Как сложилась судьба «Большой Сью», которая позировала внуку Фрейда для скандальных картин, сделавших его миллионером



Люсьен Фрейд и Сью Тилли: история скандальной музы.
Если бы славу художников можно было бы измерять в килограммах, то чаша весов Люсьена Фрейда (да-да, того самого скандально известного внука великого психоаналитика) потяжелела бы сразу на 127 кг. Именно такой был у «Большая Сью», так называли натурщицу художника Сью Тилл, которую он изобразил на одной из своих самых известных картин.

Женщина абсолютно обнажённая, кажется, спит крепким сном. А художник зачарован её телом: тучным, не мускулистым и не подтянутым, с, как и любил Фрейд «на 100% состоящим из плоти». Складки ее массивного тела будто мерцают всеми оттенками коричневого, розового и белого цвета. Как художник подкрался к ней... и не разгневается ли богиня, когда она проснется.




Тилли была близким другом австралийского артиста и промоутера клуба Ли Бауэри - здесь их сфотографировали вместе в 1984 году родители Ли, Эвелин и Томас.

Но не стоит волноваться. Во-первых, на самом деле богиня вовсе не спала: Фрейд рисовал ее в этой позе в течение многих месяцев. А во-вторых, это на самом деле не богиня: это Сью Тилли, в то время работающая в качестве социальной смотрительницы в лондонском центре занятости Jobcentre. На момент написания картин Тилли было около 30 лет, сейчас ей 60 лет, и в последние годы бывшая натурщица начала рисовать сама.

Тилли вела богемную жизнь задолго до того, как встретила Фрейда: она была близкой знакомой эпатажного художника Ли Бауэри, и когда она не позировала Фрейду, то в 1980-х годах проводила время в ночных клубах в Лондоне, таких как Blitz и Kinky Gerlinky. А особо она любила собственное детище Бауэри - Taboo. Этот клуб был одним из самых «диких» и авангардных в течение десятилетий, а его влияние на культуру ночной жизни Лондона и моды ощущается до сих пор.




Бауэри также был музой для Люсьена Фрейда. Тилли сфотографировала его (на фото справа) и модельера Дэвида Хола в своей квартире в Камдене.

О гении Бауэри написано уже много. Его изящно продуманные и эпатажные образы иногда были просто кошмарными, часто сексуальными, иногда действительно красивыми, и всегда вызывающими сильный общественный резонанс. Бауэри игнорировал общепринятые границы вкуса. Он был потрясающим во всех смыслах, но, как многие из гениев той эпохи, умер от СПИДа.

Сью Тилли впоследствии поведала о своих приключениях в 80-х в Instagram: к примеру, она говорила, что считала ночь неудачной, если не выпила столько, чтобы свалиться с ног. Но в историю она вошла благодаря серии из четырех обнаженных портретов, которые написал с нее Люсьен Фрейд в конце своей карьеры.




Картина «Социальный смотритель спит» (1995) побила рекорд, когда она была продана Роману Абрамовичу в 2008 году за 17 миллионов фунтов стерлингов (33,6 миллиона долларов).

Картина «Социальный смотритель спит» (1995) является самой известной из тех, на которых была нарисована Сью Тилли. Первой же была «Вечер в студии» (1993), на которой Тилли растянулась на полу. На заднем плане в кресле сидит другая девушка, читающая книгу (ее имя не дошло до наших дней). Что интересно, Тилли впоследствии рассказала, что почувствовала себя просто счастливой, когда Фрейд купил диван, поскольку ей было больно лежать на полу часами.

«Социальный смотритель отдыхает» (1994) изображает Тилли в углу дивана с откинутой головой, как будто она проглотила яд - это положение попросту не могло быть удобным для отдыха. Наконец, в «Спящей у ковра со львами» (1996) Тилли изображена спящей прямо в кресле, лицом к зрителю.




Фрейд платил Тилли небольшую сумму каждый день, но она не получала никаких денег от продажи картин, для которых была натурщицей.

Фрейд однажды сказал: «Если я кого-то рисую, мне нравится делать это, будто человек уснул или глубоко задумался о чем-то. Это создает ощущение, что модели не позируют и даже не подозревают, что их рисуют». Благодаря подобному методу, он сумел создать картины, которые производят глубокое впечатление на зрителя.

Все картины с Тилли работы Фрейда сегодня находятся в частных коллекциях, принадлежат чрезвычайно богатым людям, способным заплатить десятки миллионов фунтов за привилегию смотреть на «плоть» (так Фрейд любил называть свою натурщицу).

