Масштабный показ потрясающих ярких работ Эмиля Нольде открылся в Эдинбурге

Этим летом в Шотландской национальной галерее современного искусства в Эдинбурге проходит показ великолепных, полных цвета работ пионера немецкого экспрессионизма. «Эмиль Нольде. Цвет — жизнь» — это самая амбициозная выставка работ художника в Великобритании за более чем два десятилетия и лишь вторая на территории Шотландии.
Полномасштабная экспозиция состоит из более чем 120-ти картин, рисунков, акварелей и гравюр. Они дают широкий обзор карьеры одного из самых успешных художников-модернистов Германии с 1901 по 1950 годы — то есть с начала зрелого периода и почти до смерти. Многие работы редко выставляются за пределами Германии.

Эмиль Нольде был одним из первых экспрессионистов и одной из основных фигур европейского авангарда, чья слава базировалась на смелом обращении с цветом. Выставка в Эдинбурге предлагает богатый и разнообразный спектр работ — от ранних атмосферных пейзажей до ярких живописных полотен более позднего периода,от изображений солдат в начальные годы Первой мировой войны до серии необыкновенных религиозных картин с головокружительной смесью духовности и эротики.
Свободный дух
Эмиль Нольде
1906, 69×89 см
Другие экспонаты на выставке демонстрируют страсть Нольде к бескрайним небесам,плоским ветреным ландшафтам и штормовым морям его родины на севере Германии,его увлечение полусветом кафе и кабаре Берлина, а также буксирами, снующими взад-вперёд в порту Гамбурга, людьми и местами, которые он видел во время путешествия по Южным морям в 1914 году.
Лохматые осенние облака
Эмиль Нольде
1927, 73.5×88.5 см
В начале XX века экспрессионисты придавали больше значения передаче чувств и идей, чем изображению реальности. Нольде короткое время был связан с одной из двух основных экспрессионистских групп Германии, Die Brücke («Мост»). Но значительную часть жизни он работал независимо и в 1909 — 1910 годах развил собственный экспрессионистский стиль. Художник глубоко погружался в то, что писал,отождествляя себя с объектами в каждом мазке, усиливая цвета и упрощая формы,чтобы вызвать у зрителя эмоциональный отклик на мир вокруг него.

Ханс Эмиль Хансен родился в 1867 году в деревне Нольде, чьё название взял своим псевдонимом после женитьбы в 1902 году. Его отец был фермером, и будущий художник часто помогал ему в хозяйстве. Возможно, он последовал бы по стопам отца, если бы не стал обучаться резьбе по дереву, а позже — живописи.
Пейзаж, Северная Фрисландия
Эмиль Нольде
1920, 86.5×106.5 см


С 1904 года Нольде обычно проводил зиму в Берлине и лето — в своём доме недалеко от немецко-датской границы. Его жена Ада была танцовщицей, и, естественно,художник узнал мир, в котором она работала — кабаре, кафе и театры оживлённой столицы. Зимой 1910 — 1911 годов он нарисовал и написал большое количество работ,изображающих безумную жизнь этих мест, артистов и зрителей.




Нольде хотел сосредоточиться на том влиянии, которое на него оказывал красочные и полные жизни сцены. Следствием этого стали картины маслом и акварели, а также рисунки танцоров, в которых движение и энергия имели первостепенное значение. 

Произведения, которые он создал за этот короткий период, стали одними из самых захватывающих и красивых в его творчестве.

Слева: Эмиль Нольде, «Певица в зелёном платье» (1911). Фонд Эмиля Нольде в Зибюле


Танцовщицы со свечами
Эмиль Нольде
1912, 100×86 см
В феврале 1910 года, во время выставки своих работ в Гамбурге, Нольде увлёкся жизнью и суетой местного порта, самого большого и важного в Германии. Очарованный художник на одном дыхании сделал серию картин, рисунков и гравюр. Такие полотна,как «Дымящие пароходы» (1910), передают водоворот природных и созданных человеком сил, царствующий в порту: ветер вздымает волны, а облака, дым и пар из буксира сливаются в единое целое. Нольде выразил эту сцену жирными мазками синего, зелёного, жёлтого и красного цветов.
Дымящие пароходы
Эмиль Нольде
1910, 57×71 см
В 1926 году Нольде переехал в свой дом в районе Зибюль. Там он возделывал большой сад, где создал множество своих самых известных и любимых пейзажей и натюрмортов. Художник полностью отдался цвету, который стал главным героем таких работ, как«Большие маки (Красный, красный, красный)» (1942). Эта одна из его лучших цветочных картин была написана в середине Второй мировой войны, когда нацистский режим заклеймил его как «дегенеративного художника» и запретил покупать холсты и краски. Поскольку передвижения в военное время были трудным делом, сад стал основным источником вдохновения для Нольде.
Маки
Эмиль Нольде
1942, 73×89 см
По иронии судьбы, Нольде подвергался гонениям, несмотря на то, что вступил в нацистскую партию. Он надеялся, что власти сделают таких художников как он центром своей культурной политики. Вместо этого режим конфисковал более тысячи его произведений, а 33 из них (больше, чем у какого-либо другого живописца) были включены в печально известную «Выставку дегенеративного искусства» в Мюнхене в 1937 году. Она должна была продемонстрировать взгляды нацистов на худшие образцы современного искусства.
Потерянный рай
Эмиль Нольде
1921, 106×157 см
Нольде не мог открыто заниматься своей профессией, выставлять и продавать свои работы. Вместе с тем он создал несколько лучших произведений в своей карьере — как называемые «неокрашенные картины» — акварели, богатые цветом и наполненные фантастическими фигурами. Его сложная история художника, пережившего бурные времена, поддерживавшего нацистов, но отвергнутого режимом, делает творчество Нольде проблематичным и противоречивым. 

Выставка «Эмиль Нольде. Цвет — жизнь» в Шотландской национальной галерее современного искусства в Эдинбурге продлится до 21 октября 2018 года.
https://artchive.ru/news

Комментариев нет:

Отправить комментарий