Оказалось, что древний экспонат, который изначально считали пальцем ноги, идеально подходит к руке античной бронзовой статуи, хранящейся в Капитолийских музеях в Риме
Голова, рука и держава статуи императора Константина I из собрания Капитолийских музеев в Риме. Фото: Ancient History Encyclopedia
Фрагменты 12-метровой бронзовой статуи IV века, изображающей императора Константина I, входят в число наиболее ценных экспонатов из бронзы в коллекции Капитолийских музеев. От статуи сохранились гигантская голова, держава, часть левого предплечья и кисть руки без ладони (в нее была вложена держава), части среднего пальца и почти всего указательного пальца. В архивах XII века также содержатся упоминания о ныне утраченной огромной короне.
Фрагменты хранились в папской коллекции на площади перед Латеранским дворцом, а в 1471 году Сикст IV передал их в Капитолийские музеи вместе с Капитолийской волчицей и другими бронзовыми предметами. Большинство специалистов сходятся во мнении, что статуя изображает императора Константина, но некоторые ученые считают, что это памятник его преемнику Константину II, который был внешне похож на него. Место, где изначально стояла статуя, по-прежнему неизвестно.
О судьбе пальца информации нет практически до того момента, как он оказался в Лувре в 1860-х годах вместе с другими предметами из коллекции итальянского маркиза Джампьетро Кампаны. В 1913 году его занесли в каталог как «римский палец ноги» и присвоили ему регистрационный номер BR78.
Бронзовый объект привлек внимание сотрудницы лаборатории Национальных музеев Франции Орелии Азема, которая собирала материал для докторской диссертации по античным техникам сварки, применявшимся при создании крупных бронзовых статуй. Она заметила, что он похож скорее на обломок пальца руки, чем на палец ноги, и что, судя по его длине в 38 см, он может быть частью стоящей статуи высотой около 12 м. Это навело ее на мысль, что палец — еще один фрагмент статуи Константина. Судя по всему, палец, толщина металлических стенок которого составляет около 4,5 мм, был отлит пустотелым, что соответствует технике непрямого литья, в которой была создана статуя. Уверенности добавило и стилистическое сходство с римскими фрагментами.
Бенуа Мий, специалист по античной металлургии в лаборатории Национальных музеев Франции и научный руководитель Азема, продолжил исследовать объект в рамках подготовки к выставке коллекции Кампаны, которая откроется в ноябре в Лувре, а позднее переедет в Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. После банкротства маркиза в Риме в 1858 году его уникальная коллекция живописи, скульптуры, ювелирных изделий и древностей была распродана в Британию, Россию и Францию. Часть коллекции, в том числе более 10 тыс. античных предметов, приобрел для Лувра Наполеон III.
Сотрудник лаборатории Лувра Николя Мелар создал копию пальца при помощи технологии 3D-моделирования. Первого мая вместе с кураторами из Лувра Франсуазой Готье и Софи Декан ученые доставили копию в римский музей. Оказалось, что она идеально подходит к статуе Константина — вплоть до мельчайших деталей.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/5790/
Комментариев нет:
Отправить комментарий