристофер Ле Брюн, — снова среди копий.
Тондо будет находиться в северном конце зала, между окон. Таким образом, барельеф станет кульминацией раскрывающейся перед зрителем перспективы. Почетную компанию ему составят копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, созданная в XVI веке Джампьетрино, с левой стороны и три копии этюдов для фрески Рафаэля, выполненные Джеймсом Торнхиллом, с правой.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/5825/
Комментариев нет:
Отправить комментарий