Выставка дает отличный шанс увидеть все разнообразие художественных школ в Японии за 250 лет правления клана Токугава со столицей в городе Эдо, давшем название периоду (1603–1868)
Сога Сёхаку (1730–1781). «Даосские бессмертные». Пара шестистворчатых ширм. Фото: Собрание Агентства по культуре Японии
Наши музеи не могут похвастать большими собраниями японского искусства, по словам куратора «Шедевров живописи и гравюры эпохи Эдо» Айнуры Юсуповой, ни в одном из них оно не представлено c полнотой, «позволяющей показать историю искусства Японии или даже отдельно взятой эпохи Эдо». Тем более выставка в Пушкинском музее дает отличный шанс увидеть все разнообразие художественных школ в Японии за 250 лет правления клана Токугава со столицей в городе Эдо, давшем название периоду (1603–1868). Более сотни произведений предоставили Токийский национальный музей и Агентство по культуре Японии, Художественный музей города Тиба и Художественный музей Итабаси в Токио. Дополняют же их вещи из коллекции ГМИИ и Государственного музея искусства народов Востока.
Интересно, что выставок на самом деле две: в середине показа экспозицию заменят. Поскольку строгие японские стандарты не позволяют выставлять живопись на шелке и бумаге дольше месяца, на смену одним уникальным произведениям придут другие. Семнадцати работам на родине присвоен особый статус, а две из них считаются национальным сокровищем. Это двустворчатая ширма «Наслаждение вечерней прохладой» Кусуми Морикагэ (ок. 1620–1690) и недавно отреставрированный свиток с портретом знатного самурая Таками Сэнсэки кисти Ватанабэ Кадзана (1793–1841), в котором японские традиции художник совместил с приемами европейского искусства.
Кацусика Хокусай (1760–1849). «Победный ветер. Ясный день». Лист из серии «36 видов Фудзи». Фото: Художественный музей г. Тиба
Кадзан был сторонником открытия страны Западу (в эпоху Эдо Япония вела торговлю только с Китаем и Нидерландами). За свои политические взгляды художник даже был сослан с запретом продавать работы. Но, чтобы выжить, он продолжал тайно торговать ими, за что был заключен под арест и как истинный конфуцианец совершил ритуальное самоубийство.
В эпоху Эдо начали переводить китайские классические труды по конфуцианству, что нашло отражение и в живописи. Пример тому «Пейзаж с кукушкой» художника и поэта Ёсы Бусона (1716–1784), который и в хайку, и в живописи придерживался китайских идеалов.
В Пушкинском показывают работы художников всех крупнейших направлений, в том числе шедевр Сакаи Хоицу (1761–1828) — ширму «Цветущие летние и осенние травы», одно из самых известных произведений школы Римпа. Не останется, естественно, без внимания и самое известное за пределами Японии направление — укиё-э, ставшее популярным в Европе в XIX веке. На выставке экспонируются работы знаменитого автора укиё-э Кацусики Хокусая (1760–1849), в том числе «Большая волна в Канагаве» из его знаменитой серии «36 видов Фудзи». В Японии укиё-э было настолько популярно и распространено в среде горожан, что старые гравюры использовали даже в качестве упаковочного материала при отправке керамики в Европу, благодаря чему они и приобрели там такую популярность. В России они также пользовались успехом, в первую очередь пейзажи укиё-эно, но и сценки из городской жизни, портреты борцов сумо, актеров театра кабуки и красавиц своего времени. Одну из них, Окиту из чайного дома Нанивая, любимую модель Китагавы Утамаро (1753–1806), увидят и в Москве.
ГМИИ им. А.С.Пушкина
Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо
4 сентября – 28 октября
Сога Сёхаку (1730–1781). «Даосские бессмертные». Пара шестистворчатых ширм. Фото: Собрание Агентства по культуре Японии
Наши музеи не могут похвастать большими собраниями японского искусства, по словам куратора «Шедевров живописи и гравюры эпохи Эдо» Айнуры Юсуповой, ни в одном из них оно не представлено c полнотой, «позволяющей показать историю искусства Японии или даже отдельно взятой эпохи Эдо». Тем более выставка в Пушкинском музее дает отличный шанс увидеть все разнообразие художественных школ в Японии за 250 лет правления клана Токугава со столицей в городе Эдо, давшем название периоду (1603–1868). Более сотни произведений предоставили Токийский национальный музей и Агентство по культуре Японии, Художественный музей города Тиба и Художественный музей Итабаси в Токио. Дополняют же их вещи из коллекции ГМИИ и Государственного музея искусства народов Востока.
Интересно, что выставок на самом деле две: в середине показа экспозицию заменят. Поскольку строгие японские стандарты не позволяют выставлять живопись на шелке и бумаге дольше месяца, на смену одним уникальным произведениям придут другие. Семнадцати работам на родине присвоен особый статус, а две из них считаются национальным сокровищем. Это двустворчатая ширма «Наслаждение вечерней прохладой» Кусуми Морикагэ (ок. 1620–1690) и недавно отреставрированный свиток с портретом знатного самурая Таками Сэнсэки кисти Ватанабэ Кадзана (1793–1841), в котором японские традиции художник совместил с приемами европейского искусства.
Кацусика Хокусай (1760–1849). «Победный ветер. Ясный день». Лист из серии «36 видов Фудзи». Фото: Художественный музей г. Тиба
Кадзан был сторонником открытия страны Западу (в эпоху Эдо Япония вела торговлю только с Китаем и Нидерландами). За свои политические взгляды художник даже был сослан с запретом продавать работы. Но, чтобы выжить, он продолжал тайно торговать ими, за что был заключен под арест и как истинный конфуцианец совершил ритуальное самоубийство.
В эпоху Эдо начали переводить китайские классические труды по конфуцианству, что нашло отражение и в живописи. Пример тому «Пейзаж с кукушкой» художника и поэта Ёсы Бусона (1716–1784), который и в хайку, и в живописи придерживался китайских идеалов.
В Пушкинском показывают работы художников всех крупнейших направлений, в том числе шедевр Сакаи Хоицу (1761–1828) — ширму «Цветущие летние и осенние травы», одно из самых известных произведений школы Римпа. Не останется, естественно, без внимания и самое известное за пределами Японии направление — укиё-э, ставшее популярным в Европе в XIX веке. На выставке экспонируются работы знаменитого автора укиё-э Кацусики Хокусая (1760–1849), в том числе «Большая волна в Канагаве» из его знаменитой серии «36 видов Фудзи». В Японии укиё-э было настолько популярно и распространено в среде горожан, что старые гравюры использовали даже в качестве упаковочного материала при отправке керамики в Европу, благодаря чему они и приобрели там такую популярность. В России они также пользовались успехом, в первую очередь пейзажи укиё-эно, но и сценки из городской жизни, портреты борцов сумо, актеров театра кабуки и красавиц своего времени. Одну из них, Окиту из чайного дома Нанивая, любимую модель Китагавы Утамаро (1753–1806), увидят и в Москве.
ГМИИ им. А.С.Пушкина
Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо
4 сентября – 28 октября
Комментариев нет:
Отправить комментарий