Например, Роман Абрамович установил рекорд стоимости картины при жизни художника, когда он купил «Социальный смотритель спит» в 2008 году за 17 миллионов фунтов стерлингов (33,6 миллиона долларов в то время). Поэтому сейчас данную картину могут увидеться разве что близкие друзья миллиардера — владельца футбольного клуба «Челси».




Фрейд был назван «непревзойденным интерпретатором человеческой плоти в красках», когда он написал «Спящую у ковра со львами» в 1996 году.

Еще одна картина Люсьена Фрейда с участием тучной модели, «Спящая у ковра со львами», сегодня выставлена в Галерее Тейт в Лондоне, где пробудет до конца августа 2018 года. Она была предоставлена для выставки миллиардером, который владеет футбольным клубом «Тоттенхэм Хотспур».

Когда полотно «Социальный смотритель отдыхает» (1994) было продано на аукционе Christie's в 2015 году за 35 миллионов фунтов стерлингов (56 миллионов долларов), руководитель послевоенного искусства Christie's Бретт Горви сказал, что эта картина «признана на международном уровне шедевром Фрейда и ставит его в один ряд с такими величайших художников человеческой истории, такими как Рембрандт и Рубенс».

Горви также описал картину как «триумф человеческого духа и наглядную демонстрацию любви Фрейда к человеческому телу... ведь Фрейд наблюдал каждый сантиметр тела Тилли почти ежедневно в течение более девяти месяцев».




«Социальный смотритель отдыхает» (1994) описывается как «триумф человеческого духа, демонстрирующий любовь Фрейда к человеческому телу».

Ни копейки из миллионов, за которые были проданы картины с ее изображением, не достались Тилли. Когда она позировала Фрейду, тот платил ей небольшую ежедневную плату. Сама натурщица считает, что Фрейд пригласил ее, поскольку Тилли представляла собой хорошее соотношение цены (низкой зарплаты) и качества (огромного количества плоти, к которой был так неравнодушен художник).

Но Тилли нравилось работать с Фрейдом, с которым ее познакомил Бауэри, сам позировавший художнику. Она считала внешность Люсьена Фрейда забавной, а также ей нравилось, что у него постоянно меняется настроение.

По ее словам, художник мог быть «скупым, чрезвычайно щедрым, сварливым, смешным, громким и тихим»... и это все в течение пары часов. Кажется, сварливость в характере Фрейда победила, поскольку он в итоге прекратил дружбу с Тилли после того, как обиделся на ее бесцеремонное замечание по поводу работы.




«Спящая у ковра со львами» в настоящее время демонстрируется в Галерее Тейт в Лондоне.

Фрейд отдал Тилли наброски картин, он она продала их много лет назад, когда бывшей натурщице не хватало денег. Что интересно, когда была продана за крупную сумму денег первая картина Фрейда из серии с Тилли, он даже не позвонил модели, чтобы поблагодарить ее.

Сегодня на стене квартиры Сью Тилли висит репродукция картины, на которой она изображена в свои молодые годы. Она уже давно ушла из центра занятости и переехала из Лондона в тихий приморский город в Восточном Сассексе. Но женщина вовсе не удалилась от мира искусства.

К ней часто приезжают художники, искусствоведы и журналисты со всего мира, которые хотят поговорить о Фрейде, Бауэри и Тилли. В 1997 году Сью опубликовала биографию Ли Бауэри, в которой очень ярко описала лондонские клубные субкультуры той эпохи. Также она вспомнила увлечение своей молодости, и снова начала рисовать (что интересно, получается это у бывшей музы Фрейда довольно неплохо).




Тилли уже много лет рисует: на этой картине 2016 года изображен Троян, один из людей, приближенных к Ли Бауэри в 1980-е годы.

В галерее восточного Лондона в 2015 году прошло крупная персональная выставка картин и рисунков Сью Тилли. Ее стиль описывают, как отрывочный и немного мультяшный, но при этом очаровательный. Обычно художница пишет портреты своих друзей или рисует обычные предметы окружающего быта.




Тилли нарисовала на тарелке шарж на картину Фрейда, который назвала «Социальный смотритель проснулся».

Тилли не лишена чувства юмора. К примеру, она нарисовала на тарелке для благотворительного аукциона обнаженный автопортрет, стиль которого перекликается с картиной «Социальный смотритель отдыхает». Она назвала его «Социальный смотритель проснулся». Жаль, что Фрейд не дожил до сегодняшних дней и не увидит этого.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/050718/39590/

Комментариев нет:

Отправить комментарий