Шедевры старых мастеров из Эрмитажа гостят в Вене

Одна из ведущих мировых коллекций старых мастеров представлена в Вене. Четырнадцать шедевров из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге вступили в диалог с великими картинами из собрания Музея истории искусств в австрийской столице. Среди представленных художников — Сандро Боттичелли, Якопо Тинторетто, Рембрандт ван Рейн и Антонис ван Дейк. Репрезентативная выборка произведений из этих двух блистательных коллекций даёт краткий обзор европейской живописи от эпохи Возрождения до раннего неоклассицизма и демонстрирует, как легко эти парные картины,объединённые общим европейским культурным регионом, дополняют друг друга.

Увлекательное путешествие шедевров обеих коллекций к берегам Невы и Дуная составляет сущность этого яркого проекта. Четырнадцать диалогов живописных пар,охватывающих более пяти столетий и расстояние две тысячи километров, составляют так называемый «дистиллят» европейской истории живописи.
Фрагмент экспозиции «Старые мастера из Эрмитажа. Шедевры от Боттичелли до Ван Дейка» в Музее истории искусств в Вене. Фото: KHM-Museumsverband
Встреча картин, выразительность и лёгкость их сопоставления, позволяет увидеть, что галереи напоминают сестёр. Проект подчёркивает общее культурное наследие,с которым глубоко связаны оба собрания. Главная мысль экспозиции — что музеи охватывают и преодолевают временные и пространственные расстояния, и что в сегодняшней Европе они помогают продемонстрировать, что нас разделяет и что связывает.

Рембрандт Харменс ван Рейн, «Портрет старушки, сидящей на стуле» (1654). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Пророчица Анна» (1639). Музей истории искусств, Вена
На протяжении многих десятилетий оба учреждения сотрудничали в области научных и культурных обменов. Они поддерживают друг друга и помогают друг другу, одалживая важные работы для крупных выставок. Одним из свежих примеров стал мегапопулярная ретроспектива Питера Пауля Рубенса в Вене в 2017 — 2018 году.



Показ начинается с двух религиозных произведений Сандро Боттичелли и Альбрехта Альтдорфера. Это сопоставление иллюстрирует различия между Северным Возрождением и итальянским Ренессансом. Другие пары важных северных художников составляют Ганс и его брат Амброзиус Гольбейны, а также Бартоломеус Спрангер и Ганс фон Аахен.

Фокусной точкой обеих коллекций является итальянская живопись, и на выставке она представлена венецианскими произведениями. Композиции Никола Пуссена и Бернардо Строцци знакомят зрителя с ранней барочной живописью в Риме. Франс Хальс, Ян Стен, Рембрандт, Рубенс и Ван Дейк олицетворяют Золотой век голландской и фламандской живописи. А работы Томаса Гейнсборо и Филиппа Хаккерта служат примером британского и немецкого искусства.
Разрушение Титом иерусалимского храма
Никола Пуссен
1635, 148×199 см
И Романовы, и Габсбурги были неравнодушны историческим и мифологическим предметам. Эти сюжеты, наполненные политическим смыслом, демонстрировали цели и устремления монархов. В то же время жанровые сцены и пейзажи находились на другом полюсе художественного спектра.

Большое внимание на выставке уделено портрету и связанному с ним воплощению образа. Одними из лучших образцов этого жанра являются работы Антониса ван Дейка — «Портрет Николаса Ланье» и «Автопортрет». Оба произведения демонстрируют редкий артистизм фламандского художника — умение точно передать во взгляде и позе сущность портретируемого.
Антонис ван Дейк, «Автопортрет» (1623). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Антонис ван Дейк, «Николас Ланье» (1628). Музей истории искусств, Вена
Кураторы надеются, что во время «путешествия-открытия» к Неве посетители познакомятся с менее известными живописцами. Среди них — вышеупомянутый Амброзиус Гольбейн, брат знаменитого Ганса Гольбейна Младшего, или Доменико Каприоло. Творчество последнего тесно связано с Тицианом и Джорджоне, но также — что, возможно, вызывает удивление — с произведениями Ван Дейка и Ватто.

Выставка «Старые мастера из Эрмитажа. Шедевры от Боттичелли до Ван Дейка» в Музее истории искусств в Вене продлится до 2 сентября 2018 года.
Альбрехт Альтдорфер, «Обезглавливание св. Екатерины» (ок. 1506). Музей истории искусств, Вена
Сандро Боттичелли, «Святой Иероним» (1505). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
https://artchive.ru/news

Комментариев нет:

Отправить комментарий