Импрессионист Джон Рассел удостоился первой ретроспективы за последние 40 лет

Художник Джон Рассел из Австралии — возможно, самый«импрессионистский» уроженец этого континента — четыре десятилетия жил и работал в Европе. Уникальная связь с французским авангардом в 1880 — 1890 годах наложила отпечаток на его творчество прежде, чем он перешёл к новым направлениям на рубеже веков. Сейчас Художественная галерея Нового Южного Уэльса в Сиднее впервые за 40 лет организовала ретроспективу этого выдающегося колориста, собрав 120 картин, рисунков и акварелей из частных и публичных коллекций по всему миру.

Австралийский импрессионизм, пожалуй, можно назвать первым художественным течением на континенте. Основоположниками национального направления в живописи традиционно считаются Том Робертс и Артур Стритон, которых в 1890-х годах занимали идеи места и самобытности в Австралии. Параллельно с ними Джон Рассел, выходец из Сиднея, писал картины и формировал близкие отношения с ведущими художниками в Париже. Он дружил с Винсентом ван Гогом и Огюстом Роденом, обедал с Клодом Моне и преподавал теорию цвета Анри Матиссу.


Рассел обладал редкой способностью быть хорошим другом. И во времена,когда товарищество ценилось очень высоко, это качество помогло ему сформировать свой художественный опыт на обмене идеями с коллегами из других стран. «Переезд Рассела в Европу был чрезвычайно рискованным шагом. Но наградой ему стала свобода творить вместе с французскими авангардистами — что многое значило для того, кто родился так далеко», — говорит куратор выставки Уэйн Танниклиф.

Слева: Джон Питер Рассел,«Автопортрет» (1886/87). Музей Орсе,Париж
Экспонаты на выставку в Сидней прислали такие ведущие учреждения мира, как Музей ван Гога в Амстердаме, Музей Орсе в Париже и Художественный музей Филадельфии.
«Лицом» ретроспективы «Джон Рассел. Австралийский импрессионист во Франции» стал пейзаж «Миссис Рассел среди цветов в саду Гульфара, Бель-Иль», написанный в 1907 году. Художник женился на итальянке Марианне Маттиокко в 1888-м. В письме своему другу, австралийскому художнику Тому Робертсу он признался: «Она — большее,на что я мог надеяться, и гораздо большее, чем заслуживаю». Маттикоко умерла в 1908 году, после чего убитый горем Рассел уничтожил сотни своих работ.
Миссис Рассел среди цветов в саду Гульфара, Бель-Иль
Джон Питер Рассел
1907, 79×100 см
Второй в списке главных картин выставки стал портрет Винсента ван Гога, который Джон Рассел написал в 1886 году в реалистичном стиле. На автора явно повлияло входившее в моду искусство фотографии, хотя на изображении лица и руки сохраняются следы влияния импрессионистов.


Изначально портрет был не таким тёмным. По свидетельству художника Арчибальда Стэндиша Хартрика,натурщик был изображён в полосатом синем костюме. Даже сейчас можно разглядеть несколько синих полос по нижнему краю холста. Анализ также показал, что над головой Ван Гога шла надпись красной краской «Винсенту,в знак дружбы». 

Хартрик считал, что это самый точный портрет ван Гога — более реалистичный, чем у других художников и даже на автопортретах самого Винсента. Сам голландец год спустя написал своему брату Тео: «Позаботься о моём портрете кисти Рассела,который для меня много значит».

Слева: Джон Питер Рассел, «Портрет Винсента ван Гога» (1886). Музей ван Гога в Амстердаме
В Сиднее эта картина выставлена рядом с «Автопортретом в фетровой шляпе» Ван Гога, который был создан в 1887 году. Обе работы демонстрируют тесную близость между практиками двух друзей-художников в то время.
Автопортрет в серой фетровой шляпе
Винсент Ван Гог
Октябрь 1887, 44.5×37.2 см
Среди других важных экспонатов этой ретроспективы — двенадцать картин Рассела из Музея Орсе, в том числе те, которые никогда не бывали в Австралии; шесть великолепных полотен с цветами 1887 года, вдохновившие Ван Гога и ныне хранящиеся в публичных и частных коллекциях; «Утро» и «День», написанные на Антибах и в последний раз показанные вместе в Лондоне в 1891 году; а также яркое«Утро на острове Бель-Иль», выставленное на Салоне 1905 года, где Матисса и его друзей окрестили «дикими зверями» (фовистами). Последний пейзаж сейчас принадлежит частному коллекционеру в Англии.
Утро на острове Бель-Иль
Джон Питер Рассел
1905, 60.4×73.5 см
Помимо работ самого Джона Рассела на выставке представлено небольшое количество произведений его современников — по две картины Клода Моне, Анри Матисса, Тома Робертса и Винсента ван Гога, а также пять скульптур Огюста Родена. 

Совсем недавно — в 2016−1917 годах — работы Джона Рассела была частью экспозиции австралийских импрессионистов в лондонской Национальной галерее. Это была первая в своём роде выставка в Великобритании. Нынешняя ретроспектива«Джон Рассел. Австралийский импрессионист во Франции» в Художественной галерее Нового Южного Уэльса продлится до 11 ноября 2018 года.
Рыбак в синем
Джон Питер Рассел
1905, 81×81 см
Сад, Лонпре-ле-Корп-Сант
Джон Питер Рассел
1887
Штиль на Морестиль-Пон
Джон Питер Рассел
1901, 61×95 см
Набросок для «Жены Лота»
Джон Питер Рассел
1886, 52.2×36.2 см
Рыбак в синем
Джон Питер Рассел
1905, 81×81 см
Сад, Лонпре-ле-Корп-Сант
Джон Питер Рассел
1887

https://artchive.ru/news/

Комментариев нет:

Отправить комментарий